Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ · Скачать удаленно (60.29 mb) ] | 2012-02-19, 8:37 PM |
Тема «Как хороши, как свежи были розы…» Учителя: Кресс Ирина Александровна, Солонская Ольга Андреевна. Цели: знать стихотворения о розах, художественные средства, используемые поэтами, символы розы, историю происхождения розы; общую характеристику семейства розоцветных, строение розы, о значении и применении розы; уметь: выразительно читать наизусть, анализировать стихотворения, видеть родство поэзии и науки – разных сторон познания единого мира; сравнивать, находить общие признаки, применять знания в ходе урока; проявлять: самостоятельность, эрудицию, любовь к природе, к цветам. Вид урока: интегрированный Тип урока: комбинированный Оборудование: компьютерная презентация, видеофрагменты «Вальс цветов» П. Чайковского, «Роза – королева цветов», «Как распускается роза», Роза Рымбаева «Цвети земля моя!», тесты. Ход урока I Мотивационно - целевой этап I. Организационный момент Сегодняшний урок не совсем обычный, тему его сформулируем поэтической строкой: «Как хороши, как свежи были розы…». (слайд 1) 2. Цели урока. Нашим уроком мы продолжим знакомство с образами флоры в литературе и познакомимся с семейством розоцветных и его представителем - розой, а в конце урока проведем небольшое тестирование. Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока. 3. Эпиграф (слайд 2) Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы выбрали такие слова… (читает с доски, или первый слайд презентации). О ней поют поэты всех веков. Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей. С.Я Маршак II. Формирование знаний и умений 1. Погружение. Многообразие цветов. (слайд 3) Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты. Учитель биологии. (Слайд 3-4) На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого свой характер, своя история, своя сказка. Нам с вами не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры. Всего покрытосеменных насчитывается 300 видов. Органом семенного размножения у них является цветок, поэтому их называют цветковыми. Цветки разных покрытосеменных различаются по величине, форме, окраске, строению. Среди цветковых растений встречаются полевые цветы и декоративные, которые используются в цветоводстве Учитель литературы (Слайд 5): Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви. И пусть на мгновение мы приоткроем двери в этот удивительный мир, но думаем, что знакомство с ним будет приятным. П. Чайковский написал замечательный «Вальс цветов» (слайд 5), послушаем отрывок из него. Учитель литературы. (Слайд 6) К сегодняшнему уроку вы должны были подобрать пословицы и поговорки о цветах. Послушаем их. • Аленький цветок бросается в глазок. (говорят дети) • Весна красна цветами, а осень снопами. • Где цветы, там и бабочки. • Если ворона розу найдет, возомнит себя соловьем. • Есть цветы — радуйся цветам, нет цветов — радуйся бутонам. • Завистника соседская роза, как шип, колет. • Красна девка в хороводе, что маков цвет в огороде. • Люди рады лету, а пчела — цвету. • Насильно раскрытая роза не имеет запаха. • Одна роза весны не делает. • Поговорка — цветочек, пословица — ягодка. • Цветы что дети, уход любят. А у казахского народа есть такая пословица: Білімі жоқ ұл – жұпары жоқ гүл. (Человек без знаний, что цветы без запаха.) 2. Роза – королева цветов. Загадка (Слайд 7) Уч. Биологии: Я капризна и нежна, К любому празднику нужна. Могу быть белой, желтой, красной, Но остаюсь всегда прекрасной! (Ответ: Роза) Видеофрагмент «Роза – королева цветов» (Слайд 7) 3. Из истории происхождения розы. (Сообщения детей) (Слайд 8) Роза- царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней сложено много легенд. Розы встречаются во всех странах земного шара. В дикорастущем виде они распространены везде, за исключением тропиков. Розы - это в основном кустарники, ветви и побеги которых покрыты колючими шипами различной формы и величины. Мировой ассортимент роз насчитывает свыше 10 000 сортов. (Слайд 9) Самые первые сведения о розе можно встретить в древнеиндусских сказаниях: она пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый, кто принесет розу царю, мог просить у него всё, что ни пожелает. В трудах ученых описаны находки, которые доказывают, что история розы началась около 25 миллионов лет назад, когда на земле не было признаков человека. Наиболее древние письменные данные о розах найдены в царских гробницах Халдеи в городе Уру около 5000 лет назад. (Слайд 10) Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат. Роза играла важную роль и в быту: венками из роз украшалась невеста, их посылали друг другу влюбленные, розами греки усыпали путь победителя, возвращавшегося домой. С другой стороны, розами убирались урны с прахом покойных - в круглом бутоне греки видели символ бесконечности. (Слайд 11) В России же роза как украшение садов появилась при Петре I и особенно при Екатерине II. А часто встречающаяся фамилия Розанов пошла также от розы - этой фамилией один граф нарек семью крепостных, которых отпустил на волю за выдающиеся умения в уходе за розами, в чём отец этого семейства перещеголял специально приглашенного англичанина. Уч. Лит-ры (Слайд 12) Стихи, как и цветы, украшают нашу жизнь, приносят радость. Поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Ее упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых до голубовато - сиреневых. (Слайд 13) И каждый цветок есть волшебная, божественная мелодия. Петрарка любимую женщину не видит без роз (Слайд 14): Уст нежных жемчуг и живые розы - Умильных, горьких жалоб сладкий плен... Как пламя - вздохи; как алмазы - слезы. (Слайд 15) В 18 веке Г. Державин так писал о розе: Роза - всем кустам царица, Ароматов сладких мать. Бисером своим зарница Розу любит окроплять. (Слайд 16) Поэт В. Тредиаковский написал «Оду в похвалу цветку розе»: Красота весны! Роза, о прекрасна! Всей, о госпожа, румяности властна! Ты - во всех садах яхонт несравненный, Ты - из всех цветов цвет предрагоценный… (Слайд 17) Поэт 20 века Виктор Подкопаев восклицает: Сколько роз! Какая гамма красок И какая нежность лепестков! Как на чудо из волшебных сказок, Я весь день смотреть на них готов. Белые – как облака средь лета, (Слайд 18) Алые– как вешняя заря… Нет, не зря о них поют поэты И любимым дарят их не зря. 4. Семейство розоцветных. Уч. Биологии (Слайд 19) Сегодня мы будем говорить о цветковых растениях семейства розоцветных, которое объединяет до 3000 видов. В нашей республике розоцветных произрастает 35 видов, среди них встречаются плодовые деревья, кустарники и травянистые растения. Среди кустарников: малина, ежевика, шиповник и роза. Стебли этих растений имеют шипы. А) Загадки. Давайте с вами отгадаем загадки, которые помогут нам вспомнить представителей данного семейства. 1. Царицей цветов я зовусь, На вид я прекрасна, нежна. Но тронешь меня невзначай, Почувствуешь, как я сильна. (Роза) (Слайд 20) 2. Круглое, румяное, С дерева упало, К нам на стол попало. (Яблоко) (Слайд 21) 3. Сижу на дереве, Кругла, как шар, Красна, как кровь, Сладка, как мед. (Вишня) (Слайд 22) 4. Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто ни пройдет – Всяк поклон отдает. (Земляника) (Слайд 23) 5. Хороша я в свадебном букете, И в саду, где свищут соловьи. Круглый год во многих странах мира Я служу признанием в любви. (Роза) (Слайд 24) 6. В сенокос – горька, А в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина) (Слайд 25) 7. Летом рад я свежей Ягоде медвежьей; А сушенная в запас, От простуды лечит нас. (Малина) (Слайд 26) 8. Вкус у ягоды хорош, Но сорви её, пойди-ка: Куст в колючках, будто ёж, Вот и назван… (Ежевика) (Слайд 27) 9. Варенье солнечно, как юг, На пирожки с повидлом спрос. В сушеном виде он урюк, А в натуральном – … (Абрикос) (Слайд 28) 10. Синий мундир, Желтая подкладка, В середине – сладко. (Слива) (Слайд 29) 11. Хоть не зверь я и не птица, Но сумею защититься! Растопырю коготки - Только тронь мои цветки! (роза) (Слайд 30) б) Шиповник – прародитель розы. Уч. Биологии: (Слайд 31) Роза произошла от дикорастущего шиповника, который часто встречается в лесах, вблизи дорог. Цветет в июне – июле, цветы розовые или белые, с сильным приятным запахом. Шиповник - кустарник до 2 м. высоты, с тонкими ветвями, покрытыми коричнево- красной корой с изогнутыми книзу шипами, расположенными попарно у основания листовых черешков. Листорасположение очередное, лист сложный, непарноперистый, состоит из пяти – семи листовых пластинок. Плоды шаровидные, гладкие, красные- называются ложная ягода внутри орешки, созревают в августе. (Слайд 32) Шиповник встречается и в нашей местности в большом количестве. В плодах шиповника содержатся витамины С, В, К, Р, Е. В народе плоды шиповника применяют от цинги, как желчегонное и поливитаминное средство. Чай из плодов шиповника повышает иммунитет. Никто точно не знает, где и когда впервые появилась культурная роза. В мире существует тысячи видов и более десяти тысяч сортов роз, но цветок который мы любим, это больше творение рук человека чем, создание природы. (Слайды 33-40) В) Маршак «О ней поют поэты всех веков…» (Слайд 41) Видеофрагмент «Как распускается роза» О ней поют поэты всех веков. Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей. Как он прекрасен, холоден и чист, - Глубокий кубок, полный аромата. Как дружен с ним простой и скромный лист, Темно-зеленый, по краям зубчатый. За лепесток заходит лепесток, И все они своей пурпурной тканью Струят неиссякающий поток Душистого и свежего дыханья. (Слайд 42) Вопросы: Как Маршак характеризует розу? Как вы понимаете последние две строчки? Как называется этот прием? Уч. Биологии: Как поэт описывает строение цветка? 5. Строение цветка А) Формула цветка розы (Слайд 43) Уч. Биологии: Строение цветка розы мы рассмотрим на его прародителе – шиповнике. Цветок состоит из цветоножки, чашелистиков, венчика, лепестков, тычинок и пестика. Строение цветка можно записать в виде формулы: Ч5 Л5 Т ∞ П1 или так: * Ч5Л5Т∞П∞. Но посмотрите на строение цветка розы ( учитель демонстрирует засушенный или живой цветок розы). Разве у него пять лепестков? Учащиеся: У цветка розы множество лепестков. Формула цветка розы будет выглядеть так: Ч5Л∞Т∞П∞ (запись в тетради). Б) И.П. Мятлев «Как хороши, как свежи были розы» Уч. Лит-ры: нежная красавица роза стала для народов всех стран идеалом красоты, символом дружбы, добра, любви. (Слайд 44) И.П. Мятлев прославился всего лишь одним стихотворением, а точнее одной строчкой, которая вошла в стихотворения многих других поэтов и писателей: и. Северянина, И. Тургенева. Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! (Слайд 45) Как я берег, как я лелеял младость Моих цветов заветных, дорогих; Казалось мне, в них расцветала радость, Казалось мне, любовь дышала в них. Но в мире мне явилась дева рая, Прелестная. Как ангел красоты, Венка из роз искала молодая, И я сорвал заветные цветы. И мне в венке цветы еще казались (слайд 46) На радостном челе красивее, свежей, Как хорошо, как мило соплетались С душистою волной каштановых кудрей! И заодно они цвели с девицей! Среди подруг, средь плясок и пиров, В венке из роз она была царицей, Вокруг ее вились и радость, и любовь. В ее очах веселье, жизни пламень; Ей счастье долгое сулил, казалось, рок. И где ж она?.. В погосте белый камень, На камне – роз моих завянувший венок. Вопросы: Что символизируют розы? Что означает венок из роз? (награда за добродетель, небесная радость) Определите основные мотивы стихотворения? В) Плод розы. (Слайд 47) Уч. Биологии: В стихотворении Мятлева венок из роз завял, но роза после цветения не погибает. Что образуется после цветения? Она образует ложный плод, в котором находятся семена – орешки, они дадут начало новому цветковому растению, молодое растение снова зацветет, заблагоухает, а мы будем наслаждаться его ароматом. (Слайд 48) 6. Аромат роз. Уч. Лит-ры: Розы предлагают нам бесконечное разнообразие запахов! Каждая имеет свой собственный - его так же легко узнать, как известную марку духов. (Слайд 49) Как духи для женщины, так и аромат розы может быть нежным или терпким, сладковатым или немного резким, но если его нет вообще, можно сказать, что у розы, как и у женщины, нет души. Когда неповторимая красота этого цветка, о которой пишут поэты, сочетается с запоминающимся ароматом - ему невозможно противостоять. "Аромат розы, как стихи, проникая в душу женщины, делает ее моложе". Стихотворение Т. Лавровой. Почему так сладко пахнут розы, Принося сумятицу в сердца? Аромат цветов рождает грезы, Душу будоражит без конца. Сколько шарма, прелести, изыска, Сколько силы в царственном цветке! Лишь шипы – защита зоны риска – Оставляют след свой на руке. (Слайд 50) Розовый букет, прекрасный, свежий, Восхищает и волнует кровь. Только аромат цветочный, нежный, Лишь в саду готов дарить любовь. (Татьяна Лаврова) Вопросы: Какие чувства вызывает аромат роз? А как защищает роза свою красоту? Как используются цветы розы? 7. Применение роз в производстве. Уч. Биологии: (Слайд 51) В настоящее время установлено, что эфирные масла розы оказывают положительное влияние на деятельность центральной нервной системы, обладают успокаивающим эффектом, снимают стрессовое состояние, улучшают память и внимание, повышают работоспособность и умственную активность. Вдыхание розового аромата прекращает головную боль и спазмы сосудов, нормализует артериальное давление, способствует исчезновению аритмии. Розовое варенье полезно в качестве восстанавливающего и общеукрепляющего средства людям, выздоравливающим после тяжёлых заболеваний, а также путешественникам при авитаминозе. (слайд 52) Розовое масло обладает антисептическим, противоревматическим, антибактериальным действием. Поэтому его допустимо использовать даже для нанесения на детскую кожу. Оказывает заживляющее действие на рубцовую ткань. Духи из роз. (Слайд 53,54) Для приготовления литра самых дорогих духов необходимо двести граммов розового масла, которое получают из ста килограммов лепестков роз (это примерно 7 миллионов роз). Уч. Лит-ры: (Слайд 54) Розовая вода - одно из самых древних косметических средств, которое можно приготовить и в домашних условиях. Экстракты из лепестков очищают и тонизируют кожу, снимают раздражение и отеки, обладают смягчающими и вяжущими действиями. Чай из роз. (Слайд 55) Французская роза представляет собой необыкновенно проникновенный и ароматный напиток, который готовят из специальных сортов нераспустившихся бутонов роз. Маски на основе лепестков розы. (Слайд 56) Из лепестков розы готовят маски и крема. Они очень быстро восстановят кожу, придадут ей свежесть, сияние и тонус. Их приготовление не займет много времени, а самое главное то, что их можно сделать самим, без лишних финансовых трат. 8. Тест (Слайд 57) 1. Родиной розы считают: А) Персию Б) Индию В) Грецию 2. Когда стали разводить розы в России? А) при царе Гвидоне Б) при Петре I. В) при советской власти 3. С незапамятных времён роза считается: А) садовым цветком Б) полевым цветком В) царицей цветов. 4. Дикий прародитель розы: А) шиповник Б) малина В) ежевика 5. Кто является композитором «Вальса цветов»? А) А. Хачатурян Б) П. Чайковский В) И. Дунаевский 6. Кто автор первого стихотворения «Как хороши, как свежи были розы…»? а) И. П. Мятлев Б) А. С. Пушкин В) И. А. Бунин 7. Найдите растение семейства розоцветных: А) пионы Б) яблоня В) ландыш 8. Какой поэт в ХVІІІ в. написал «Оду в похвалу цветку розе»? А) Г.Р. Державин Б) В. А. Жуковский В) В.К. Тредиаковский 9. Что получают из лепестков роз? А) варенье Б) компот В) сок 10. Найдите формулу розы: А) Ч5 Л5 Т∞ П1 Б) Ч5 Л∞ Т∞ П∞. В) Ч5 Л5 Т∞ П∞. III. Рефлексия 1. (Слайд 58) «Собери букет знаний» (дети выходят и ставят цветок в вазу, говоря о том, что им запомнилось о розе с урока). 2. Домашнее задание: написать мини – сочинение о розе. 3. Выводы. Уч. Биологии: (Слайд 59) Если у Вас возникнет огромное желание заставить Ваш сад петь, а цвета сиять, незамедлительно высаживайте розы: их красота разбудит грустный или сонный сад. Говорят, человек должен в своей жизни посадить дерево, построить дом, вырастить сына. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока… (Слайд 60) Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратится в сад. Уч. Лит-ры: Цветы, как люди, на добро щедры И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие, теплые костры Роза Рымбаева «Земля моя» (Слайд 60) | |
Просмотров: 5411 | Загрузок: 399 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|