Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (513.5 Kb) ] | 2012-03-01, 7:28 PM |
Урок- обобщение «Басни И.А. Крылова» Цели урока: • обобщить знания учащихся по теме “Басня”; • содействовать развитию внимания, памяти, навыков выразительного чтения; • содействовать воспитанию положительных нравственных качеств, любви к чтению. Оборудование: • портрет И.А. Крылова; • выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням; ХОД УРОКА Вступительное слово учителя: - Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова, познакомимся с его новыми баснями и баснями его последователей. Обобщим знания по теме “Басня”. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать. Слайд 1 Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. Неслучайно часто мы слышим, как дети говорят: «Дедушка Крылов». И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец. Слайд 2 Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”. Неслучайно в Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. 12 мая 1855 г. в Летнем саду Петербурга был открыт памятник Крылову работы П.К. Клодта, который стал первым памятником писателю в столице. СЛАЙд 3 Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Прошел 241 год со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Так ли это? 2 ученика читают стихотворение Исаковского Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. Сокровищница мудрости народной В них людям открывалась до конца, И голос их, прямой и благородный, К добру и правде призывал сердца. Все знал и видел ум певца пытливый, Всего сильней желая одного, Чтоб жили жизнью вольной и счастливой Народ его и родина его. Исаковский Конкурс знатоков басен Разделимся на три команды (по рядам) 1. Представьте свою команду ( капитан объявляет название команды) 2. 1 команда – Что такое басня? 2 команда – Что такое аллегория? 3 команда – Кто считается родоначальником басни в мировой литературе? 3. . Соотнесите иллюстрацию с названием басни. СЛАЙДЫ За правильные ответы командам – карточки 4. Каждая команда получает один и тот же кроссворд. Кто быстрее отгадает, тот и победил в этом конкурсе. Для гостей кроссворд – на интерактивной доске. ?Звучит негромкая музыка? - Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал: 1. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё Моё С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву. (Волк) 2. Вот то-то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. (Моська) 3. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей! (Стрекоза) 4. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так право сказки! (Лисица) 5. Баснописец, живший около 3-х тысяч лет назад в Древней Греции, придумавший приём иносказание. (Эзоп) 6. Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. (Осёл) 7. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь) 8. Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на неё хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка) 9. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! (Муравей) 5. Ассоциативный ряд со словом «басня». Каждой команде своя строка, если ответа нет, право ответа к следующей команде. «Продолжи строчку...» • «Ай, Моська! Знать, она сильна.../ что лает на Слона». • «Ворона каркнула во всё воронье горло.../сыр выпал. С ним была плутовка такова». • «Ты виноват уж тем.../ что хочется мне кушать». • «А вы, друзья, как ни садитесь.../ всё в музыканты не годитесь». • «Ты сер.../ а я, приятель, сед...». • «Когда в товарищах согласья нет.../ на лад их дело не пойдёт». • «Когда бы вверх могла поднять ты рыло.../ тебе бы видно было, что эти жёлуди на мне растут»! • «А Васька.../ слушает да ест». • «Как музыке идти?/ Ведь вы не так сидите». • «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он Кукушку ». • «Усильного.../всегда бессильный виноват». • «Чтоб музыкантом быть.../ так надобно уменье». • «Псари кричат: / Ахти, ребята, вор»! • «Коль корни обнажишь.../ оно засохнуть может». • «Ты всё пела. Это дело.../ так пойди же попляши». • «Невежда так же в ослепленье.../ бранит науки и ученье, и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды». 6. ВИКТОРИНА Из какой басни эти строки? ( в это время участники инсценировки готовятся к выступлению? Или готовятся после, а в это время звучит аудиозапись басни) • “У сильного всегда бессильный виноват” (“Волк и Ягненок”). • “Ты все пела? Это дело: Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”). • “Ай, Моська! Знать она сильна, Что лает на Слона” (“Слон и Моська”). • “А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”). • “Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - Все ваша музыка плоха!” (“Кукушка и петух”). • Мартышка к старости слаба глазами стала, А от людей она слыхала, что это зло еще не так большой руки… («Мартышка и очки») 7. Инсценировка басен 1 команда – «Квартет» (мартышка, осел, козел, медведь, соловей; ноты, инструменты муз.) 2 команда – «Ворона и лисица» (ворона, лиса; сыр) 3 команда – «Кукушка и петух» (кукушка, петух, воробей) 8. ? Коллаж Каждая команда получает фигурки животных, др. рисунки, должна создать «иллюстрацию» к одной из басен. Подведение итогов конкурса. Выставление оценок. Этап рефлексии Стихотворение П.Вяземского. Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. | |
Просмотров: 3553 | Загрузок: 275 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|