Цели и задачи: 1. проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся по предмету; 2. способствовать развитию интереса к получению новых знаний; 3. помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся; способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в ко- манде, нести ответственность перед всеми членами коллектива. Оборудование: 2 ватмана с изображением деревьев и листочки-вопросы для конкурса «Дерево мудрости»; карточки для капитанов; плакаты с высказываниями о литературе, о книгах, о чтении; музыкальное сопровождение классической музыки. Класс делится на две команды, каждая выбирает себе название и капитана. В конкурсах вопросы вытягивают сами игроки по очереди. Если участник отвечает сам, получает 2 очка; если помогает команда – 1 очко. Если ребята затрудняются ответить, вопрос передаётся другой команде. После чего вторая команда отвечает на свой вопрос. Жюри подсчитывает набранные очки и после каждого конкурса объявляет результаты. Ход мероприятия. I. «Перевёртыши». Задание: отгадать название и автора произведения. 1. «Каин и Авель» ----------------------------- «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина. 2. «Дуэт» ---------------------------------------- «Квартет» И.А. Крылова. 3. «Казахские мужчины» -------------------- «Русские женщины Н.А. Некрасова». 4. «Сказка о том, как 2 министра ---------- «Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов 1 чиновника заморили» прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина. 5. «Большой король» ------------------------- «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери. 6. «День после Наурыза» -------------------- «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. 7. «Чёрный самокат» -------------------------«Белый пароход» Ч. Айтматова. 8. «Старость» -----------------------------------«Детство Л.Н. Толстого». 9. «Смерть инопланетянина» ----------------«Судьба человека» М.А. Шолохова. 10. «Скандалы и посиделки» -----------------«Война и мир» Л.Н. Толстого. 11. «Оловянный пешеход» --------------------«Медный всадник» А.С. Пушкина. 12. «Гав-гав» ------------------------------------«Муму» И.С. Тургенева. II. «Идентификация». Задание: прочитав имя героя, назвать произведение и его автора. 1. Кочубей ----------------------------------- «Полтава» А.С. Пушкина. 2. Степан Парамонович ------------------- «Песня про царя...» М.Ю. Лермонтова. 3. Андрий ------------------------------------ «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь. 4. Карл XII ----------------------------------- «Полтава» А.С. Пушкина. 5. Бомарше ----------------------------------- «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина. 6. Пётр I – градостроитель ---------------- «Медный всадник» А.С. Пушкина. 7. Андрей Соколов -------------------------- «Судьба человека» М.А. Шолохова. 8. Самсон Вырин ---------------------------- «Станционный смотритель». 9. Купава -------------------------------------- «Снегурочка» А.Н. Островского. 10. Алёна Дмитриевна -----------------------«Песня про царя....» М.Ю. Лермонтова. III. «Угадай-ка» (конкурс капитанов). Задание: капитанам задаётся 1 вопрос: «Какой русский поэт говорил: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»?» Кто отвечает первым (А.С. Пушкин), тот и выбирает задание. С помощью пантомимы изобразить: ☺ следующие жанры: детектив, трагедию, комедию, сказку. ☺ профессию: художник, писатель, критик, композитор. Пока капитаны готовятся, проводится следующий конкурс. IV. «Они говорят...» Задание: узнать по фразе произведение и автора. 1. «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут» («Полтава», А.С. Пушкин). 2. «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн...» («Медный всадник», А.С. Пушкин). 3. «Над Москвой великой, златоглавою...» («Песня о царе...», А.С. Пушкин). 4. «Музыку я разъял, как труп..» («Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин). 5. «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!» («Песня о царе...», А.С. Пушкин). 6. «Люблю тебя, Петра творенье...» («Медный всадник», А.С. Пушкин). 7. «... гений и злодейство – две вещи несовместные» («Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин). 8. «Мы в ответе за тех, кого приручили» («Маленький принц», А. де Сент-Экзюпери). 9. «Я тебя породил – я тебя и убью» («Тарас Бульба», Н.В. Гоголь). 10. «Сам верёвочку свил и дал себя связать» («Повесть о том, как 1 мужик...» М.Е. С.-Щедрин). V. «Дерево мудрости». Задание: взять игроку со стола листок с вопросом. Если отвечает верно, то прикрепляет лист на дерево. Правильный ответ – 1 балл. Список вопросов. 1. Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А.П. Чехов). 2. Как звали бабушку М.Горького? (Акулина Ивановна). 3. Кто автор поэмы «Полтава»? (А.С. Пушкин). 4. Назовите сына-предателя Тараса Бульбы (Андрий). 5. Настоящая фамилия М. Горького? (Пешков). 6. Какой рассказ Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»). 7. С кем воевали русские в Полтавском сражении? (Со шведами). 8. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный...»). 9. Кто спас генералов, которые оказались на необитаемом острове? (Мужик). 10. Местность на реке Днепр, куда Т. Бульба решил отправиться со своими сыновьями? (Запорожье). 11. Фамилия Хамелеона? (Очумелов). 12. Из чего сделал мужик силки, чтобы накормить генералов? (Из волос). 13. Герои рассказа Тургенева «Бежин луг»? (Мальчики-пастухи). 14. Автор «Песни о купце Калашникова»? (М.Ю. Лермонтов). 15. Что выдернул Андрий из-под головы спящего брата? (Мешок). 16. Какой жанр народного творчества широко использовал Салтыков-Щедрин? (Сказку). 17. Кто возглавил русские полки во время Полтавского сражения? (Пётр I). 18. Какими строками начинается стихотворение Лермонтова «Бородино»? («Скажи-ка, дядя...»). 19. На чём генералы вернулись домой? (На корабле). 20. Название духовного училища, где учились сыновья Т. Бульбы? (Бурса). 21. Кого укусила собака в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Хрюкина). 22. Как генералы отблагодарили мужика? (Рюмкой водки да пятаком серебром). 23. Какие элементы сюжетной композиции вы знаете? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка; могут быть пролог и эпилог). 24. Как первоначально хотел назвать А.С. Пушкин поэму «Полтава»? (Мазепа). 25. Что скрыл Кирибеевич от царя на пиру? (Алёна Дмитриевна – замужняя женщина). 26. Виды художественного мира? (Жизнеподобный, исторический, комический, трагический, фантастический, сказочный и трагикомический). 27. О какой библейской притче упоминается в повести Пушкина «Станционный смотритель»? (Притче о блудном сыне). 28. Какие черновые названия трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» вы знаете? («Зависть», «Сальери»). 29. Какие 3 легенды использовал Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери»? (Сальери отравил Моцарта, Бомарше отравил 2 своих жён, Микеланджело убил натурщика). 30. В каких ролях Пётр I выступает в поэмах «Полтава» и «Медный всадник»? (1 – полководца, 2 – строителя). VI. «Подведение итогов, награждение».
|