Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Замысел романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" 11 класс
[ Скачать с сервера (32.0 Kb) ] 2012-03-06, 7:36 PM
Замысел романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель: формирование целостного восприятия произведения,
миропонимание автора,
своеобразие литературных героев,
обучение обобщению, рассуждению, абстрагированию,
развитие наглядно-образного мышления, мимических мышц,
воспитание эстетического восприятия мира, формирование оценочных
умений, формирование самостоятельности,
гигиена зрения.

Тип урока: новая тема.
Методы обучения: собеседование.
Наглядность: интерактивная доска, слайды, фрагменты фильма «Мастер и
Маргарита», текст, учебник, файловые листы, фломастеры.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, проверка наличия окклюзии. Психологический настрой.

2. Тема. (слайд на доске).

Это сатира особого рода, не так уж часто
встречающаяся, - сатира нравственно-философская.

И.И.Виноградов.
А)Слово учителя.
«Жизнь Михаила Александровича Берлиоза, по свидетельству М.А.Булгакова, складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. И поэтому, когда однажды вечером на пустынном бульваре у Патриарших прудов соткался перед ним из знойного воздуха прозрачный гражданин в кургузом клетчатом пиджаке, с глумливой ухмылкой на физиономии, несчастный литератор побледнел и в смятении подумал: «Этого не может быть!». Но это, увы, было. А спустя каких-нибудь полчаса пришлось Михаилу Александровичу познакомиться и еще с одним субъектом, уверявшим, что он сиживал за завтраком у Канта, - знакомство, завершившееся, как мы знаем, для Михаила Александровича так неожиданно и трагически.

Не галлюцинация, не бред, а живая, во плоти, вполне, что называется, реальная личность! Его пребывание в Москве сопровождается целым потоком невероятных происшествий.
Вот в самой Москве гремит Великий Бал сатаны во всем блеске и шуме волшебных красок и звуков.
Вот мы в театре во время «денежного дождя».
И вдруг – ершалаимские главы, где действия разворачиваются 2000 лет назад!
Два этих мира сталкиваются благодаря героям, одинаково свободно чувствующим себя в обоих мирах.
Есть от чего воскликнуть: «Этого не может быть!».
Но вот, оказывается, может. Может, оказывается, быть так, что и столь неожиданная, странная по нынешним понятиям фантастика интересна и увлекательна.
В 30-е годы М.А.Булгаков много размышлял о миссии писателя, о смысле его жизни, о цели и задачах творчества. ( «слово» сопровождается фрагментами фильма.)

В) Слово Куконеву Ерболату. (истоки романа).

Г) Прочитайте эпиграф к роману.
- Из какого произведения взяты эти слова? (Это слова Мефистофеля из романа И.В.Гете.)
Тема «Фауста» занимает в романе одно из главных мест. Воланд – сатана, неожиданно оказавшийся в Москве и вмешавшийся в беседу двух литераторов – Ивана Бездомного и Михаила Александровича Берлиоза. О чем же говорят литераторы?

Д) ученики разыгрывают сцену из первой главы.

Е) просмотр фрагмента фильма.

3. Упражнения для глаз, корректирующие зрительное восприятие.

4. – О чем же спорят литераторы со странным незнакомцем?
Узнаем поближе данных героев. Берлиоз – Акмарал Н.
Бездомный – Жадыра Ж.
Воланд - Газиза М.

5. - О чем же роман?
( Чертят ассоциативную карту)

« Мастер и Маргарита».

6. «Покоренный внешними обстоятельствами, писатель стал свободным в своем произведении. Умирал, но оно было его жизнью. Именно поэтому мы так явственно чувствуем в романе присутствие автора, прикосновение его руки, его ускоренное дыхание; ему очень не хочется расставаться со своим последним произведением, поэтому он растягивает и повторяет несколько раз в болезненной напряженности обостренных чувств сцену прощания с Москвой. Он жил пока писал, и жил потому, что писал», - подметил исследователь А.Дравич.

7. Домашнее задание. Перечитать ершалаимские главы романа.
По учебнику страница 156 – 162, выписать основные тезисы.

8. Выведение оценок.

9. Итог урока.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: tabigat141257
Просмотров: 917 | Загрузок: 135 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-01-09, 11:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru