Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок словесности в 5 классе. Тема: Басни И.А. Крылова.
[ Скачать с сервера (513.5 Kb) ] 2012-03-01, 7:28 PM
Урок- обобщение «Басни И.А. Крылова»
Цели урока:
• обобщить знания учащихся по теме “Басня”;
• содействовать развитию внимания, памяти, навыков выразительного чтения;
• содействовать воспитанию положительных нравственных качеств, любви к чтению.
Оборудование:
• портрет И.А. Крылова;
• выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням;
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
- Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова, познакомимся с его новыми баснями и баснями его последователей. Обобщим знания по теме “Басня”. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.
Слайд 1
Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. Неслучайно часто мы слышим, как дети говорят: «Дедушка Крылов». И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец.
Слайд 2
Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.
Неслучайно в Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. 12 мая 1855 г. в Летнем саду Петербурга был открыт памятник Крылову работы П.К. Клодта, который стал первым памятником писателю в столице.
СЛАЙд 3
Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.
Прошел 241 год со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Так ли это?

2 ученика читают стихотворение Исаковского
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Исаковский
Конкурс знатоков басен
Разделимся на три команды (по рядам)
1. Представьте свою команду ( капитан объявляет название команды)
2. 1 команда – Что такое басня?
2 команда – Что такое аллегория?
3 команда – Кто считается родоначальником басни в мировой литературе?
3. . Соотнесите иллюстрацию с названием басни. СЛАЙДЫ
За правильные ответы командам – карточки
4. Каждая команда получает один и тот же кроссворд. Кто быстрее отгадает, тот и победил в этом конкурсе. Для гостей кроссворд – на интерактивной доске. ?Звучит негромкая музыка?
- Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал:
1. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву. (Волк)
2. Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. (Моська)
3. Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей! (Стрекоза)
4. Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так право сказки! (Лисица)
5. Баснописец, живший около 3-х тысяч лет назад в Древней Греции, придумавший приём иносказание. (Эзоп)
6. Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. (Осёл)
7. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь)
8. Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка)
9. Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! (Муравей)

5. Ассоциативный ряд со словом «басня». Каждой команде своя строка, если ответа нет, право ответа к следующей команде.
«Продолжи строчку...»
• «Ай, Моська! Знать, она сильна.../ что лает на Слона».
• «Ворона каркнула во всё воронье горло.../сыр выпал. С ним была плутовка такова».
• «Ты виноват уж тем.../ что хочется мне кушать».
• «А вы, друзья, как ни садитесь.../ всё в музыканты не годитесь».
• «Ты сер.../ а я, приятель, сед...».
• «Когда в товарищах согласья нет.../ на лад их дело не пойдёт».
• «Когда бы вверх могла поднять ты рыло.../ тебе бы видно было, что эти жёлуди на мне растут»!
• «А Васька.../ слушает да ест».
• «Как музыке идти?/ Ведь вы не так сидите».
• «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он Кукушку ».
• «Усильного.../всегда бессильный виноват».
• «Чтоб музыкантом быть.../ так надобно уменье».
• «Псари кричат: / Ахти, ребята, вор»!
• «Коль корни обнажишь.../ оно засохнуть может».
• «Ты всё пела. Это дело.../ так пойди же попляши».
• «Невежда так же в ослепленье.../ бранит науки и ученье, и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды».
6. ВИКТОРИНА
Из какой басни эти строки? ( в это время участники инсценировки готовятся к выступлению? Или готовятся после, а в это время звучит аудиозапись басни)
• “У сильного всегда бессильный виноват” (“Волк и Ягненок”).
• “Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”).
• “Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” (“Слон и Моська”).
• “А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”).
• “Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!” (“Кукушка и петух”).
• Мартышка к старости слаба глазами стала,
А от людей она слыхала, что это зло еще не так большой руки… («Мартышка и очки»)

7. Инсценировка басен
1 команда – «Квартет» (мартышка, осел, козел, медведь, соловей; ноты, инструменты муз.)
2 команда – «Ворона и лисица» (ворона, лиса; сыр)
3 команда – «Кукушка и петух» (кукушка, петух, воробей)

8. ? Коллаж
Каждая команда получает фигурки животных, др. рисунки, должна создать «иллюстрацию» к одной из басен.
Подведение итогов конкурса. Выставление оценок.

Этап рефлексии

Стихотворение П.Вяземского.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Stella
Просмотров: 3553 | Загрузок: 275 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-01-09, 10:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru