Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (22.6 Kb) ] | 2012-04-02, 7:09 PM |
Учитель русского языка и литературы Желтенко Лилия Валерьевна. Интегрированный урок русского языка и литературы по теме « Однородные члены предложения» с применением регионального компонента. Цель урока: определить уровень знаний по теме «Однородные члены предложения». Задачи урока: • обобщить знания учащихся по теме «Однородные члены предложения»; • показать, как работают конструкции с однородными членами в языке поэтов Восточного Казахстана; • развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельной работы над произведениями; • воспитывать интерес к творчеству поэтов Восточного Казахстана, любовь к Родине, к родной природе. Основная форма урока: урок-исследование, урок-диалог. Технология: личностно-ориентированное обучение, работа в группах. Оборудование: карты-схемы, таблицы, доклады, портреты поэтов Восточного Казахстана, фотоматериал «Реки Восточного Казахстана», тест, оценочный лист ученика. Ход урока: I. Организационный момент. Слово учителя. На уроке речь пойдет о выразительных конструкциях с однородными членами. Мы посмотрим, как используются экспрессивные возможности этих конструкций в языке поэтов Восточного Казахстана. Прииртышье – страна многих поэтов, воспевших свой край, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. О Восточном Казахстане, о его природе пишут поэты в своих стихах. Пейзажные стихи можно смело назвать «пейзажами души». Рассмотрим стихи об Иртыше, ставшем героем многих произведений. Запишите в рабочую тетрадь дату, тему урока «Предложения с однородными членами». II. Графический диктант. Внимательно прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, поднимите ту карту-схему, которая соответствует структуре данного предложения. 1. Эх, на холст бы картину ту Небо солнце камыш Все как есть опрокинуть С головою в Иртыш... , , – Г.Иванов. 2. Это было заманчиво Солнце тучки камыш… Добродушно покачивал Волны – глыбы Иртыш. : , , Г.Иванов. 3. Любил Иртыш С разливом гулких вод Его приливы острова протоки Береговые заросли осоки И деревянных лодок плавный ход. , , , , и М.Чистяков. 4. Река Ульба. Никак не знаменита. Ей родовую преданность храня Несуетно живет и домовито Моя незаменимая родня… и В.Тыцких. 5. Вхожу в Иртыш И поднимаю руки И открываю душу для воды И вижу день, Уснувший в перелеске и , и , и , и И слышу солнце В берегах крутых. С.Киселев. Оцените свою работу, пользуясь приведенными ниже критериями. Количество правильных ответов Оценка 5 5 4 – 3 4 3 – 2 3 1 2 Оценку поставьте в оценочный лист. III. Фронтальная проверка. 1. Какие члены предложения называются однородными? 2. Как они выделяются в устной и письменной речи? 3. Какой связью связываются между собой однородные члены предложения? 4. Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения с обобщенным словом. (За каждый правильный ответ ученик получает дополнительный балл) IV. Работа в парах. Цель: систематизировать знания об однородных членах предложения, развивать навык опознавать однородные члены предложения и правильно расставлять знаки препинания. 1.Опережающее задание: доклады о поэтах Восточного Казахстана. I группа II группа Л.В. Феофанова Л.Г. Медведева М. Чистяков Е.В. Курдаков 2.Выразительное чтение стихотворений наизусть. Найдите в стихотворениях предложения с однородными членами и прочитайте вслух, объясняя знаки препинания. В жизни я не искала успеха, Просто хуже других не могла: То латала на счастье прорехи, То кроила к судьбе рукава. Но однажды закончатся нитки, Устареют лекала… Судьба Мне быть может, подарит попытку Всю исчерпать себя до конца. Л.В.Феофанова. Потому и люблю, Потому и жалею Не себя, а друзей И шершавую землю, В небесах облака Лебедино белеют, Оттого и люблю, Оттого и приемлю. Л.Г.Медведева. Мой берег вечный, река без края, волна и ветер! Как мало надо, чтоб быть Счастливым на белом свете! На белом свете, под этим небом, на этих пашнях. Простим заблудших, Претерпим властных, Поднимем падших! Е.Курдаков. Выйду в лес- Тихим чащам и Просекам радуюсь, Замираю От розовой песни дрозда. И смотрю, как перо Догорающей радуги Отражает в листве Дождевая вода. Лето манит меня Земляничной ложбинкой. Желтым ворохом хлеба, Парным молоком, И веселая Горная речка Ульбинка Укрывает меня От жары тальником. М.И.Чистяков (За 1-2 задание оценка выставляется индивидуально в оценочный лист) 3.Просмотрите фотоматериал о реках Восточного Казахстана (Иртыш, Уба), составьте 1 – 2 предложения, используя однородные члены. (Оценка за работу в группе выставляется совместно и вносится в оценочный лист) V. Работа с таблицей (расставьте знаки препинания в предложениях, заполните таблицу, проверьте свою работу, пользуясь текстом – ключом). Таблица №1 Предложение с однородными членами (подчеркните однородные члены предложения) Однородные члены Тип связи Знаки препинания 1. Все время звучал в ушах негромкий мелодичный пленительный голос. 2. Тал осина горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета. 3. Мне грустно и легко. 4.Дни стояли пасмурные зато теплые. 5. Все в снегу земля деревья кусты кормушки. 6. И звуки домбры и голос певца все стремительно неслось к берегам надежды. Таблица №1 (текст-ключ №1) Предложение с однородными членами (подчеркните однородные члены предложения) Однородные члены Тип связи Знаки препинания 1. Все время звучал в ушах негромкий, мелодичный, пленительный голос. 2. Тал, осина, горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета. 3. Мне грустно и легко. 4.Дни стояли пасмурные, зато теплые. 5. Все в снегу: земля, деревья, кусты, кормушки. 6. И звуки домбры, и голос певца – все стремительно неслось к берегам надежды. Однородные определения Однородные подлежащие Однородные обстоятельства Однородные сказуемые Однородные подлежащие Однородные подлежащие Бессоюзная связь Бессоюзная связь Союз и Союз зато Бессоюзная связь Союз и 2 запятые 2 запятые нет 1 запятая двоеточие, 3 запятые 1 запятая, тире Таблица№2 Предложение с однородными членами (подчеркните однородные члены предложения) Однородные члены Тип связи Знаки препинания 1. Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром. 2. Все стало розовым заря камыш вода. 3. На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. 4. Все это цвета блеск звуки и запахи давило на глаза 5. Все усадьба состояла из четырех срубов разной величины а именно из флигеля конюшни сарая и бани. 6. Рано или поздно ему Москву уступит сын Борисов. Таблица№2 (текст-ключ №2) Предложение с однородными членами (подчеркните однородные члены предложения) Однородные члены Тип связи Знаки препинания 1. Далеко гулы повторяют и рев, и треск, и шум, и гром. Однородные дополнения Союз и 3 запятые 2. Все стало розовым: заря, камыш, вода. Однородные подлежащие Бессоюзная связь Двоеточие, 2 запятые 3. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. Однородные обстоятельства, Однородные сказуемые Бессоюзная связь, Союз и 2 запятые, тире нет 4. Все это: цвета, блеск, звуки и запахи – давило на глаза Однородные подлежащие Бессоюзная связь, союз и Двоеточие, 2 запятые, тире 5. Все усадьба состояла из четырех срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани. Однородные дополнения Бессоюзная связь, союз и 1 запятая, двоеточие, 2 запятые 6. Рано или поздно ему Москву уступит сын Борисов. Однородные обстоятельства Союз или нет Критерии оценки. Выполненное задание Оценка 0 ошибок 5 1 – 2 ошибки 4 3 – 5 ошибок 3 6 и более 2 (оценку внесите в оценочный лист) VI. Тест. Цель: проверить качество знаний по теме «Однородные члены предложения» (за каждый правильный ответ 1 балл) VII. Подведение итогов урока. 1.Прочитайте цели урока. 2.Достигли ли вы цели урока? 3.Оцените свою работу на уроке при помощи рефлексии отлично хорошо удовлетворительно «5» - 25 – 28 б. «3» - 19 – 15 б. «4» - 24 – 20 б. «2» - менее 14 б. VIII. Домашнее задание Написать мини-сочинение «Поэзия Восточного Казахстана» Литература: 1. Курдаков. Е. Прощальная песня. «Караван».-2003.- №12. 2.Медведева. Л.Г. Музей Искусств.- Усть- Каменогорск., 2002. 3.Титаева. Л.С. Региональное содержание литературного образования. Рекомендации к изучению поэзии Восточного - Казахстана.- Усть – Каменогорск., 2000. 4.Феофанова. Л.В. Музей Искусств.-Усть- Каменогорск., 2002. 5.Чистяков. М. Мне все давалось очень трудно: любовь, поэзия, война. «7 дней».-2006. | |
Просмотров: 4279 | Загрузок: 194 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|