Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (32.0 Kb) ] | 2012-03-06, 7:36 PM |
Замысел романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Цель: формирование целостного восприятия произведения, миропонимание автора, своеобразие литературных героев, обучение обобщению, рассуждению, абстрагированию, развитие наглядно-образного мышления, мимических мышц, воспитание эстетического восприятия мира, формирование оценочных умений, формирование самостоятельности, гигиена зрения. Тип урока: новая тема. Методы обучения: собеседование. Наглядность: интерактивная доска, слайды, фрагменты фильма «Мастер и Маргарита», текст, учебник, файловые листы, фломастеры. Ход урока. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, проверка наличия окклюзии. Психологический настрой. 2. Тема. (слайд на доске). Это сатира особого рода, не так уж часто встречающаяся, - сатира нравственно-философская. И.И.Виноградов. А)Слово учителя. «Жизнь Михаила Александровича Берлиоза, по свидетельству М.А.Булгакова, складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. И поэтому, когда однажды вечером на пустынном бульваре у Патриарших прудов соткался перед ним из знойного воздуха прозрачный гражданин в кургузом клетчатом пиджаке, с глумливой ухмылкой на физиономии, несчастный литератор побледнел и в смятении подумал: «Этого не может быть!». Но это, увы, было. А спустя каких-нибудь полчаса пришлось Михаилу Александровичу познакомиться и еще с одним субъектом, уверявшим, что он сиживал за завтраком у Канта, - знакомство, завершившееся, как мы знаем, для Михаила Александровича так неожиданно и трагически. Не галлюцинация, не бред, а живая, во плоти, вполне, что называется, реальная личность! Его пребывание в Москве сопровождается целым потоком невероятных происшествий. Вот в самой Москве гремит Великий Бал сатаны во всем блеске и шуме волшебных красок и звуков. Вот мы в театре во время «денежного дождя». И вдруг – ершалаимские главы, где действия разворачиваются 2000 лет назад! Два этих мира сталкиваются благодаря героям, одинаково свободно чувствующим себя в обоих мирах. Есть от чего воскликнуть: «Этого не может быть!». Но вот, оказывается, может. Может, оказывается, быть так, что и столь неожиданная, странная по нынешним понятиям фантастика интересна и увлекательна. В 30-е годы М.А.Булгаков много размышлял о миссии писателя, о смысле его жизни, о цели и задачах творчества. ( «слово» сопровождается фрагментами фильма.) В) Слово Куконеву Ерболату. (истоки романа). Г) Прочитайте эпиграф к роману. - Из какого произведения взяты эти слова? (Это слова Мефистофеля из романа И.В.Гете.) Тема «Фауста» занимает в романе одно из главных мест. Воланд – сатана, неожиданно оказавшийся в Москве и вмешавшийся в беседу двух литераторов – Ивана Бездомного и Михаила Александровича Берлиоза. О чем же говорят литераторы? Д) ученики разыгрывают сцену из первой главы. Е) просмотр фрагмента фильма. 3. Упражнения для глаз, корректирующие зрительное восприятие. 4. – О чем же спорят литераторы со странным незнакомцем? Узнаем поближе данных героев. Берлиоз – Акмарал Н. Бездомный – Жадыра Ж. Воланд - Газиза М. 5. - О чем же роман? ( Чертят ассоциативную карту) « Мастер и Маргарита». 6. «Покоренный внешними обстоятельствами, писатель стал свободным в своем произведении. Умирал, но оно было его жизнью. Именно поэтому мы так явственно чувствуем в романе присутствие автора, прикосновение его руки, его ускоренное дыхание; ему очень не хочется расставаться со своим последним произведением, поэтому он растягивает и повторяет несколько раз в болезненной напряженности обостренных чувств сцену прощания с Москвой. Он жил пока писал, и жил потому, что писал», - подметил исследователь А.Дравич. 7. Домашнее задание. Перечитать ершалаимские главы романа. По учебнику страница 156 – 162, выписать основные тезисы. 8. Выведение оценок. 9. Итог урока. | |
Просмотров: 917 | Загрузок: 135 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|