Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конкурс чтецов "Литературная гостиная"
[ Скачать с сервера (965.6 Kb) ] 2012-01-08, 5:39 PM
Қостанай облысы әкімдігі білім Басқармасының
«Лисаков түзету мектеп-интернаты» ММ
ГУ «Лисаковская коррекционная школа-интернат»
Управления образования акимата Костанайской области

«Әдебиет қонақжайы»
мәнерлеп оқу сайысы

Разработали учителя русского языка и чтения:
Донченко Альбина Васильевна
Дудка Зинаида Андреевна

Октябрь 2011
Сценарий конкурса "Осенняя гостиная"
Цели мероприятия:
• Создание условий для расширения знаний учащихся об осени.
• Обучение умению слушать и слышать поэтическое слово, музыку.
• Воспитание эстетического отношения к природе.

Оформление: зал оформлен в осеннем стиле, на стендах рисунки учащихся на осеннюю тему и репродукции известных художников об осени. Стоят столики, на которых лежат произведения поэтов XIX века. Все участники вечера, гости сидят за столиками.У участников конкурса на груди приколот листок клена с номером выступления.
Психологический настрой.
Звучит классическая музыка П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь» (презентация). Ребята рассаживаются за столики.
На фоне музыки ведущие начинают конкурс.
1вед. Добрый день, дорогие друзья!

2 вед. Мы рады приветствовать вас на нашей встрече.

1 вед. Вы слышите музыку? Какие картины встают перед вами, когда вы ее слушаете?
(работа с залом)
2 вед. Разговор наш пойдёт сегодня об удивительном времени года – осени. Что
изменилось в природе с наступлением осени? Слайд 1 (курлыканье журавлей)

1 вед. Поэт Ф.И. Тютчев писал, что природа слайд 2
“… не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык”.
Не всем дано услышать этот язык. Для поэтов, художников и композиторов осенняя природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней”.

2 вед. Действительно, что же такое осень? На этот вопрос мы попробуем отыскать ответ у поэтов 19 века. Обратимся к их творчеству. Слайд 3. Поэты нас приглашают в литературную гостиную.

1 вед. Ребята, а что означает слово «гостиная»? Слайд 4
Наш конкурс будет оценивать компетентное жюри в составе: Ковальчук О.И.,
Жантугулова Г.А.,
Куанова Г.С.
2 вед. Начнём, пожалуй, с самого популярного стихотворения А.С.Пушкина «Осень», которое прочитает Смирнова Мария, ученица 6 «Б» класса:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

1 вед. Для Александра Сергеевича осень была самым любимым временем года, так
говорит он об этом в стихотворении «Осень»:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одно
В ней много доброго; любовник не тщеславный
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

2 вед. Продолжит стихотворение «Осень» ученица 5 «А» класса Киселева Екатерина:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

1 вед. “Болдинская осень” называют осень 1830 года, проведённую Пушкиным в имении Болдино и прославленную творениями поэта, созданными за эти три месяца. Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю жизнь. Стихотворение «Уж небо осенью дышало» прочтет Белозеров Александр, учащийся 5 «А» класса:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

2 вед. Вслед за Пушкиным к этому времени года обращаются и поэты второй половины XIX в. Тютчев Ф.И. и Фет А.А.
1 вед. Слайд 5 Ф.И.Тютчев вошёл в сознание читателей как вдохновенный певец природы. Природа для него является постоянным источником впечатлений и раздумий. У него есть необыкновенная способность улавливать именно те черты, по которым в воображении “читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина”.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной» прочтет учащийся 6 «А» класса Негрий Алексей:
Есть в осени первоначальной
Коротая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

2 вед. Одного, точно найденного эпитета “день как бы хрустальный” и зорко подмеченной детали “паутины тонкий волос” поэту достаточно, чтобы вызвать в нашем зрительном восприятии картину ранней осени во всей её конкретности. Тютчев показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений, переходных состояниях от зимы к весне, от лета к осени.
Стихотворение «Осенней позднею порою» прочтет ученица 8 «А» класса Олейник Наталья:
Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою
Как бы дремотою объят —
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…
И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…
1 вед. Нам близок и дорог Тютчев – вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть её красоту.
Об «Осеннем вечере» нам расскажет учащийся 8 «А» класса Еремин Анатолий:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Слайд 6
2 вед. А. А.Фет – поэт пейзажной лирики второй половины XIX века. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали»,которое прочтет Сорока Елена, ученица 5 «Б» класса:
Ласточки пропали,
А вчера с зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится
На дворе темно
Лист сухой валится
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…
1 вед. Лирика Фета особенная. В своих стихах он уходит в природу и любовь, ищет красоту и находит её. А.А.Фет – поэт природы в широком смысле этого слова. Свежесть, природность, богатство эмоционального мира сопровождают его поэзию . Природа у него одушевлена. Вот стоит только послушать стихотворение «Тополь». Читает Смайлова Лаура, ученица 7 «А» класса:
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.

2 вед. Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» прочтет ученик 9 «А» класса Коровин Константин:

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

1 вед. Стихотворение «Осенью» прочтет ученица 7 «Б» класса Тауканова Наталья:

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

2 вед. Стихотворение «Осень» прочтет ученица 9 «А» класса Залевская Светлана:
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфо'рные очи,
Да только не греют меня.

1 вед. Стихотворение «Осенняя роза» прочтет ученик 9 «А» класса Нурбалин Чингиз:
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
Слайд 7
2 вед. Не менее поэтичен другой русский поэт – Н.А.Некрасов, который также с любовью рассказывает об изменениях в природе.
Стихотворение «Несжатая полоса» прочтёт Дивянина Наталья, ученица 9 «А» класса:
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли.
Нас, что ни ночь разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? Чего еще ждет?"
Ветер несет им печальный ответ
"Вашему пахарю моченьки нет"…
Слайд 8
1 вед. Константин Дмитриевич Бальмонт поэт рубежа веков. Поэзии Бальмонта была свойственна манерность, самолюбование. Но многим его стихотворениям присущи гибкость и музыкальность языка.
Стихотворение «Осень» прочтет ученик 7 «Б» класса Урсу Иван:
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Слайд 9
2 вед. Необычная впечатлительность и восприимчивость И.А. Бунина легли в основу его стихов. Яркость и богатство оттенков изображения окружающего мира поражают читателя. Стихотворение «Листопад» прочтет ученица 7 «А» класса Новикова Надежда:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
1 вед. Читая стихи Бунина, ты как будто бы оказываешься в жёлтом осеннем лесу, пылающем как жаркий костёр, чувствуешь себя листком берёзы, летящим на блёклую траву, и ощущаешь, что осень несёт в себе тишину, молчанье и покой. Стихотворение “Не видно птиц…” прочтет ученица 9 «А» Грищенко Мария:
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва.
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном монотонным
Гудит-поет в стволы ружья.
Слайд 10
2 вед. В своих произведениях Алексей Плещеев сетует на то, что в природе все замерло, ждет обновления… Стихотворение «Скучная картина» читает Бардош Алексей, ученик 6 «А» класса:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

1 вед. Но не только русские поэты посвящали свои произведения осени. Казахские поэты тоже любовались осенними картинами. Слайд 11. Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы также писал стихи о природе. Одно из его стихотворений вы услышите сейчас. Стихотворение «Күз» Абая Кунанбаева прочтет ученица 6 «А»класса Пудвиль Екатерина:
Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан,
Күз болып, дымқыл тұман жерді басқан.
Білмеймін тойғаны ма, тоңғаны ма,
Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан.
Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұрынғыдай,
Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай.
Қайыршы шал-кемпірдей түсі кетіп,
Жапырағынан айрылған ағаш, қурай.
Біреу малма сапсиды, салып иін,
Салбыраңқы тартыпты жыртық киім.

2 вед.Продолжит стихотворение Абая Кунанбаева Уразова Кульжан, ученица 6 «А» класса:
Енесіне иіртіп шуда жібін,
Жас қатындар жыртылған жамайды үйін.
Қаз, тырна қатарланып қайтса бермен,
Астында ақ шомшы жүр, ол бір керуен.
Қай ауылды көрсең де, жабырқаңқы,
Күлкі-ойын көрінбейді, сейіл-серуен.
Кемпір-шал құржаң қағып, бала бүрсең,
Көңілсіз қара суық қырда жүрсең.

1 вед. Закончит стихотворение «Күз» Куланбаева Гульмира ,ученица 6 «А» класса:
Кемік сүйек, сорпа-су тимеген соң,
Үйде ит жоқ, тышқан аулап, қайда көрсең.
Күзеу тозған, оты жоқ елдің маңы,
Тұман болар, жел соқса, шаң-тозаңы.
От жақпаған үйінің сұры қашып,
Ыстан қорыққан қазақтың құрысын заңы.

2 вед. Ребята, посмотрите, какой увидели осень учащиеся нашей школы. Правда, красиво?
(обращение к выставке)
1 вед. Пока жюри подводит итоги конкурса, мы вам предлагаем послушать песню про осень. Презентация «Что такое осень?» (группа ДДТ)
Слово жюри. Награждение.
2 вед. На этом наша встреча подошла к концу. Мы благодарим всех за участие в
конкурсе чтецов. Следующая встреча состоится в «Зимней гостиной».
1 вед. До новых встреч, до свидания!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Зинаида
Просмотров: 3869 | Загрузок: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-01-23, 7:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru