Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ · Скриншот ] | 2020-02-16, 6:55 PM |
Приемы создания ситуации диалога на уроках литературы Давайте возможность каждому ребенку в общении сделать свое маленькое открытие. Как построить урок, чтобы достучаться, пробить корку скептицизма и равнодушия к судьбам литературных героев (всем известно снижение интереса к чтению, отступление художественной литературы на задний план перед теле- и видеопродукцией)? В каком направлении вести поиск? Эти вопросы привели к необходимости провести проблемно-ориентированный анализ состояния литературного образования в нашей школе. Помощь оказали сами ученики, которым мы задали вопрос о причинах невысокой значимости «школьной» литературы. Основными они назвали следующие: -«неинтересно» (пренебрежение читательскими вкусами); -«непонятно» (игнорирование возрастных особенностей и жизненного опыта) -акцент на «изучение», на «анализ». Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Много исследований по изучению учебного процесса проведено, и ученые доказали, что диалог занимает центральное место на уроке. Диалог как форма организации обсуждения в процессе урока может быть в двух ипостасях: внутренний и внешний. Внутренний диалог (внутриличностный) – тот, в котором многоголосие позиций представлено в сознании одного человека. Внешний диалог – это и межличностный диалог, и групповой, и диалог разных способов понимания, разных логик, разных культур. Объектом исследования является курс классической русской литературы 19-20 веков. На данном этапе работы большее внимание я уделяла, на мой взгляд, очень существенному этапу урока – завязке, или «запуску» диалога. Как это сделать методически грамотно, чтобы соблюсти основные принципы диалога и добиться нужного эффекта как на внутриличностном уровне, так и на внешнем? Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся находят различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Большинство обсуждений в классе строится на различных типах бесед. Применение диалогового обучения на уроках русского языка и литературы позволило нам отметить, что ученики работают самостоятельно, затем оживленно обсуждают в группе, выдвигают идеи, отстаивают свое мнение. Уникальность методики в том, что ученики на уроках делятся своими идеями, сравнивают знания, могут свободно общаться. Из трех видов беседы, учителя отдают предпочтение исследовательскому типу беседы, при которой ученики решают общую проблему, задают друг другу вопросы, обосновывают свои мысли и утверждения, отстаивают свои позиции. Применение диалогового обучения позволяет по-новому построить структуру урока, где главное место принадлежит не учителю, а ученику, который при правильной организации может продолжить обучение самостоятельно. Диалог выполнит свое назначение, если для достижения глубокого понимания темы, учитель использует качественную постановку вопросов. Поэтому обращение к таким активным стратегиям как «6W», «Ромашка Блума», «Тонкие и толстые вопросы» позволит подготовить ученика к поиску самостоятельного решения проблемы. Положительными сторонами диалога являются такие результаты обучения русскому языку и литературе, как открытие знаний, приобретение алгоритмов деятельности, формирование, закрепление навыков, формирование уверенности в себе, осознание необходимости приобретения знаний, навыков. При этом знания не даются в готовом виде, а открываются в сотрудничестве учеников и учителя. Таким образом, диалог на уроке является средством деятельности: для учителя - средством обучающей деятельности, для ученика - учебной, где каждый ученик приходит к осознанию его значимости в процессе обучения. Следовательно, задача учителя, организуя диалоговое обучение, не только создать поле для развития внутренней мотивации школьника, но и поддерживать это состояние, удивлять ученика, приводить к новым учебным открытиям. Диалог является результативным на уроке, потому что он способствует развитию интеллекта, творческих способностей школьников. Правильно организованный диалог способствует формированию универсальных учебных действий. | |
Просмотров: 395 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|