Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Однородные члены предложения
[ Скачать с сервера (22.6 Kb) ] 2012-04-02, 7:09 PM
Учитель русского языка и литературы Желтенко Лилия Валерьевна.
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме « Однородные члены предложения» с применением регионального компонента.
Цель урока: определить уровень знаний по теме «Однородные члены предложения».
Задачи урока:
• обобщить знания учащихся по теме «Однородные члены предложения»;
• показать, как работают конструкции с однородными членами в языке поэтов Восточного Казахстана;
• развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельной работы над произведениями;
• воспитывать интерес к творчеству поэтов Восточного Казахстана, любовь к Родине, к родной природе.

Основная форма урока: урок-исследование, урок-диалог.

Технология: личностно-ориентированное обучение, работа в группах.

Оборудование: карты-схемы, таблицы, доклады, портреты поэтов Восточного Казахстана, фотоматериал «Реки Восточного Казахстана», тест, оценочный лист ученика.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Слово учителя.
На уроке речь пойдет о выразительных конструкциях с однородными членами. Мы посмотрим, как используются экспрессивные возможности этих конструкций в языке поэтов Восточного Казахстана.
Прииртышье – страна многих поэтов, воспевших свой край, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
О Восточном Казахстане, о его природе пишут поэты в своих стихах. Пейзажные стихи можно смело
назвать «пейзажами души». Рассмотрим стихи об Иртыше, ставшем героем многих произведений.
Запишите в рабочую тетрадь дату, тему урока «Предложения с однородными членами».
II. Графический диктант. Внимательно прочитайте предложения, расставьте знаки препинания,
поднимите ту карту-схему, которая соответствует структуре данного предложения.

1. Эх, на холст бы картину ту
Небо солнце камыш
Все как есть опрокинуть
С головою в Иртыш... , , –
Г.Иванов.

2. Это было заманчиво
Солнце тучки камыш…
Добродушно покачивал
Волны – глыбы Иртыш. : , ,
Г.Иванов.
3. Любил Иртыш
С разливом гулких вод
Его приливы острова протоки
Береговые заросли осоки
И деревянных лодок плавный ход. , , , , и
М.Чистяков.

4. Река Ульба. Никак не знаменита.
Ей родовую преданность храня
Несуетно живет и домовито
Моя незаменимая родня… и
В.Тыцких.
5. Вхожу в Иртыш
И поднимаю руки
И открываю душу для воды
И вижу день,
Уснувший в перелеске и , и , и , и
И слышу солнце
В берегах крутых.
С.Киселев.

Оцените свою работу, пользуясь приведенными ниже критериями.

Количество правильных ответов Оценка
5 5
4 – 3 4
3 – 2 3
1 2

Оценку поставьте в оценочный лист.
III. Фронтальная проверка.
1. Какие члены предложения называются однородными?
2. Как они выделяются в устной и письменной речи?
3. Какой связью связываются между собой однородные члены предложения?
4. Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения с обобщенным словом.
(За каждый правильный ответ ученик получает дополнительный балл)
IV. Работа в парах.
Цель: систематизировать знания об однородных членах предложения, развивать навык опознавать
однородные члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.
1.Опережающее задание: доклады о поэтах Восточного Казахстана.
I группа II группа
Л.В. Феофанова Л.Г. Медведева
М. Чистяков Е.В. Курдаков
2.Выразительное чтение стихотворений наизусть. Найдите в стихотворениях предложения с однородными членами и прочитайте вслух, объясняя знаки препинания.

В жизни я не искала успеха,
Просто хуже других не могла:
То латала на счастье прорехи,
То кроила к судьбе рукава.

Но однажды закончатся нитки,
Устареют лекала… Судьба
Мне быть может, подарит попытку
Всю исчерпать себя до конца.

Л.В.Феофанова.
Потому и люблю,
Потому и жалею
Не себя, а друзей
И шершавую землю,
В небесах облака
Лебедино белеют,
Оттого и люблю,
Оттого и приемлю.
Л.Г.Медведева.

Мой берег вечный, река
без края, волна и ветер!
Как мало надо, чтоб быть
Счастливым на белом свете!

На белом свете, под этим
небом, на этих пашнях.
Простим заблудших,
Претерпим властных,
Поднимем падших!

Е.Курдаков.

Выйду в лес-
Тихим чащам и
Просекам радуюсь,
Замираю
От розовой песни дрозда.
И смотрю, как перо
Догорающей радуги
Отражает в листве
Дождевая вода.
Лето манит меня
Земляничной ложбинкой.
Желтым ворохом хлеба,
Парным молоком,
И веселая
Горная речка Ульбинка
Укрывает меня
От жары тальником.
М.И.Чистяков
(За 1-2 задание оценка выставляется индивидуально в оценочный лист)

3.Просмотрите фотоматериал о реках Восточного Казахстана (Иртыш, Уба), составьте
1 – 2 предложения, используя однородные члены.
(Оценка за работу в группе выставляется совместно и вносится в оценочный лист)

V. Работа с таблицей (расставьте знаки препинания в предложениях, заполните таблицу, проверьте свою работу, пользуясь текстом – ключом).
Таблица №1
Предложение с однородными членами
(подчеркните однородные члены предложения) Однородные члены Тип связи Знаки препинания
1. Все время звучал в ушах негромкий мелодичный пленительный голос.
2. Тал осина горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета.
3. Мне грустно и легко.
4.Дни стояли пасмурные зато теплые.
5. Все в снегу земля деревья кусты кормушки.
6. И звуки домбры и голос певца все стремительно неслось к берегам надежды.

Таблица №1 (текст-ключ №1)
Предложение с однородными членами
(подчеркните однородные члены предложения) Однородные члены Тип связи Знаки препинания
1. Все время звучал в ушах негромкий, мелодичный, пленительный голос.

2. Тал, осина, горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета.

3. Мне грустно и легко.

4.Дни стояли пасмурные, зато теплые.

5. Все в снегу: земля, деревья, кусты, кормушки.
6. И звуки домбры, и голос певца – все стремительно неслось к берегам надежды. Однородные определения

Однородные подлежащие

Однородные обстоятельства

Однородные сказуемые

Однородные подлежащие
Однородные подлежащие Бессоюзная связь

Бессоюзная связь

Союз и

Союз зато

Бессоюзная связь

Союз и 2 запятые

2 запятые

нет

1 запятая

двоеточие, 3 запятые
1 запятая, тире
Таблица№2
Предложение с однородными членами
(подчеркните однородные члены предложения) Однородные члены Тип связи Знаки препинания
1. Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром.
2. Все стало розовым заря камыш вода.
3. На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
4. Все это цвета блеск звуки и запахи давило на глаза
5. Все усадьба состояла из четырех срубов разной величины а именно из флигеля конюшни сарая и бани.
6. Рано или поздно ему Москву уступит сын Борисов.
Таблица№2 (текст-ключ №2)
Предложение с однородными членами
(подчеркните однородные члены предложения) Однородные члены Тип связи Знаки препинания
1. Далеко гулы повторяют и рев, и треск, и шум, и гром. Однородные дополнения Союз и 3 запятые
2. Все стало розовым: заря, камыш, вода. Однородные подлежащие Бессоюзная связь Двоеточие, 2 запятые
3. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. Однородные обстоятельства,
Однородные сказуемые Бессоюзная связь,

Союз и 2 запятые, тире
нет
4. Все это: цвета, блеск, звуки и запахи – давило на глаза Однородные подлежащие Бессоюзная связь, союз и Двоеточие,
2 запятые,
тире
5. Все усадьба состояла из четырех срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани. Однородные дополнения Бессоюзная связь, союз и 1 запятая, двоеточие,
2 запятые
6. Рано или поздно ему Москву уступит сын Борисов. Однородные обстоятельства Союз или нет
Критерии оценки.
Выполненное задание Оценка
0 ошибок 5
1 – 2 ошибки 4
3 – 5 ошибок 3
6 и более 2
(оценку внесите в оценочный лист)
VI. Тест.
Цель: проверить качество знаний по теме «Однородные члены предложения»
(за каждый правильный ответ 1 балл)
VII. Подведение итогов урока.
1.Прочитайте цели урока.
2.Достигли ли вы цели урока?
3.Оцените свою работу на уроке при помощи рефлексии

отлично хорошо удовлетворительно

«5» - 25 – 28 б. «3» - 19 – 15 б.
«4» - 24 – 20 б. «2» - менее 14 б.

VIII. Домашнее задание
Написать мини-сочинение «Поэзия Восточного Казахстана»
Литература:
1. Курдаков. Е. Прощальная песня. «Караван».-2003.- №12.
2.Медведева. Л.Г. Музей Искусств.- Усть- Каменогорск., 2002.
3.Титаева. Л.С. Региональное содержание литературного образования. Рекомендации к изучению поэзии
Восточного - Казахстана.- Усть – Каменогорск., 2000.
4.Феофанова. Л.В. Музей Искусств.-Усть- Каменогорск., 2002.
5.Чистяков. М. Мне все давалось очень трудно: любовь, поэзия, война. «7 дней».-2006.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Лилек
Просмотров: 4279 | Загрузок: 194 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-10, 8:32 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru