Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Гармония чувства и слова в поэзии С.А.Есенина
[ · Скриншот ] 2019-02-22, 7:55 AM
Гладышева Галина Георгиевна
Евстратова Наталия Анатольевна
КГУ « СОШ – лицей № 7» города Семей ВКО.
Учителя русского языка и литературы.

Гармония чувства и слова в творчестве С.А.Есенина.

С.Есенин был противником искусства для искусства. Поэтическая лира Есенина многострунна. Слово в его стихах рождает тонкие нюансы мыслей и чувств. Зрелый Есенин считает рифмы типа «надежды- одежды» примитивными. В стихотворении
« Табун» образ коня романтический и окрашенный в разные цвета. В стихах раннего Есенина уже видны образы животного мира, такие как коровы, ягнята, щенки, котята, причем в их изображении он не боится натуральных зарисовок. Крестьянский мир с его хозяйством очень сильно воздействовал на поэта, что способствовало рождению в изображении жизнерадостных метафор и сравнений . С годами осмысление жизни углублялось: появились мотивы грусти. В лирике Есенина, в том числе стихотворениях о животных, часто встречаются диалектные слова: дергач ( коростель) , квелы
( болезненный, слабый) , кулига ( лесная поляна) . Главное, благодаря чему стихи Есенина с эмоциональной силой воздействуют на читателя, это искреннее лирическое воодушевление, которому он сам дал определение. Он писал, что читатель должен обращать внимание на лирическое чувствование. « Лирическим чувствованием овеяны все стихотворения поэта – от интимных до потетически – гражданственных.
Глубоким чувством согреты и такие стихотворения молодого Есенина, как «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица». Они содержатся в другом, в перенесении самых высоких и дорогих человеку материнских чувствах на зверя. Собака – мать, и ей близки материнские чувства – вот смысл лирической идеи автора.
Одним из художественных приемов в стихотворениях Есенина является недоговоренность, рассчитанная на индивидуальное домысливание читателя.
Читатели воспроизводят пропущенную картину в меру своей эмоциональности и впечатлительности.
Аналогичное наблюдение и в стихотворении «Корова», где после двустишия: «Не дали матери сына, первая радость не впрок», сразу приводится результат: «И на колу под осиной шкуру трепал ветерок».
Весьма оригинально построено стихотворение «Лисица». В нем сочетаются зрительные, слуховые, осязательные и даже обстоятельные образы: «На раздробленной ноге приковыляла// У норы свернулася в кольцо» - образ зрительный; «Ей все бластился в колючем дыме выстрел», «Ветер взбыстрил и рассыпал звонистую дробь» - образы слуховые; «На губах – как прелая морковь», «Пахло инеем и глиняным угаром»- образы обонятельные.
В отличие от стихотворения «Корова», почти лишенного метафоризации, в стихотворении «Лисица» - обилие сравнений и метафор: «Как желна, над нею мгла металась», «Желтый хвост упал в метель пожаром», «Колыхалася в глазах лесная топь».
Но есть и такие стихотворения у позднего Есенина, в которых любовь поэта к животным выливается в форму стройного, прочувствованного обращения – монолога, освещающего целый кусок жизни прошлой, например, «Собаке Качалова». Об истории появления этого столь знаменитого лирического монолога вспоминал народный артист СССР И.Качалов: «Часам к двенадцати я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шея, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой…»
Образность и лиризм автор создает разными методами. Если в стихотворении «Собаке Качалова преобладает общеупотребительная лексика и разговорная интонация, то написанное двумя днями раньше стихотворение «Несказанное, синее, нежное…» изобилует сравнениями.
Анималистский цикл стихотворений Сергея Есенина – ярчайшая страница мировой поэзии. Поистине чарует и пленит в нем гармония мысли и чувства, образа и слова. Не случайно А.М.Горький в своих воспоминаниях о Есенине пишет об одном из стихоторений этого цикла: «Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных. – Да, я очень люблю всякое зверье, - молвил Есенин задумчиво и тихо …. – и начал читать « Песнь о собаке». И когда произнес последние строки:
Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег, -
на глазах его тоже сверкнули слезы. После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
В известном стихотворении «Письмо к женщине» Есенин прибегает к яркому сравнению: «Не знали вы, что в сонмище людском я был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым седоком». В «Письме деду» даны разные варианты образа лошади.
В противоположность некрасовскому погонщику, избивающему лошадь-калеку ( «О погоде), герои Есенина сами везут телегу, жалея «мосластую шкеть».
В «Сорокоусте» Есенин создает трогательный образ красногривого жеребенка. Столкнув «железную» и крестьянскую Русь, поэт все свои симпатии отдает последней. Красногривый жеребенок, который скачет по высокой траве, стремясь догнать железное чудище – поезд, вызывает у автора ряд вопросов, ответы на которые подразумеваются.
Крестьянский мир, населенный пегими псами и щенятами, лошадьми и коровами, мир деревенских изб с петухами на ставнях и коньками на крышах, с его радостями и бедами Есенин тонко чувствовал и любил.
Есенин надеялся, что в деревне еще наступит «более просветленное чувствование новой жизни. И это давало поэту силы не оставлять своей многоструной лиры, гармонические аккорды которой продолжают звучать до сих пор.»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: galina62
Просмотров: 336 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-06-14, 1:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru