Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Лирика С.А.Есенина
[ Скачать с сервера (539.9 Kb) ] 2012-02-07, 6:12 PM
Қостанай облысы әкімдігі білім Басқармасының
«Лисаков түзету мектеп-интернаты» ММ
ГУ «Лисаковская коррекционная школа-интернат»
Управления образования акимата Костанайской области

тақырып бойынша 9 сыныптағы оқулары:
Нәзiк сезiм С.А.Есенин.

чтения в 9 классе по теме:
Лирика С.А.Есенина.
Мұғалім:
Учитель: Дудка З.А.

Тема урока: Лирика С.А.Есенина.
Цели:
1) Познакомить учащихся с произведениями С.Есенина о родине, гармонии человека и природы; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.
2) Развивать активное творческое ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать.
3) Воспитывать любовь к родине и к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа, презентация, портрет Сергея Есенина,
сборник стихов поэта, аудиозапись стихов и песен.
Тип урока: урок - исследование
Ход урока:
I. Орг.момент
Урок сопровождается показом презентации
Слайд 1 (портрет)
С.Есенин – самый популярный русский поэт ХХ века. Многие поэты и писатели, критики и литературоведы ломали голову над секретом непроходящей любви к поэзии Есенина. В этом году 3 октября поэту исполнилось бы 115 лет.
Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая –смерти поэта. Тридцать прожитых на этой земле лет… Много это или мало?
В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: “Жизнь ценится не за длину. ”Задумайтесь над этими словами. (Слайд 2). Главное, сколько оставил человек после себя.
Сообщение целей урока: Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование. Есенин в своем творчестве затрагивает много тем. Мы будем исследовать стихотворения поэта, определять темы его произведений.
В конце урока вы должны назвать основные темы творчества С.Есенина (Слайд 3)
II. Проверка домашнего задания
Работа в группах: 1. Рассказать о детских годах поэта;
2. Юношество. Зрелость поэта.
Выступления учащихся по плану.
Детские годы Есенина.
1. Социальный статус семьи (Слайд 4 родительский дом)
2. Родители поэта (Слайд 5)
3. Кто воспитывал маленького поэта и почему? (Слайд 6 дед)
4. В каком возрасте Сергей научился читать? О чем это говорит?
5. Какую профессию получил в церковной школе? (Слайд 7 школа)
Послушайте, как Есенин вспоминает о своем детстве (Чтение подготовленным учеником стихотворения «Худощавый и низкорослый»)
Юношество. Зрелость поэта.
1. Куда отправляется Есенин после окончания школы?
2. Где работал? (Слайд 8 типография)
3. 1916 год – Первая Мировая война. Что изменилось в жизни поэта? (Слайд 9 военная служба )
4. Пишет много стихотворений, издает сборники.
5. Первая жена Есенина Анна Изряднова.
6. Дети Есенина (3 сына и дочь)
7. Кому он читал в первую очередь свои стихи? (Матери Слайд 10)
8. 1925 год… (Слайд 11 похороны)
III. Изучение нового материала
1) Из выступлений вы узнали, что Есенин стал рано писать стихи, а вот его одно из первых стихотворений «Поет зима аукает…»
2) Первичное восприятие стихотворения (аудиозапись) (Слайд 12)
Какие картины вы себе представляете, слушая стихотворение?
3) Работа в парах:
Найти главную мысль в стихотворении.
Это стихотворение проникнуто любовью, а вот к чему?
Слайд 13 (Есенин - певец русской природы) Есенин воспевает природу.
4) Давайте попробуем разобраться, почему Есенин любит природу. В этом нам поможет статья: (Чтение)
Живописны окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна извилистая Ока. За ней на многие километры привольно раскинулись покрытые буйными травами заливные луга с многочисленными озерками, со старицей, заросшей тростником и лилиями. За лугами на горизонте в синей дымке темнеют мещерские леса. По другую сторону села лежат бескрайние просторы полей с небольшими перелесками и деревушками. Здесь зародилась неугасимая любовь Есенина к родине, её природе, народу.
Вся его жизнь посвящена поэзии. О Родине, о природе, обо всём живом на земле он писал с большой любовью и нежностью. Тема природы в лирике Есенина не может оставить равнодушным никого.
5) - Ребята, чтобы ярче представить эту тему творчества Есенина, предлагаю вам создать на уроке проект.
Слайд 14 (авторы проекта- 9 класс)
Слайд 15 (тема проекта- природа)
Слайды 16-23 (на каждую строчку статьи слайд о селе Константиново)
Мы подарим ваш проект будущим выпускникам.
IV. Творческая мастерская.
Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли (учащиеся получают текст стихотворения «Ночь» с пропущенными словами. Задание: самостоятельно «вместо поэта»- подобрать наиболее соответствующие тексту слова)
Тихо дремлет _____. 1.Водный поток. (река, озеро, море, родник)
Тёмный бор не шумит.
________ не поёт 2.Птица, красиво поющая.
И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг __________. 3.Подобрать противоположное значение слову
«шум»
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг ________. 4.Выбрать один из глаголов: золотит, молодит,
серебрит
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошённых степей.

Ночь. Вокруг тишина.
В природе все ______. 5. Выбрать один из глаголов: молчит,
отдыхает, спит, дремлет
Своим блеском _______ 6. Подобрать противоположное значение
Всё вокруг серебрит. слову «солнце»

Чтение полученного стихотворения
Слайд 24 (стихотворение «Ночь»)

6) – Есенин не просто рассказывает о природе, он – певец русской природы. По ритмике стихи Есенина близки русским народным песням. Они напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта.
Поэтическому дару Есенину дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы внемлем «снежному звону», прислушиваемся к «песне вьюг»… Вся поэзия Есенина – музыка. В ней – плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов. Стихи Есенина мелодичны. Они легко ложатся на музыку. Послушайте несколько таких произведений.
Слайд 25
7) ПОПУРРИ из романсов: «Клен ты мой опавший», «Выткался на озере»,
- какие темы затронуты в романсе, который вы сейчас услышите? «Отговорила роща золотая» (природа и родина у Есенина неразрывно связаны)
8) Первичное восприятие стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (аудиозапись) Слайд 26
9) Повторное чтение стихотворения и анализ:
Какие картины вы себе представляете, читая это стихотворение?
Какой темой оно проникнуто?
Определите главную мысль стихотворения (работа в парах)
10) «Нет поэта без Родины» - так сказал сам Есенин. Родина, Россия, была для Есенина началом всех начал. Даже ее имя он произносил с восхищением. «Россия… какое хорошее слово… и роса», и «сила», и «синее что-то».
V. Подведение итогов урока.
Мы сегодня исследовали творчество Есенина. В начале урока вы получили задание определить основные темы творчества Есенина. Слайд 27
О других темах в творчестве Есенина мы продолжим разговор на последующих уроках.
Скажите, вы согласны с утверждением «Жизнь ценится не за длину»?
Слайд 28
(высказывания учащихся).
О чем бы ни писал поэт: о Родине, любви, природе пишет он искренне, с душой. У него врожденное чувство гармонии. Сколько людей согревало свои сердца у чудесного костра поэзии Есенина, сколько наслаждалось за душевными звуками его лиры! Он покоряет наши сердца любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души. Пусть он покорит и ваши сердца.
Комментирование оценок за урок.
VI. Домашнее задание:
Выучить наизусть по выбору стихотворение Есенина.

В заключение урока звучит романс на стихи Есенина «Не жалею, не зову, не плачу».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Зинаида
Просмотров: 3501 | Загрузок: 507 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-01-09, 1:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru