Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2012-01-29, 6:55 PM | |
Сценарий урока по русскому языку в 11 «А» классе на тему: «Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению: «Что есть красота?» Цель: - через различные виды искусств дать представление о красоте как категории эстетической и нравственной. Задачи: Обучающая: научить работе с текстом, используя рассуждение как тип речи; Развивающая: развивать у подростков художественное восприятие окружающего мира, эстетический вкус и творческие способности. Воспитательная: содействовать воспитанию гармоничной личности, благородной, одухотворённой, достойной уважения. Методы: наглядный, дедуктивный, практический, проблемно-поисковый Тип урока: урок развития речи Вид: работа в группах Оборудование: интерактивная доска, репродукция картины «Джоконда» Леонардо да Винчи, портрет В.А.Сухомлинского, обложка книги «Письма к сыну», портрет Антонио Вивальди, его музыка из цикла «Времена года. Зима», портрет Н.Заболоцкого, клип «Очарована, околдована», детские портреты, слайды к теме урока. Ход урока … что есть красота и почему её обожествляют люди? Н.Заболоцкий I.Мотивационная установка. Чтение стихотворения С.Кирсанова “Этот мир”. Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар Солнце в жарких руках, наклоняясь, как гончар, Вертит влажную глину, с любовью лепя, Округляя, лаская, рождая тебя. И когда ты отделан и весь обожжен, Солнце чудо свое омывает дождем И отходит за воздух, за облака Посмотреть на творение издалека. Ни отнять, ни прибавить - какая краса! Вопросы на выявление восприятия. - Как вы понимаете значение слов «краса», «красота», «красивый»? Ученик: Красота-это всё красивое, прекрасное. Она порождает положительные эмоции, даёт эстетическое наслаждение. – Где мы можем встретить красоту? Ученик: Где угодно и в чём угодно. - Правильно. II. Изучение нового материала. Слайд№1 Слово учителя. - Сегодня на уроке мы постараемся через различные виды искусств разобраться в вопросах красоты как категории эстетической и нравственной и ответить на вопрос эпиграфа к нашему уроку; обобщим сведения о рассуждении как типе речи. Одним словом, будем готовиться к домашнему сочинению по теме: «Что такое красота?» Знакомство с планом работы на уроке. 1. Народная мудрость о красоте. Слайд №2 Красна птица пением, а человек - умением. Красна речь поговорками. Красивое слово-серебро, а хорошее дело-золото. Красота без разума пуста. - Какая из пословиц кажется вам исходной, необходимой для понимания других? Ученик: Красота без разума пуста. - Почему ты так считаешь? Ученик: Потому что только мыслящий, разумный человек способен оценить истинную красоту. - Я с тобой согласна. - Какие виды искусства, известные вам, способны воплощать красоту? Ученик: Музыка, скульптура, архитектура, живопись, кино, поэзия 2. Обратимся к живописи. Слайд№3 Перед вами портрет титана эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. В истории живописи портрет Моно Лизы или Джоконды более 500 лет является образцом красоты женского лица. Слайд №4 Кто эта женщина? Её полное имя Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини. Эта неаполитанка была женой зажиточного флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. У них было пятеро детей. Приблизительно в 1506 Леонардо взялся за хорошие деньги написать для торговца портрет его жены и, потрудившись 4 года, так и оставил его незавершённым из-за своей болезни. Споры о красоте Моно Лизы, о смысле ускользающей её улыбки не закончены до сих пор. Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном - взгляд красивой женщины действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление. За счет чего - объяснения нет. Если вам доведется быть в Париже, зайдите в Лувр - в эту сокровищницу мирового искусства. И не забудьте посетить зал, где выставлена самая знаменитая картина мира «Джоконда» - шедевр великого Леонардо да Винчи. Пять веков ученые бьются над тайной портрета. А может быть, пришла пора оставить в покое бедную Лизу и просто любоваться этим загадочным творением мировой живописи. Творенье может пережить творца: Творец уйдёт, природой побеждённый, Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца. 3. Музыка и красота – не разделимы. Слайд №5 Антонио Лючио Вивальди. Итальянский композитор 17 века, скрипач, педагог, дирижёр. Его взаимоотношения с музыкой удивительны. Придуманные им мелодичные звуки вершат чудеса в душе человека, меняют его состояния и настроение. Не перестаёшь поражаться тому, сколько духовной силы и энергии может сосредоточиться в одном человеке. Послушаем 4 часть из цикла «Времена года. Зима» и попробуем нарисовать себе картины зимнего пейзажа от лёгкой пороши до неистовой силы снежного урагана. (музыка А.Л.Вивальди) 4. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Архитектура – греч. слово * Искусство проектирования, возведения и художественного оформления строений; зодчество. * .Характер, стиль постройки. Приятно смотреть на многообразие памятников архитектуры европейских стран, стран ближнего зарубежья, нашего государства. Приятно, потому что это красиво, монументально, грациозно. Слайд №6 5 Чувство особого умиления вызывают у нас детские лица. Они все до одного красивы. Их озорные улыбки, удивительные выражения глаз заставляют нас быть нежными, заботливыми, добрыми и мудрыми. Фотографии детства… Именно их мы можем часами рассматривать, когда вырастаем. Давайте посмотрим на фотографии детей. Возможно, именно таким был кто-то из вас… Слайд №7 6. Любовь - самое поэтическое, возвышенное и прекрасное чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека. Любовь переплетает и живые человеческие чувства и чувства вымышленных литературных героев. Вспомните А.Пушкина и Натали Гончарову, Т.Ларину и Е.Онегина, М. Лермонтова и В.Лопухину, Н.Ростову и А.Болконского, английского мореплавателя Г.Нельсона и леди Гамильтон, Ромео и Джульетту. Обратимся к поэзии Н.Заболоцкого, с творчеством которого на следующем уроке литературы вам предстоит познакомиться. Слайд №8 Это ему принадлежат слова: … что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде Вершиной его творчества стало прекрасное стихотворение о любви «Признание» из цикла «Последняя любовь», написанное в 1957 году. В нём автор удивительно тонко и потрясающе верно передал многообразную палитру чувств, эмоций, переживаний, всю остроту боли, восторга, радости, разочарования, которые переживает любящее сердце. (М.Звездинский. «Очарована, околдована» Клип III. Тренировочные задания по развитию речи. - Мы увидели, как красивое воплощается в живописи, поэзии, музыке, кино Теперь обратимся к красоте словесного образа, ярко представленного в письме В.А.Сухомлинского к сыну. Слайд №9 - У вас на столах лежит раздаточный материал. Это письмо – одна из форм эпистолярного жанра. Особенность писем в том, что они создают эффект документальности, подлинности и убедительности сообщения. -Читаем письмо вслух Письмо. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота- категория эстетическая. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах, журавлиную стаю, утреннюю росу, серые нити дождя, фиолетовое облачко, белый колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство. Как важно быть благородным, когда ты мужчина. Ты согласен со мной? Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Поверь: внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворённость - богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе. Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью. Безликой внешность человека делает духовная пустота. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства - это и есть гармония, о которой так много говорится. Это и называется красотой в человеке. Ты – творец собственной духовной красоты. Помни: от тебя тоже зависит красота людей, живущих с тобой рядом. Хочется, чтобы это письмо осталось у тебя на всю жизнь, чтобы ты хранил его, перечитывал, думал над ним. Работай над собой, сын. Вопросы на выявление читательского восприятия. 1. Кому адресовано это письмо? Ученики: Сыну 2. Только ли ему? Подумайте. Ученики: Это духовное завещание всем молодым людям. 3. Приведите примеры из текста. Ученики: Остановись и ты в изумлении… как важно быть благородным, ты - творец…, помни… , храни…, перечитывай…, думай…, работай над собой (правильно) 4. Как автор определяет красоту как непреложную высшую человеческую ценность? Ученики: Красота- это глубоко человеческое, это радость нашей жизни. 5. Размышляя о духовности, автор делает вывод. Какой? Ученики: Ты – творец…. 6. Структурным элементом какого типа речи является итог - вывод? Ученики: Рассуждения. 7. Вспомните композицию рассуждения. Ученики: тезис, доказательство, вывод. Слайды №10, №11 8. Найдите в тексте тезис: Ученики: Красота – это глубоко человеческое. Доказательство: Ученики: доказательствами являются утверждения о единстве внешней и внутренней красоты и др. Вывод: Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть гармония, о которой так много говорится. Это и называется красотой в человеке. 9. В каком стиле чаще используется рассуждение? Ученики: в публицистическом и научном. 10. К какому стилю относится данный текст? Ученики: к публицистическому. 11. Какие изобразительно-выразительные средства речи(тропы) здесь встречаются? Ученики: олицетворение, инверсия, повторы, риторический вопрос, обращение, метафора 12. Найдите примеры терминологического характера: Ученики: «антропологическое совершенство», «нравственное достоинство», «эстетическое, физическое совершенство», «категория эстетическая», «нравственная одухотворённость». IV. Работа в группах. 3-4 мин. Слайд №12 1. группа. Сформулировать и записать советы, которые даёт автор молодым 2. группа. Найти словесные образы красоты в тексте и проранжировать их. 1. группа. Составить вопросный план. (звучит лёгкая музыка) Презентация работ. 1-2 мин. - Давайте обратимся к таблице (вывод по письму) Слайд №13 Адресант (отправитель) Ситуация общения Адресат (получатель) В.А.Сухомлинский Тема: красота Форма: сообщение Вид: письмо Цель: дать совет Сын, молодёжь Рефлексия. - Итак, что такое красота и почему её обожествляют люди? Этап оценивания. V. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на одну из тем: Слайд №14 1. Красота в живописи и поэзии. 2. Ты - творец собственной духовной красоты. 3. Красота в любви. 4. Моё отношение к красоте. 5. Красота детского лица. Приложения. Работа в группах. Задание 1 группе: сформулировать и записать советы автора молодым. 1. Умей всматриваться в самого себя. 2. Учись видеть красоту во всём. 3. Будь благородным, достойным. 4. Стремись к духовному совершенству. 5. Найди себе любимое занятие. 6. Сторонись духовной пустоты. 7. Не гонись за внешней красотой. 8. Будь гармоничной личностью. 9. Работай над собой. Задание 2 группе: найти словесные образы красоты в тексте и проранжировать их. Достоинство Совершенство Радость Изумление Одухотворенность Деятельность Нравственность Ценность Гармония Задание 3 группе: составить вопросы к тексту 1. Что стало с человеком, который научился всматриваться в самого себя? 2. Что такое красота? 3. В чём можно увидеть красоту? 4. Нужно ли быть благородным? 5. Что значит быть гармоничной личностью? 6. Важна ли в жизни внешняя красота? Темы домашнего сочинения: 1. Красота в живописи и поэзии. 2. Ты - творец собственной духовной красоты. 3. Красота в любви. 4. Моё отношение к красоте. 5. Красота детского лица. | |
Просмотров: 4129 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|