Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока русского языка в 11 классе
2012-01-29, 6:55 PM
Сценарий
урока по русскому языку в 11 «А» классе
на тему: «Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению:
«Что есть красота?»

Цель:
- через различные виды искусств дать представление о красоте как категории эстетической и нравственной.

Задачи:
Обучающая:
научить работе с текстом, используя рассуждение как тип речи;
Развивающая:
развивать у подростков художественное восприятие окружающего мира, эстетический вкус и творческие способности.
Воспитательная:
содействовать воспитанию гармоничной личности, благородной, одухотворённой, достойной уважения.

Методы: наглядный, дедуктивный, практический, проблемно-поисковый

Тип урока: урок развития речи

Вид: работа в группах

Оборудование:
интерактивная доска, репродукция картины «Джоконда»
Леонардо да Винчи, портрет В.А.Сухомлинского, обложка книги «Письма к сыну», портрет Антонио Вивальди, его музыка из цикла «Времена года. Зима», портрет Н.Заболоцкого, клип «Очарована, околдована», детские портреты, слайды к теме урока.

Ход урока
… что есть красота
и почему её обожествляют люди?
Н.Заболоцкий

I.Мотивационная установка.

Чтение стихотворения С.Кирсанова “Этот мир”.
Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар
Солнце в жарких руках, наклоняясь, как гончар,
Вертит влажную глину, с любовью лепя,
Округляя, лаская, рождая тебя.
И когда ты отделан и весь обожжен,
Солнце чудо свое омывает дождем
И отходит за воздух, за облака
Посмотреть на творение издалека.
Ни отнять, ни прибавить - какая краса!
Вопросы на выявление восприятия.
- Как вы понимаете значение слов «краса», «красота», «красивый»?
Ученик: Красота-это всё красивое, прекрасное.
Она порождает положительные эмоции, даёт эстетическое наслаждение.
– Где мы можем встретить красоту?
Ученик: Где угодно и в чём угодно.
- Правильно.
II. Изучение нового материала. Слайд№1

Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы постараемся через различные виды искусств разобраться в вопросах красоты как категории эстетической и нравственной и ответить на вопрос эпиграфа к нашему уроку; обобщим сведения о рассуждении как типе речи. Одним словом, будем готовиться к домашнему сочинению по теме: «Что такое красота?»
Знакомство с планом работы на уроке.

1. Народная мудрость о красоте. Слайд №2
Красна птица пением, а человек - умением.
Красна речь поговорками.
Красивое слово-серебро, а хорошее дело-золото.
Красота без разума пуста.

- Какая из пословиц кажется вам исходной, необходимой для понимания других?
Ученик: Красота без разума пуста.
- Почему ты так считаешь?
Ученик: Потому что только мыслящий, разумный человек способен оценить истинную красоту.
- Я с тобой согласна.
- Какие виды искусства, известные вам, способны воплощать красоту?
Ученик: Музыка, скульптура, архитектура, живопись, кино, поэзия

2. Обратимся к живописи. Слайд№3
Перед вами портрет титана эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
В истории живописи портрет Моно Лизы или Джоконды более 500 лет является образцом красоты женского лица. Слайд №4
Кто эта женщина? Её полное имя Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини. Эта неаполитанка была женой зажиточного флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. У них было пятеро детей.
Приблизительно в 1506 Леонардо взялся за хорошие деньги написать для торговца портрет его жены и, потрудившись 4 года, так и оставил его незавершённым из-за своей болезни.
Споры о красоте Моно Лизы, о смысле ускользающей её улыбки не закончены до сих пор. Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном - взгляд красивой женщины действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление. За счет чего - объяснения нет.

Если вам доведется быть в Париже, зайдите в Лувр - в эту сокровищницу мирового искусства. И не забудьте посетить зал, где выставлена самая знаменитая картина мира «Джоконда» - шедевр великого Леонардо да Винчи.
Пять веков ученые бьются над тайной портрета. А может быть, пришла пора оставить в покое бедную Лизу и просто любоваться этим загадочным творением мировой живописи.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.

3. Музыка и красота – не разделимы. Слайд №5
Антонио Лючио Вивальди. Итальянский композитор 17 века, скрипач, педагог, дирижёр.
Его взаимоотношения с музыкой удивительны. Придуманные им мелодичные звуки вершат чудеса в душе человека, меняют его состояния и настроение. Не перестаёшь поражаться тому, сколько духовной силы и энергии может сосредоточиться в одном человеке.
Послушаем 4 часть из цикла «Времена года. Зима» и попробуем нарисовать себе картины зимнего пейзажа от лёгкой пороши до неистовой силы снежного урагана. (музыка А.Л.Вивальди)
4. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка.
Архитектура – греч. слово
* Искусство проектирования, возведения и художественного оформления строений; зодчество.
* .Характер, стиль постройки.
Приятно смотреть на многообразие памятников архитектуры европейских стран, стран ближнего зарубежья, нашего государства. Приятно, потому что это красиво, монументально, грациозно. Слайд №6

5 Чувство особого умиления вызывают у нас детские лица.
Они все до одного красивы. Их озорные улыбки, удивительные выражения глаз заставляют нас быть нежными, заботливыми, добрыми и мудрыми. Фотографии детства… Именно их мы можем часами рассматривать, когда вырастаем. Давайте посмотрим на фотографии детей. Возможно, именно таким был кто-то из вас… Слайд №7

6. Любовь - самое поэтическое, возвышенное и прекрасное чувство.
Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.
Любовь переплетает и живые человеческие чувства и чувства вымышленных литературных героев. Вспомните А.Пушкина и Натали Гончарову, Т.Ларину и Е.Онегина, М. Лермонтова и В.Лопухину, Н.Ростову и А.Болконского, английского мореплавателя Г.Нельсона и леди Гамильтон, Ромео и Джульетту.
Обратимся к поэзии Н.Заболоцкого, с творчеством которого на следующем уроке литературы вам предстоит познакомиться. Слайд №8
Это ему принадлежат слова:
… что есть красота
и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде
Вершиной его творчества стало прекрасное стихотворение о любви «Признание» из цикла «Последняя любовь», написанное в 1957 году.
В нём автор удивительно тонко и потрясающе верно передал многообразную палитру чувств, эмоций, переживаний, всю остроту боли, восторга, радости, разочарования, которые переживает любящее сердце.
(М.Звездинский. «Очарована, околдована» Клип

III. Тренировочные задания по развитию речи.
- Мы увидели, как красивое воплощается в живописи, поэзии, музыке, кино
Теперь обратимся к красоте словесного образа, ярко представленного в письме В.А.Сухомлинского к сыну. Слайд №9
- У вас на столах лежит раздаточный материал.
Это письмо – одна из форм эпистолярного жанра. Особенность писем в том, что они создают эффект документальности, подлинности и убедительности сообщения.
-Читаем письмо вслух

Письмо.

С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя.
Красота- категория эстетическая.
Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни.
Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах, журавлиную стаю, утреннюю росу, серые нити дождя, фиолетовое облачко, белый колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту.
Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство. Как важно быть благородным, когда ты мужчина.
Ты согласен со мной?
Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного.
Поверь: внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворённость - богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе.
Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью.
Безликой внешность человека делает духовная пустота. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства - это и есть гармония, о которой так много говорится. Это и называется красотой в человеке.
Ты – творец собственной духовной красоты. Помни: от тебя тоже зависит красота людей, живущих с тобой рядом.
Хочется, чтобы это письмо осталось у тебя на всю жизнь, чтобы ты хранил его, перечитывал, думал над ним. Работай над собой, сын.

Вопросы на выявление читательского восприятия.
1. Кому адресовано это письмо?
Ученики: Сыну
2. Только ли ему? Подумайте.
Ученики: Это духовное завещание всем молодым людям.
3. Приведите примеры из текста.
Ученики: Остановись и ты в изумлении… как важно быть благородным, ты - творец…, помни… , храни…, перечитывай…, думай…, работай над собой (правильно)
4. Как автор определяет красоту как непреложную высшую человеческую ценность?
Ученики: Красота- это глубоко человеческое, это радость нашей жизни.
5. Размышляя о духовности, автор делает вывод. Какой?
Ученики: Ты – творец….
6. Структурным элементом какого типа речи является итог - вывод?
Ученики: Рассуждения.
7. Вспомните композицию рассуждения.
Ученики: тезис, доказательство, вывод. Слайды №10, №11
8. Найдите в тексте тезис:
Ученики: Красота – это глубоко человеческое.
Доказательство:
Ученики: доказательствами являются утверждения о единстве внешней и
внутренней красоты и др.
Вывод: Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть гармония, о которой так много говорится. Это и называется красотой в человеке.
9. В каком стиле чаще используется рассуждение?
Ученики: в публицистическом и научном.
10. К какому стилю относится данный текст?
Ученики: к публицистическому.
11. Какие изобразительно-выразительные средства речи(тропы) здесь встречаются?
Ученики: олицетворение, инверсия, повторы, риторический вопрос, обращение, метафора
12. Найдите примеры терминологического характера:
Ученики: «антропологическое совершенство», «нравственное достоинство», «эстетическое, физическое совершенство», «категория эстетическая», «нравственная одухотворённость».

IV. Работа в группах. 3-4 мин. Слайд №12
1. группа. Сформулировать и записать советы, которые даёт автор молодым
2. группа. Найти словесные образы красоты в тексте и проранжировать их.
1. группа. Составить вопросный план.
(звучит лёгкая музыка)
Презентация работ. 1-2 мин.

- Давайте обратимся к таблице (вывод по письму) Слайд №13

Адресант
(отправитель) Ситуация общения Адресат
(получатель)

В.А.Сухомлинский Тема: красота
Форма: сообщение
Вид: письмо
Цель: дать совет



Сын, молодёжь

Рефлексия.
- Итак, что такое красота и почему её обожествляют люди?
Этап оценивания.
V. Домашнее задание:
написать сочинение-рассуждение на одну из тем: Слайд №14
1. Красота в живописи и поэзии.
2. Ты - творец собственной духовной красоты.
3. Красота в любви.
4. Моё отношение к красоте.
5. Красота детского лица.

Приложения.

Работа в группах.

Задание 1 группе:
сформулировать и записать советы автора молодым.
1. Умей всматриваться в самого себя.
2. Учись видеть красоту во всём.
3. Будь благородным, достойным.
4. Стремись к духовному совершенству.
5. Найди себе любимое занятие.
6. Сторонись духовной пустоты.
7. Не гонись за внешней красотой.
8. Будь гармоничной личностью.
9. Работай над собой.

Задание 2 группе:
найти словесные образы красоты в тексте и проранжировать их.
Достоинство
Совершенство
Радость
Изумление
Одухотворенность
Деятельность
Нравственность
Ценность
Гармония

Задание 3 группе:
составить вопросы к тексту
1. Что стало с человеком, который научился всматриваться в самого себя?
2. Что такое красота?
3. В чём можно увидеть красоту?
4. Нужно ли быть благородным?
5. Что значит быть гармоничной личностью?
6. Важна ли в жизни внешняя красота?

Темы домашнего сочинения:
1. Красота в живописи и поэзии.
2. Ты - творец собственной духовной красоты.
3. Красота в любви.
4. Моё отношение к красоте.
5. Красота детского лица.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Tatiana5555
Просмотров: 4129 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-01-09, 1:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru