Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Творчество как обязательный компонент формирования компетентного специалиста
[ Скачать с сервера (30.0 Kb) · Скриншот ] 2018-02-07, 9:25 PM
Еретнева Е.В.,
КГУ «Гимназия №1акимата г.Шахтинска»
Творчество как обязательный компонент формирования компетентного специалиста
Благодаря мышлению и способности решить проблемы, мы живем в современных домах, разговариваем по сотовому телефону, разогреваем еду в СВЧ-печке. Но чтобы придумать новаторское решение, мало просто мыслить. Необходимо мыслить творчески. Сейчас принято говорить – креативно. Это слово сейчас у всех на слуху. При приеме на работу работодатели заинтересованы и в креативности работника.
Креативность – это творческая деятельность, поиск новых решений и идей. Умение мыслить и смотреть на мир иначе, чем большинство людей. [1,С.101-106].
На бытовом уровне слово креативность – это смекалка. Способность человека использовать предметы, обстановку и обстоятельства самым необычным образом, находя остроумное и нетривиальное решение проблемы. Творческая личность – это чаще всего человек независимого мышления, который руководствуется интуицией, позитивно относится к миру, отбрасывает стереотипы. В настоящее время творческое мышление ценится высоко. Работодатели вкладывают деньги в обучение работников, развивающих свою креативност. В школах в рамках программы обновленного содержания все чаще встречаются задания именно «на сообразительность».
Среди факторов, влияющих на творческое мышление, можно выделить 4 основных фактора: интеллект, опыт, эмоции, тренинг.
Существуют различные техники творческого мышления. Одной из таких техник является «Мозговая буря».
«Мозговая буря» (brainstorming)- техника группового решения проблем, используемая с целью стимуляции и активизации творческого процесса; участники стараются придумать всевозможные решения данной проблемы и лишь позднее приступают к их оценке и выбирают одно из них [2. С.118].
Основные принципы: - принцип отсроченной оценки – во время мозговой бури всякое оценивание запрещено;
- принцип фантазирования – желательно выдумывание самых неоправданных решений; глупая, на первый взгляд, идея может оказаться гениальной;
- принцип перехода количества в качество – чем больше количество найденных идей, тем больше шансов найти оптимальное решение;
- принцип модификации - необходимо видоизменить существующие идеи;
- принцип суггестии (внушения) – желательно поддаваться внушению решений других при выдумывании своих.
Главный принцип – предлагать, а не обсуждать.
«Крушение» – это еще один способ развития творческого мышления. В «Мозговой буре» придумываются решения, а в технике «Крушения» речь идет о создании как можно большего количества негативных характеристик данного предмета (найти как можно больше недостатков).
Советы по развитию креативности:
Концентрация, вникание в различные роли, проявление эмоций, использование различных техник интеллектуальной работы, желание и отвага экспериментировать, активность, генерирование новых решений, открытость новому, выход за рамки мыслительных схем, устремленность в завтрашний день, в будущее.
Главные идеи в креативности:
- Относитесь к учебе как к развитию и приключению. Пусть учеба будет для вас удовольствием и вызовом одновременно.
- Опирайтесь на собственный опыт, который является связующим звеном в учебе.
- Старайтесь активизировать работу всего мозга.
- Относитесь к критике, как она того заслуживает.
- Записывайте идеи и создавайте рисунки.
- Мыслите нестандартно.
- Когда вам в голову придет новая идея, ищите в ней преимущества.
- Читайте, ищите, открывайте.
- Принимайте во внимание ваши эмоции.
- Не бойтесь.
- Используйте свою интуицию и предчувствие.
Основной принцип творческого мышления – все, что не запрещено, разрешено.
Французский писатель Марк Леви предлагает самый действенный, на его взгляд, метод развития творческого мышления - фрирайтинг.
Фрирайтинг (или вольное писательство) – один из самых ценных навыков, это оперативный способ переносить мысли на бумагу, позволяющий выйти на такой уровень мышления, какого зачастую сложно достичь в течение дня. Эта техника поможет вам понять свой мир, выделять возможности и варианты, выходить из сложных ситуаций, разрабатывать идеи и принимать решения. Она также способствует усовершенствованию писательских навыков – как в плане стиля, так и в плане идей [3. С.5].
Леви дает 6 советов по поиску креативных решений:
1. Не прилагайте сверхусилий.
2. Пишите быстро и непрерывно.
3. Работайте с ограничением по времени.
4. Пишите так, как вы мыслите.
5. Переосмысливайе значение знакомых слов.
6. Дистанцируйтесь от своего интеллекта.
Научно доказано, что творческое мышление можно развивать в любом возрасте до конца своей жизни. Наш мозг способен генерировать оригинальные идеи, и никакие отговорки не могут этого изменить. Важно лишь расширять кругозор и применять различные техники стимулирования мозга.
Литература:
1. Дорфман Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 101-106.
2. Зимбардо.-1994, с118
3. Mark Andrew Levy. Гениальность на заказ. - 2010.
4. Бриджит Кобб . Управляй своей мечтой. – 2015.
5. Дария Бикбаева. Включите сердце и мозги. – 2017.
6. Майкл Микалко. Рисовый штурм. – 2015
7. Барбара Шер. Мечтать не вредно. - 2016.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Сакен0683 | Теги: специалиста, компетентного, Как, формирования, компонент, обязательный, творчество
Просмотров: 497 | Загрузок: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-12-21, 8:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru