Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (539.9 Kb) ] | 2012-02-07, 6:12 PM |
Қостанай облысы әкімдігі білім Басқармасының «Лисаков түзету мектеп-интернаты» ММ ГУ «Лисаковская коррекционная школа-интернат» Управления образования акимата Костанайской области тақырып бойынша 9 сыныптағы оқулары: Нәзiк сезiм С.А.Есенин. чтения в 9 классе по теме: Лирика С.А.Есенина. Мұғалім: Учитель: Дудка З.А. Тема урока: Лирика С.А.Есенина. Цели: 1) Познакомить учащихся с произведениями С.Есенина о родине, гармонии человека и природы; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта. 2) Развивать активное творческое ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать. 3) Воспитывать любовь к родине и к природе. ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа, презентация, портрет Сергея Есенина, сборник стихов поэта, аудиозапись стихов и песен. Тип урока: урок - исследование Ход урока: I. Орг.момент Урок сопровождается показом презентации Слайд 1 (портрет) С.Есенин – самый популярный русский поэт ХХ века. Многие поэты и писатели, критики и литературоведы ломали голову над секретом непроходящей любви к поэзии Есенина. В этом году 3 октября поэту исполнилось бы 115 лет. Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая –смерти поэта. Тридцать прожитых на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: “Жизнь ценится не за длину. ”Задумайтесь над этими словами. (Слайд 2). Главное, сколько оставил человек после себя. Сообщение целей урока: Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование. Есенин в своем творчестве затрагивает много тем. Мы будем исследовать стихотворения поэта, определять темы его произведений. В конце урока вы должны назвать основные темы творчества С.Есенина (Слайд 3) II. Проверка домашнего задания Работа в группах: 1. Рассказать о детских годах поэта; 2. Юношество. Зрелость поэта. Выступления учащихся по плану. Детские годы Есенина. 1. Социальный статус семьи (Слайд 4 родительский дом) 2. Родители поэта (Слайд 5) 3. Кто воспитывал маленького поэта и почему? (Слайд 6 дед) 4. В каком возрасте Сергей научился читать? О чем это говорит? 5. Какую профессию получил в церковной школе? (Слайд 7 школа) Послушайте, как Есенин вспоминает о своем детстве (Чтение подготовленным учеником стихотворения «Худощавый и низкорослый») Юношество. Зрелость поэта. 1. Куда отправляется Есенин после окончания школы? 2. Где работал? (Слайд 8 типография) 3. 1916 год – Первая Мировая война. Что изменилось в жизни поэта? (Слайд 9 военная служба ) 4. Пишет много стихотворений, издает сборники. 5. Первая жена Есенина Анна Изряднова. 6. Дети Есенина (3 сына и дочь) 7. Кому он читал в первую очередь свои стихи? (Матери Слайд 10) 8. 1925 год… (Слайд 11 похороны) III. Изучение нового материала 1) Из выступлений вы узнали, что Есенин стал рано писать стихи, а вот его одно из первых стихотворений «Поет зима аукает…» 2) Первичное восприятие стихотворения (аудиозапись) (Слайд 12) Какие картины вы себе представляете, слушая стихотворение? 3) Работа в парах: Найти главную мысль в стихотворении. Это стихотворение проникнуто любовью, а вот к чему? Слайд 13 (Есенин - певец русской природы) Есенин воспевает природу. 4) Давайте попробуем разобраться, почему Есенин любит природу. В этом нам поможет статья: (Чтение) Живописны окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна извилистая Ока. За ней на многие километры привольно раскинулись покрытые буйными травами заливные луга с многочисленными озерками, со старицей, заросшей тростником и лилиями. За лугами на горизонте в синей дымке темнеют мещерские леса. По другую сторону села лежат бескрайние просторы полей с небольшими перелесками и деревушками. Здесь зародилась неугасимая любовь Есенина к родине, её природе, народу. Вся его жизнь посвящена поэзии. О Родине, о природе, обо всём живом на земле он писал с большой любовью и нежностью. Тема природы в лирике Есенина не может оставить равнодушным никого. 5) - Ребята, чтобы ярче представить эту тему творчества Есенина, предлагаю вам создать на уроке проект. Слайд 14 (авторы проекта- 9 класс) Слайд 15 (тема проекта- природа) Слайды 16-23 (на каждую строчку статьи слайд о селе Константиново) Мы подарим ваш проект будущим выпускникам. IV. Творческая мастерская. Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли (учащиеся получают текст стихотворения «Ночь» с пропущенными словами. Задание: самостоятельно «вместо поэта»- подобрать наиболее соответствующие тексту слова) Тихо дремлет _____. 1.Водный поток. (река, озеро, море, родник) Тёмный бор не шумит. ________ не поёт 2.Птица, красиво поющая. И дергач не кричит. Ночь. Вокруг __________. 3.Подобрать противоположное значение слову «шум» Ручеёк лишь журчит. Своим блеском луна Всё вокруг ________. 4.Выбрать один из глаголов: золотит, молодит, серебрит Серебрится река. Серебрится ручей. Серебрится трава Орошённых степей. Ночь. Вокруг тишина. В природе все ______. 5. Выбрать один из глаголов: молчит, отдыхает, спит, дремлет Своим блеском _______ 6. Подобрать противоположное значение Всё вокруг серебрит. слову «солнце» Чтение полученного стихотворения Слайд 24 (стихотворение «Ночь») 6) – Есенин не просто рассказывает о природе, он – певец русской природы. По ритмике стихи Есенина близки русским народным песням. Они напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта. Поэтическому дару Есенину дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы внемлем «снежному звону», прислушиваемся к «песне вьюг»… Вся поэзия Есенина – музыка. В ней – плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов. Стихи Есенина мелодичны. Они легко ложатся на музыку. Послушайте несколько таких произведений. Слайд 25 7) ПОПУРРИ из романсов: «Клен ты мой опавший», «Выткался на озере», - какие темы затронуты в романсе, который вы сейчас услышите? «Отговорила роща золотая» (природа и родина у Есенина неразрывно связаны) 8) Первичное восприятие стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (аудиозапись) Слайд 26 9) Повторное чтение стихотворения и анализ: Какие картины вы себе представляете, читая это стихотворение? Какой темой оно проникнуто? Определите главную мысль стихотворения (работа в парах) 10) «Нет поэта без Родины» - так сказал сам Есенин. Родина, Россия, была для Есенина началом всех начал. Даже ее имя он произносил с восхищением. «Россия… какое хорошее слово… и роса», и «сила», и «синее что-то». V. Подведение итогов урока. Мы сегодня исследовали творчество Есенина. В начале урока вы получили задание определить основные темы творчества Есенина. Слайд 27 О других темах в творчестве Есенина мы продолжим разговор на последующих уроках. Скажите, вы согласны с утверждением «Жизнь ценится не за длину»? Слайд 28 (высказывания учащихся). О чем бы ни писал поэт: о Родине, любви, природе пишет он искренне, с душой. У него врожденное чувство гармонии. Сколько людей согревало свои сердца у чудесного костра поэзии Есенина, сколько наслаждалось за душевными звуками его лиры! Он покоряет наши сердца любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души. Пусть он покорит и ваши сердца. Комментирование оценок за урок. VI. Домашнее задание: Выучить наизусть по выбору стихотворение Есенина. В заключение урока звучит романс на стихи Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». | |
Просмотров: 3501 | Загрузок: 507 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|