Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Преклонение перед красотой и тайной природы.
[ · Скачать удаленно () ] 2011-12-27, 4:14 PM
Тема: Федор Иванович Тютчев.
Преклонение перед красотой и тайной природы.
Цель: познакомить десятиклассников с фрагментами жизни и творчеством
Ф.И.Тютчева;
развить интерес в прозе и поэзии Ф.И. Тютчева;
привить любовь к природе.
Оснащение : мультимедийный кабинет.
Ход урока.
I. Актуализация полученных знаний.
1. Проверка выученного наизусть стихотворения в прозе И. Тургенева.
II. Формирование новых понятий.
1. Целевая установка:
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним писателем второй половины 19 века с Фёдором Ивановичем Тютчевым.
Во второй половине 19 века , в противовес критическим и художественным произведениям В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Некрасова, утверждается эстетическая теория « искусство для искусства», или « чистое искусство».
Эта теория утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, они должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным. Идеи « чистого искусства» проявились в творчестве таких талантливых поэтов второй половины 19 века,
как Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.
Поэт родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в семье дворянина Ивана Николаевича Тютчев и его жены Екатерины Львовны, урожденной Толстой.
Детство Тютчева проходило летом в Овстуге, зимой в Москве. Владели Тютчевы также и подмосковным Троицким. Федор рос слабым ребенком, в ребячьих забавах участия не принимал. Поэтому и близких друзей в детстве у него не было.
Первым воспитателем будущего поэта был ---вольноотпущенный Николай Афанасьевич Хлопов. Он, как и пушкинская няня Арина Родионовна ,оказал огромное нравственное влияние на своего питомца. Был грамотным и благочестивым человеком, пользовался большим уважением среди своих господ.
Асемгуль: Писать стихи Тютчев начал очень рано, в 5-6 лет. К сожалению. Они не сохранились.
К десяти годам у Федора появился новый учитель- Семён Егорович Амфитеатров, который стал позже известным журналистом и поэтом- переводчиком и печатался под псевдонимом Раич. Это был человек бескорыстный , честный, оригинальный, влюбленный в поэзию. Между учителем и учеником установились самые дружеские отношения. Они много говорили о литературе. Читали стихи римских авторов и русских стихотворцев 18 века. Раич прожил в доме Тютчевых семь лет. Естественно, что общение мальчика с таким человеком не прошли даром.
К самому раннему периоду творчества Тютчева относятся 16 стихотворений, во многом подражательные, которые напоминали произведения поэтов 18 века- Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина. Но ведь поэту было всего 12 лет!
Огромное влияние на молодое дарование оказала встреча с поэтом В.А.Жуковским, память о котором он хранил всю жизнь. Тютчевы очень часто приглашали в свой дом В.А. Жуковского и поэта. Критика, профессора, Московского университета А. Ф. Мерзлякова. У Мерзлякова была большая семья, он очень нуждался , поэтому был вынужден искать дополнительный заработок: содержал при своем доме частный пансион для детей наиболее состоятельных дворян. В пансионе преподавались русский, французский и немецкий языки, география, история, математические и даже военные науки. Ф.И. Тютчев, с благословения родителей, стал посещать пансион А.Ф. Мерзлякова.
Чуть позже профессор А.Ф. Мерзляков дал рекомендацию Тютчеву для поступления в Московский университет.
Так , к шести годам Федор уже был готов для Московского университета.
Кенжегуль: В Московском университете. 6 ноября 1819 г. Федор Тютчев был зачислен студентом словесного факультета в Московский университет, студенты которого имели тогда возможность выбирать тех профессоров , лекции которых хотели бы слушать. Для этого фамилии преподавателей студент вносил в свой « Табель» ( так назывался документ, подобный нынешней зачетной книжке), и список этот утверждался ректором.
Самым выдающимся профессором словесного факультета был, несомненно, А.Ф. Мерзляков. Лекции он читал эмоционально, интересно, не оставляя равнодушных в аудитории.
Во время учебы в университете Ф. Тютчев читает произведения европейских писателей и поэтов, философов- Лессинга, Шиллера, Руссо. Но любимым поэтом и драматургом Тютчева был Фридрих Шиллер, стихотворения которого он станет переводить. Большинство произведений этих авторов не были на русский язык. Федор Иванович читал их в « подлинниках», как и древнеримских и древнегреческих классиков, изучив для этого древнегреческий и итальянский языки.
Гульсая: Он с интересом читал и произведения русских писателей, которые публиковались в московских и петербургских журналах. Это М.В. Ломоносов, Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин, В.А. Жуковский.
Тютчев окончил университет досрочно. За блестящие знания, стихотворные сочинения и примерное поведение он был удостоен звания кандидата словесных наук. В день своего восемнадцатилетия, 23 ноября1821 г., Ф.Тютчев получил и аттестат об окончании Московского университета.
Вскоре высокопоставленный родственник Тютчева, граф А.И. Остерман- Толстой, выхлопотал для него должность сверхштатного чиновника при Русской дипломатической миссии в Баварии.
Словарная работа:
Дипломатический- дипломатия-
Деятельность правительства и его специальных органов по осуществлению внешней политики государства и по защите интересов государства и его граждан за границей.
Эльвира: Тютчев в Мюнхене. Задачи Русской дипломатической миссии в то время заключались в наблюдении за политическим состоянием Баварского королевства, которое обязано было соблюдать принципы Священного союза- коалиции европейских монархов, которая была направлена ив основном против революционного и национально- освободительного движения в Европе. Во главе этого союза находилась Россия, чем и определялось значение русских посольств в раздробленных германских государствах.
В начале своей служебной карьеры Тютчев занимался лишь переписыванием официальных бумаг, которых было не так много. Поэтому в свободное время Федор Иванович знакомился с баварской столицей, много читал.
Вскоре на одном из приемов он познакомился с юной графиней Амалией Лерхенфельд. Ей было 15 лет, она происходила из знатного германского рода.
Айгерим: Красавица Амалия Лерхенфельд не могла всерьез воспринимать положение в обществе своего избранника.
Ей было хорошо с застенчивым русским дипломатом. Они гуляли по улицам Мюнхена, совершали поездки в старинные предместья, прогулки по берегу Дуная.
Тютчев так вспоминал это время :
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени , шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.

Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
Ф.Тютчев даже решился просить руки Амалии, но родителей девушки не устраивал простой русский дворянин без фамильных титулов, и они предпочли барона Крюденера. Амалия любила Тютчева. Но всё же по настоянию родителей дала согласие на брак с бароном. Федор очень страдал и продолжал на что-то надеяться.
Жазира: В июне 1825г. Тютчев вместе со своим дядькой Хлоповым приехал в Москву. Этот год вошел в историю России как год Первой русской революции. Накануне восстания в Москве и Петербурге уже действовало Северное тайное общество, в Молдавии и Украине- южное. Членами этих тайных обществ были многие из дворянских семей, а также близкие и знакомые Тютчева. К сожалению, до нас не дошло мнение поэта о революционных событиях 1825 г.
Учитель: К тому времени Тютчев уже прожил за границей три года.
Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон,
урожденной графине Ботмер от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аскакова.
В это же время завязывается дружба Тютчева с великим немецким поэтом Генрихом Гейне, стихи которого поэт переводил и до знакомства с ним.
Первый по времени перевод- « На севере мрачном»- Ф.Тютчев озаглавил
« С чужой стороны»:
( Бекзат)
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму всё снится ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветёт, одинока…
Учитель: Пароход « Николай 1», на котором семья Тютчева едет из Петербурга в Турин,терпит бедствие в Балтийском море. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. И в 1839 Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг ( урожденной Пфеффель) В 1844 г. Тютчев переезжает в Россию. Он был назначен чиновником в Министерство иностранных дел. С 1858г. возглавляет Комитет цензуры иностранной литературы при Министерстве иностранных дел. Активно участвует в кружке Белинского. Выступает с публицистическими статьями.
I период II период III период
Начальный 10-е – начало 20-х годов, когда
Тютчев создает свои юношеские стихи,
Архаичные по стилю и близкие к поэзии 18 века. Вторая половина 20-х- 40- е годы, начиная со стихотворения
« Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики.Это сплав одической поэзии 18 века и традиции европейского романтизма.
50-е – начало 70-х годов. Этот период отделен от предыдущего
десятилетием 40-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай», пронзительный « денисьевский цикл».

Шедевр русской любовной лирики составляет знаменитый денисьевский цикл. Ученики читают стихотворения этого цикла:
Гульназ: « Как хорошо ты, о море ночное..»
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь. Как во сне, я потерян стою-
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Асем: « Ночное небо так угрюмо»
Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
Как по условленному знаку,
Вдруг неба вспыхнет полоса,
И быстро выступят из мраку
Поля и дальние леса.
И вот опять все потемнело,
Все стихло в чуткой темноте-
Как бы таинственное дело
Решалось там- на высоте.
Азамат: « Как неожиданно и ярко»
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла-
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его- лови скорей!
Асемгуль: «От жизни той, что бушевала здесь»
От жизни той , что бушевало здесь,
От крови той, что здесь рекой лилось,
Что уцелело , что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…

Да два- три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят,- и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих- лишь грезою природы.
Ренат: « Иным достался от природы»
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески- слепой-
Они им чуют, слышат воды
И в темной глубине земной…

Великой матерью любимой,
Стократ завидней твой удел-
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел…
Учитель: Вот только что вы прослушали лирические стихотворения поэта из денисьевского цикла.
- А теперь, скажите, как вы понимаете слово лирическое? От какого слово оно образовано?
Лирика
Род литературных произведений, выражающих чувств и переживания.

Федор Иванович вошел в сознание читателей прежде всего как вдохновенный певец природы. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А.А.Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.
Света: Федор Тютчев всегда показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений. В переходных состояниях- от зиме к весне, от лета к осени, от грозы к успокоению, от дня к ночи, от ночи к утру.
Гроза прошла- ещё, курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сраженный,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой.

А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася,
И радуга концом дуги своей
В зелёные вершины уперлася.

Или: песок сыпучий по колени…
Мы едем- поздно,- меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Чёрный и чаще бор глубокий-
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий
Глядит из каждого куста!
.
Турсунгуль: Мир природы в представлении Тютчева совершенен и гармоничен. « Разлад » с природой, по мысли поэта, приносит человеку страдания. Страстное стремление к слиянию с окружающим миром прослеживается во всей поэзии Ф. Тютчева. Он ищет согласия ,созвучия души человека с миром природы.

Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом.
И гаснет цвет, и звук немеет
В оцепененье ледяном,-
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она все льётся –и. журча,
Молчанье мертвое тревожит.
Так и в груди осиротелой,
Убитой хладом бытия,
Не льётся юности весёлой
не блещет резвая струя,-
Но подо льдистою корой
Ещё есть жизнь, ещё есть ропот-
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шёпот.
Гулден:
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля…
Вот пробилось из-за тучи
Синей молнии струя-
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Даулет: Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё-простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Анара: Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нём ничто не зетрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Учитель: Кроме великолепных картин природы перу Тютчева принадлежит немало стихотворений, посвященных высокому чувству любви к женщине. В них чаще скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам, переходящим из одного в другое любовное признание, читатель может догадаться, к кому оно может относиться.( Сейчас Салтанат прочитает вам стихотворение, а вы отгадайте кому оно адресовано)
( стихотворение посвященной Баронессе Крюденер)
Я встретил вас- и всё былое
В остывшем сердце оживило,
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас,-
Так Весь овеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та в душе моя любовь!...
Бибинур:
Все последние стихотворения любовной лирики Тютчева посвящены Елене Александровне Денисьевой, « последней любви» поэта.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье;
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Заключительное слово учителя: Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Поэт при описании природы нашел свои, только ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть её красоту.
Умер Ф.И.Тютчев 15 июля 1873 г. в Царском Селе и похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.
Составление кластера к слову « Тютчев»

Учитель: Тютчевские « Весенние воды» стали знаменитыми. Многие композиторы писали на них музыку. Н.А. Некрасов считал « Весенние воды» « одною из лучших картин, « написанных пером» Тютчева.

Анализ стихотворения « Весенние воды»

Размер стихосложения: двухсложный, хореический т.е. хорей

Рифма: перекрёстная.( повтор звуков через строку)

Снег-брег, шумят- гласят, концы-гонцы, идёт- вперед, дней- за ней.
Олицетворение Метафора Эпитет
Воды шумят
Бегут и будят брег
Бегут и гласят
Они гласят
Весна идёт

Молодой весны
Толпится весело Тихих дней
Румяный, светлый хоровод
Д\ з: докончить работу над таблицей и выучить наизусть стихотворение
« Весенние воды»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Megaberish
Просмотров: 2044 | Загрузок: 384 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-01-08, 10:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru