Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (332.5 Kb) ] | 2012-02-12, 1:50 PM |
7 класс. Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме “Местоимение” (урок- состязание) Цель, задачи урока: 1. Закрепить и углубить знания учащихся по изученной теме; - формировать умение различать разряды местоимений по их признакам, применять знания на практике; - формировать навыки грамотного письма, морфологического разбора местоимений и синтаксического разбора предложений; - формировать умение находить и исправлять речевые ошибки в употреблении местоимений. 2. Воспитывать у учащихся положительные качества характера: доброжелательность, коллективизм; - воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету, к художественной литературе, любовь к чтению. 3. Развивать речь учащихся, их память, логическое мышление, навыки самостоятельной работы. Оборудование: презентацияк уроку. опорный конспект, перфокарты, схема, таблицы, магнитофон, карточки. Межпредметная связь. Казаi тiлi. “Есiмдiктер”. Литература. Произведения детских писателей. Ход урока. I . Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок. С.А. Назарбаева написала свои пожелания детям Казахстана: “Я хочу пожелать маленьким гражданам Казахстана, чтобы любовь и доброта были с ними всю жизнь” Возьмитесь за руки и передайте через руки тепло, любовь и добро друг другу. И пожелайте себе хорошего настроения. II. Ориентировочно-мотивационный этап. Постановка задач. Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, ответьте на шуточный вопрос: Сын моего отца, но мне не брат. Кто это? К какой части речи относится слово Я? Мы с вами закончили изучение интересной, своеобразной части речи. Мир местоимений широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. По частоте употребления они занимают З место после существительных и глаголов. Местоимения создают нам речевое удобство, т.к. экономят время и пространство. Известный лингвист А.А.Реформатский образно писал о местоимениях: “Они как запасные игроки на футбольном поле или как дублеры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова”.(слайд №1) III. Разминка. Задание на развитие памяти учащихся. Работа по таблице, на которой 12 слов - существительных: зима, пальто, книга, палитра, шарф, акварель, осень, пенал, весна, шуба, карандаш, тетрадь (слайд №2). Ученики в течение 15 секунд смотрят на таблицу и запоминают слова, затем записывают их по памяти и подсчитывают. Отвечают на вопросы учителя. На сколько групп можно разделить слова, данные в таблице? Назовите слова по теме «Живопись» и т д. IY. Актуализация знаний и практических и умственных умений. Повторение изученного материала. А) Беседа по вопросам: • Для чего, с какой целью используются местоимения в речи? • Какое местоимение не имеют формы именительного падежа? • Как пишутся местоимения с предлогами? • Как пишутся отрицательные местоимения? • Какие местоимения пишутся через дефис? * Как называют местоимения в казахском языке? * Сколько разрядов местоимений в казахском языке? Назовите их. (жіктеу,өздік, тәуелдік, белгісіз, сурау, болымсыз, белгісіз) В) Работа по схеме (вопросительные и относительные местоимения) Y. Операционно-исполнительский этап 1. А) На доске даны предложения. (слайд №3). К доске выходят ученики (по одному из каждой команды). Задание: подчеркни местоимение и укажи, каким членом предложения оно является. В наши края пришла зима. Я люблю это время года и т.д Б) “Гадание на ромашке”. Работа в группах по таблицам-ромашкам. Ученики записывают на лепестках примеры местоимений по каждому разряду. Удачное гадание - задание выполненное без ошибок. 2. Морфологический разбор местоимений. (Я, наши) (См. предложения 1-2 слайд №3) 3. Игра “Знайка”. Учитель читает названия художественных произведений, а ученики называют автора. Находят местоимения и указывают их разряд. (слайд №4) • «Мои университеты” (А.М. Горький) • “А что у вас?” (С. Михалков) • “Меня зовут Кожа” (Б. Сокпакбаев) • “Чем пахнут ремесла?” (Дж. Родари) • “Мой щенок” (С. Михалков) • « Карлсон, который живет на крыше” (А. Линдгрен) • “Приключения Незнайки и его друзей” (Н.Носов) 4. Работа с перфоконвертами (контроль усвоения разрядов местоимений) 1. говорю тебе 7. ничего не видно 2. посмотрел на себя 8. в этом доме 3. нет чего? 9. каждую весну 4. увидеть кого-либо 10. в своей комнате 5. в нашем селе 11. в каком-нибудь месте б. знаем, что 12. подарю вам Правильность выполнения задания проверяется с помощью ключа. 5. Музыкальная разминка. “Кто внимательнее?” Учащиеся слушают фрагмент популярной песенки и выписывают местоимения. 6. Игра “Пойми меня”. Приглашаются два ученика по одному из каждой команды. Задание. На карточках написаны фразеологизмы с местоимениями. Команда должна угадать, что это за фразеологизм и объяснить ее значение по пантомиме, которую придумывает их игрок. рвать на себе волосы (сожалеть об упущенной возможности) мы сами с усами (мы все знаем, нас не надо учить) 7.Стилистическая работа. Задание: найдите и устраните ошибки в употреблении местоимений. (слайд №5) • В ихнем огороде много травы. • От энтого места до того 100 метров. • На площади собрался народ. Они шумели. • На его было много жалоб. • Он чего-то сказал. Прослушайте отрывок из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Найдите местоимения, употребленные в неправильной форме. “А вчерась мне йыла выволочка. Хозяин вы во.тiок меня за волосья во двор..., за то что я качал ихн его ребятенка в люльке и по нечаянности уснул. А на неделе мне хозяйка белела почистить селе дку, а я начал с головы, а она ейной мор дай начала меня в харю тыкать.” Вопросы: Как вы думаете, ребята, почему в письме Ваньки Жукова так много речевых ошибок? Какую цель преследовал при этом автор? 8. Склонение местоимений. У доски два ученика склоняют местоимения ТЫ, ЭТОТ. 9. Переводчик. Творческий диктант. (слайд №6) Перевести предложения на русский язык. Записать. Указать разряд местоимения на русском и казахском языке. • Сыныпта кiм жок? • Анау тұрган бiздiң үй. • Бiреу есiктi ашты. • Мен ештеңе естiмедiм. (сурау, сiлтеу, жiктеу, белгiсiздiк, болымсыз) 10.Блиц-турнир. Учащиеся отвечают на вопросы: • Какое отрицательное местоимение перешло в существительное и обычно употребляется в спортивных соревнованиях при равной борьбе? (ничья) • Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? (я) • Местоимение этот — личное? (нет, указательное) • Какие местоимения мешают движению транспорта? (я, мы) • Изменяются ли по родам отрицательные местоимения? (да, изменяются) • Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) • Какие местоимения употреблены в стихотворении: Однажды куда-то на яхте Откуда-то Кто-то плыл. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему. (неопределенные, личное) 11. Игра «Доскажи пословицу» (слайд №7) • Скажи мне, кто твой друг, и … • Кто много читает, тот … * Не все золото, что … YI. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов урока. Что мы узнали на уроке? Вывод учитель делает сам от имени самого местоимения. (слайд №8) Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения. Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена. | |
Просмотров: 5495 | Загрузок: 387 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|