Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок обобщения и повторения материала по теме "Местоимение"
[ Скачать с сервера (332.5 Kb) ] 2012-02-12, 1:50 PM
7 класс.
Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме “Местоимение”
(урок- состязание)
Цель, задачи урока:
1. Закрепить и углубить знания учащихся по изученной теме;
- формировать умение различать разряды местоимений по их признакам,
применять знания на практике;
- формировать навыки грамотного письма, морфологического разбора местоимений и синтаксического разбора предложений;
- формировать умение находить и исправлять речевые ошибки в употреблении местоимений.
2. Воспитывать у учащихся положительные качества характера: доброжелательность, коллективизм;
- воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету, к художественной литературе, любовь к чтению.
3. Развивать речь учащихся, их память, логическое мышление, навыки самостоятельной работы.
Оборудование: презентацияк уроку. опорный конспект, перфокарты, схема, таблицы, магнитофон, карточки.
Межпредметная связь. Казаi тiлi. “Есiмдiктер”. Литература. Произведения детских писателей.
Ход урока.
I . Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.
С.А. Назарбаева написала свои пожелания детям Казахстана: “Я хочу пожелать маленьким гражданам Казахстана, чтобы любовь и доброта были с ними всю жизнь” Возьмитесь за руки и передайте через руки тепло, любовь и добро друг другу. И пожелайте себе хорошего настроения.
II. Ориентировочно-мотивационный этап. Постановка задач. Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, ответьте на шуточный вопрос: Сын моего отца, но мне не брат. Кто это?
К какой части речи относится слово Я?
Мы с вами закончили изучение интересной, своеобразной части речи. Мир местоимений широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. По частоте употребления они занимают З место после существительных и глаголов. Местоимения создают нам речевое удобство, т.к. экономят время и пространство.
Известный лингвист А.А.Реформатский образно писал о местоимениях:
“Они как запасные игроки на футбольном поле или как дублеры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова”.(слайд №1)
III. Разминка. Задание на развитие памяти учащихся. Работа по таблице, на которой 12 слов - существительных: зима, пальто, книга, палитра, шарф, акварель, осень, пенал, весна, шуба, карандаш, тетрадь (слайд №2). Ученики в течение 15 секунд смотрят на таблицу и запоминают слова, затем записывают их по памяти и подсчитывают. Отвечают на вопросы учителя. На сколько групп можно разделить слова, данные в таблице? Назовите слова по теме «Живопись» и т д.
IY. Актуализация знаний и практических и умственных умений. Повторение изученного материала.
А) Беседа по вопросам:
• Для чего, с какой целью используются местоимения в речи?
• Какое местоимение не имеют формы именительного падежа?
• Как пишутся местоимения с предлогами?
• Как пишутся отрицательные местоимения?
• Какие местоимения пишутся через дефис?
* Как называют местоимения в казахском языке?
* Сколько разрядов местоимений в казахском языке? Назовите их. (жіктеу,өздік, тәуелдік, белгісіз, сурау, болымсыз, белгісіз)
В) Работа по схеме (вопросительные и относительные местоимения)
Y. Операционно-исполнительский этап
1. А) На доске даны предложения. (слайд №3). К доске выходят ученики (по одному из каждой команды). Задание: подчеркни местоимение и укажи, каким членом предложения оно является. В наши края пришла зима. Я люблю это время года и т.д
Б) “Гадание на ромашке”. Работа в группах по таблицам-ромашкам. Ученики записывают на лепестках примеры местоимений по каждому разряду. Удачное гадание - задание выполненное без ошибок.
2. Морфологический разбор местоимений. (Я, наши) (См. предложения 1-2 слайд №3)
3. Игра “Знайка”. Учитель читает названия художественных произведений, а ученики называют автора. Находят местоимения и указывают их разряд. (слайд №4)
• «Мои университеты” (А.М. Горький)
• “А что у вас?” (С. Михалков)
• “Меня зовут Кожа” (Б. Сокпакбаев)
• “Чем пахнут ремесла?” (Дж. Родари)
• “Мой щенок” (С. Михалков)
• « Карлсон, который живет на крыше” (А. Линдгрен)
• “Приключения Незнайки и его друзей” (Н.Носов)
4. Работа с перфоконвертами (контроль усвоения разрядов местоимений)
1. говорю тебе 7. ничего не видно
2. посмотрел на себя 8. в этом доме
3. нет чего? 9. каждую весну
4. увидеть кого-либо 10. в своей комнате
5. в нашем селе 11. в каком-нибудь месте
б. знаем, что 12. подарю вам
Правильность выполнения задания проверяется с помощью ключа.
5. Музыкальная разминка. “Кто внимательнее?” Учащиеся слушают фрагмент популярной песенки и выписывают местоимения.
6. Игра “Пойми меня”. Приглашаются два ученика по одному из каждой команды. Задание. На карточках написаны фразеологизмы с местоимениями. Команда должна угадать, что это за фразеологизм и объяснить ее значение по пантомиме, которую придумывает их игрок.
рвать на себе волосы (сожалеть об упущенной возможности)
мы сами с усами (мы все знаем, нас не надо учить)
7.Стилистическая работа. Задание: найдите и устраните ошибки в употреблении местоимений. (слайд №5)
• В ихнем огороде много травы.
• От энтого места до того 100 метров.
• На площади собрался народ. Они шумели.
• На его было много жалоб.
• Он чего-то сказал.
Прослушайте отрывок из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Найдите местоимения, употребленные в неправильной форме.
“А вчерась мне йыла выволочка. Хозяин вы во.тiок меня за волосья во двор..., за то что я качал ихн его ребятенка в люльке и по нечаянности уснул. А на неделе мне хозяйка белела почистить селе дку, а я начал с головы, а она ейной мор дай начала меня в харю тыкать.”
Вопросы: Как вы думаете, ребята, почему в письме Ваньки Жукова так много речевых ошибок? Какую цель преследовал при этом автор?

8. Склонение местоимений. У доски два ученика склоняют местоимения ТЫ, ЭТОТ.

9. Переводчик. Творческий диктант. (слайд №6)
Перевести предложения на русский язык. Записать.
Указать разряд местоимения на русском и казахском языке.
• Сыныпта кiм жок?
• Анау тұрган бiздiң үй.
• Бiреу есiктi ашты.
• Мен ештеңе естiмедiм.
(сурау, сiлтеу, жiктеу, белгiсiздiк, болымсыз)

10.Блиц-турнир.
Учащиеся отвечают на вопросы:
• Какое отрицательное местоимение перешло в существительное и обычно употребляется в спортивных соревнованиях при равной борьбе? (ничья)
• Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? (я)
• Местоимение этот — личное? (нет, указательное)
• Какие местоимения мешают движению транспорта? (я, мы)
• Изменяются ли по родам отрицательные местоимения? (да, изменяются)
• Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
• Какие местоимения употреблены в стихотворении:
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то плыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему. (неопределенные, личное)

11. Игра «Доскажи пословицу» (слайд №7)
• Скажи мне, кто твой друг, и …
• Кто много читает, тот …
* Не все золото, что …

YI. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов урока.
Что мы узнали на уроке?
Вывод учитель делает сам от имени самого местоимения. (слайд №8)

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения.
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Салта
Просмотров: 5495 | Загрузок: 387 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-01-09, 1:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru