Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (31.4 Kb) ] | 2012-04-22, 12:44 PM |
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии В.Г. Смелова «СЫТОЕ БРЮХО НА УЧЕНЬЕ ГЛУХО» ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ О ФИЗИОЛОГИИ ГОЛОДА И СЫТОСТИ НА ОСНОВЕ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ИЗ СЛОВАРЯ В.И. ДАЛЯ ЧАСТЬ I Задачи урока: познакомить учащихся с нервной и гуморальной регуляцией пищеварения и пищевого поведения человека с привлечением русских пословиц и поговорок из словаря В.И. Даля; - развивать коммуникативную компетенцию учащихся (работа в парах, группах); - развивать умение работать с предложенной информацией в текстовом, схематичном и табличном выражении; - развивать умение публичного выступления; - воспитывать чувство гордости за наше Отечество Оборудование: схемы и таблицы; «Строение пищеварительной системы человека», «Возникновение чувства голода», «Возникновение чувства сытости после приёма пищи», «Голод, насыщение и пищевое поведение», «Схема механизмов сенсорного насыщения по П.Анохину», информационные листы , пословицы и поговорки, картины В. Перова «Портрет В.И. Даля», «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», термины ГОЛОД, СЫТОСТЬ, АППЕТИТ, ГИПОТАЛАМУС, ПИЩЕВОЙ ЦЕНТР, ЦЕНТР ГОЛОДА, ЦЕНТР НАСЫЩЕНИЯ, АНОРЕКСИЯ, ГИПЕРБУЛИМИЯ, магниты, магнитная доска, книги В.Леви «Везёт же людям…», В.Орлова «Прочтите взрослым». Уроку предшествовал подготовительный этап. Учащиеся заранее получают домашнее задание – найти пословицы и поговорки на тему «Пища». Учитель за 2-3 дня до урока собирает найденный литературный материал, проводит первичную обработку, отсеивая те, которые не связаны с темой урока. Затем предлагает всем учащимся (см. Приложение 1) на дом с заданием: «Попробуйте распределить все пословицы и поговорки на несколько групп по каким-либо темам». Кроме этого целесообразным является более раннее предоставление учащимся информационных карт, таблиц и схем с тем, чтобы сэкономить время урока. Урок предполагается провести спаренным (90 минут). ХОД УРОКА. 1 Организационный этап. 2.Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Обратите внимание на портрет замечательного русского писателя Владимира Ивановича Даля кисти известного русского живописца Василия Перова. Давайте познакомимся с биографией Даля. (Выступление учащегося. См. Приложение 2) Итак, В.И. Далем был собран богатейший и бесконечный энциклопедический материал до сих пор до конца не просмотренный лингвистами. Своеобразие русской энциклопедической картины, русского взгляда на мир и русского отношения к миру, отражённые у Даля, поступают постепенно, тематическими пластами, но становятся видимыми, ощутимыми. Мир тот, на первый взгляд, мир русской старины, но на деле мир внутреннего «я» носителя национального сознания, т.е. мир каждого из нас, неведомый, забытый нами, предстаёт во всём своём своеобразии, как традиция, как способ традиционного мышления через язык, слова, их значения и употребления, фразеологию, пословицы и поговорки. Сегодня на уроке изучать новый материал нам помогут пословицы. Что же такое пословица? Давайте обратимся к словарю: «Пословица – краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило, ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа; имеет форму законченного предложения (простого или сложного). Пословица выражает суждение… Пословица обладает буквальным и переносным смыслом («Близок локоть, да не укусишь») или только переносным («Горбатого могила исправит») и легко противопоставляется свободному предложению такого же лексического состава» (Определение пословицы помещено на информационный лист для каждого учащегося с целью облегчения работы с понятием). Давайте выделим в этом определении ключевые слова, которые помогут нам определить место пословиц в нашем сегодняшнем уроке (Работа с определением пословицы в информационном листе, подчёркивание ключевых слов). Итак, ключевыми являются слова: краткое, назидательного характера, многовековой опыт народа. Теперь давайте найдём в словаре определение поговорки. «Поговорка – краткое изречение, нередко назидательного характера, имеющее в отличие от пословицы, только буквальный план и в грамматическом отношении представляющее собой законченное предложение: «Насильно мл не будешь», «В тесноте да не в обиде» и т.п.». (Определение поговорки также помещено на информационный лист для каждого учащегося). Какие ключевые слова можно выделить в определении поговорки? (краткое, назидательного характера). Таким образом, сегодня в уроке, опираясь на многовековой опыт народа, мы попробуем использовать краткие народные выражения, выражающие законченные мысли, для того, чтобы понять тему «Физиология голода и сытости» 3. Изучение нового материала. 3.1. Центральные механизмы голода и сытости. Рассказ учителя с использованием таблицы «Голод, насыщение и пищевое поведение». Важнейшей в ЦНС передающей и интегрирующей структурой для ощущения голода и сытости служит гипоталамус. В его латеральной (боковой) зоне обнаружены участки, стимуляция которых вызывает чувство голода, а их разрушение – отказ от пищи. Это центр голода. Кроме того, в вентромедиальной (переднесредней) зоне гипоталамуса расположены группы нейронов, раздражение которых обусловливает возникновение чувства насыщения, а разрушение – непреодолимое стремление поедать пищу. Это центр насыщения. Указанные области гипоталамуса являются основными образованиями пищевого центра. Гипоталамические центры голода и насыщения обладают высокой в сравнении с другими структурами головного мозга возбудимостью по отношению к специфическим гуморальным и нейрогенным раздражителям. Они играют ведущую роль в возникновении пищевого возбуждения. Последнее, возникая в гипоталамической области, распространяется в восходящем направлении на подкорковые, лимбические и ретикулярные структуры, а также на кору больших полушарий головного мозга. (Действия учащихся класса: схематичная зарисовка пищевого центра в рабочих тетрадях). 3.2. Разбор домашнего задания. Ответ на вопрос: Какие группы можно выделить из пословиц и поговорок (в дальнейшем ПП), предложенных вам на дом? Обсуждение. Вывод: 1) Голод. 2) Сытость. 3) Аппетит. 4) Рациональное питание (культура еды, несовместимость продуктов, переедание и пр.) (На магнитной доске помещаются термины ГОЛОД, СЫТОСТЬ, АППЕТИТ) 3.3. Распределение заданий по группам. Группа 1. Голод. Работа с информационными картами и таблицами: 1 «Возникновение чувства голода», 3 «Голод, насыщение и пищевое поведение», 4 «Схема механизмов сенсорного насыщения по П.Анохину» (см. Приложение 3,4,5,6) Группа 2. Сытость. Работа с информационными картами и таблицами 2 «Возникновение чувства сытости при приёме пищи», 3 «Голод, насыщение и пищевое поведение», 4 «Схема механизмов сенсорного насыщения по П.Анохину» (см. Приложения 5,6,7,8) Группа 3. Аппетит. Работа с информационными картами. (см. Приложение 9) 3.4. Выступление представителей групп Группа 1. Голод Голод и желудок. Голод – это общее ощущение, локализованное в области желудка. Он возникает, когда желудок пуст, и исчезает при его наполнении пищей. В отсутствие пищи наблюдаются сильные сокращения желудка, которые улавливаются механорецепторами стенок. Народная мудрость иллюстрирует это следующими пословицами: 4. Брюхо – глухо; словом не уймёшь (что ни говори, а корми) 5.Брюхо не гусли, не евши не уснёт. 12.Голодное брюхо глухо (без уха). Слышит ухо, что не сыто брюхо. 19.Изнимет брюхо голодуша, придёт боль и ворогуша. 45.Брюхо что судья: и молчит (и молча), да просит. (Действия учащихся класса: запись в тетради определения понятия голод, зарисовка начала схемы рефлекторной дуги состояния голода) Глюкостатическая гипотеза. Растворенная в крови глюкоза играет центральную роль в возбуждении голода. В промежуточном мозгу, печени, желудке и тонком кишечнике существуют глюкорецепторы, реагирующие на снижение доступности глюкозы клеткам тела, способствуя возникновению голода и развитию пищедобывательного поведения. В теле начинает циркулировать так называемая «голодная кровь». Клетки коры головного мозга особенно чувствительны к нехватке глюкозы. Всё это иллюстрируют следующие пословицы: 1. Без ужина и подушка в головах вертится. 2. Без ужина спать – собачья стать. 22. Как проголодался, так и догадался. 30. Натощак неспоро и богу молиться. 35. Не поужинавши, легче, а поужинавши, лучше. (Действия учащихся класса: дополнение схемы рефлекторной дуги состояния голода с учётом изложенной информации) Термостатическая гипотеза. Снижение общей теплопродукции организма запускает ощущение голода. Голодный человек быстрее замерзает. В клетках заканчивается «клеточное топливо» - пища, а значит, снижается выработка энергии в виде АТФ, часть которой расходуется на выработку тепла. Всё это иллюстрируют следующие пословицы: 20.Ичется с голоду, дрожится с холоду. 25.Кто голоден, тот и холоден. 41.Холод не терпит голод. 42. Хлеб греет, не шуба. (Действия учащихся класса: запись в тетради уравнения дыхания) Липостатическая гипотеза. Энергетический баланс и у людей, и у животных поддерживается при условии соответствия поступления энергии с пищей её расходу на мышечную работу, химические процессы (рост, восстановление тканей) и потерю тепла. При избыточном питании образуются жировые отложения и вес тела растёт; при недостаточном – жировые отложения расходуются, вес падает, дефицит энергии ведёт к утрате работоспособности и в конечном итоге к смерти. Всё это иллюстрируют следующие пословицы: 27.Мельница сильна (работает) водой, а человек едой. 29.На пустое брюхо всякая ноша тяжела. 39.Тощий живот не в пляску, ни в работу 40.Тощий на печи, сытый на току. Натощак и песня не поётся. (Действия учащихся класса: работа с уравнением дыхания) Краткое обобщение учителем информации, изложенной учащимися с привлечением схем и таблиц. Разгрузочная пауза Работа с репродукцией картины В. Перова «Чаепитие в Мытищах». Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют две картины замечательного русского художника Василия Перова. Как вы думаете, почему я выбрала для иллюстрации сегодняшней темы урока именно эту картину? Обсуждение. Рефлексия. Учитель: Да, вы правы. На полотне «Чаепитие в Мытищах» (1862 г.) присутствуют Голод в лице стоящих рядом нищих – босоногого мальчика и солдата, калеки с боевой наградой на старой шинели и Сытость в лице разжиревшего, самодовольного священника, который пьёт чай за столиком на свежем воздухе. Сытость не замечает Голод. Как тут не вспомнить ещё одну пословицу из словаря В. Даля: Сытый голодному не товарищ. Группа 2. Сытость. Преабсорбтивная сытость. Ротовая полость. Сумма процессов, заставляющих завершить процесс поглощения пищи называется насыщением. Ощущение сытости, как известно каждому, - это нечто большее, чем просто исчезновение голода; к его уникальным проявлениям (некоторые из которых связаны с положительными эмоциями) относится, например, ощущение полноты желудка, если съедено слишком много. Насыщение может быть обусловлено самим фактом пребывания пищи в ротовой полости, за счёт стимуляции обонятельных и вкусовых рецепторов, и механорецепторов носа, рта, глотки и пищевода в ходе потребления пищи и, возможно, процесса жевания. Поэтому диетологи рекомендуют откусывать небольшие куски пищи, жевать не торопясь, подольше, чтобы ощущение сытости наступило быстрее. Сытость, наступающая до момента поступления питательных веществ непосредственно в кровь (до всасывания питательных веществ в кишечнике) называется преабсорбтивной. Всё это иллюстрируют следующие пословицы: 6. В застолье скажешь, что знаешь (т.е. Говори всё). Объяснение: положительные эмоции, связанные с приёмом пищи способствуют благодушному настроению. В этот момент у человека можно попросить что-то, в чём было бы отказано голодным или сказанная в момент приёма пищи неприятность сгладится благодушным настроением едока. 46. Что бы ни попало, лишь бы в рот попало. 47. Что в рот, то глот. 48. Что в рот, то спасибо.( Сам факт пребывания пищи в ротовой полости, за счёт стимуляции обонятельных и вкусовых рецепторов, и механорецепторов носа, рта, глотки и пищевода в ходе потребления пищи и, возможно, процесса жевания способствует насыщению) (Действия учащихся класса: запись в тетради определения сытость (насыщение), зарисовка начала рефлекторной дуги) Преабсорбтивная сытость. Желудок. Одним из факторов преабсорбтивного насыщения является растяжение пищей желудка и соседних частей кишечника. Заполнение может проходить чем угодно. Степень компенсации зависит при этом не от питательной ценности пищи, а от объёма исходного содержимого желудка и времени его введения. Ощущение полноты желудка, если съедено слишком много, связано с положительными эмоциями. К действию названных выше факторов добавляются эффекты локализованных в желудке и верхней части тонкой кишки хеморецепторов, по-видимому, чувствительных к содержанию глюкозы и аминокислот в пище. Всё это иллюстрируют следующие пословицы: 53. Человек тщедушен, чуть поел, уж и сыт. 54. Чеснок, да редька, так и на животе крепко. Факторы постабсорбтивной сытости. Пищеварение сопровождается и другими энтероцептивными сенсорными процессами, роль которых не менее важна. Повышение доступности глюкозы, возрастание теплопродукции при переваривании пищи и изменения метаболизма жиров влияют на соответствующие центральные рецепторы; эти эффекты противоположны вызывающим голод. Известно, что повышение температуры тела, особенно в холодное время года, вызывает сонливость. Кроме этого, перераспределение кровотока в момент пищеварения (в большем объёме крови нуждается пищеварительный тракт) вызывает отток крови от других органов, включая и головной мозг. Сказанное можно представить следующей последовательностью: пища пищеварительный тракт переваривание пищи возрастание теплопродукции сонливость или: пища пищеварительный тракт перераспределение кровотока отток крови от коры головного мозга снижение мыслительных способностей Всё это иллюстрируют следующие пословицы: 7. Весёлая песенка: «Поесть хочу», любимая песенка: «Я спать хочу». 11. Голод живота не пучит, а натощак веселей (свежей). 22. Как проголодался, так и догадался. 33. Не ел, так и обомлел; а наелся, и вовсе повалился. 34. Не ем, так и не могу; а поем, ног не сволоку. 38. Сытое брюхо на ученье глухо. Сытое брюхо к ученью туго. 43. Хлеб спит в человеке (сытость сон даёт). (Действия учащихся класса: зарисовка в тетради последовательности) Разгрузочная пауза. Чтение стихов о голоде и сытости (Например, из книги Владимира Орлова «Прочтите взрослым», см. Приложение 10). Группа 3. Аппетит. Эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи, обозначают термином аппетит. Это ощущение может быть частью чувства голода, но может возникать и самостоятельно, независимо от физиологических потребностей. Нередко аппетит отражает врождённую или приобретённую индивидуальную склонность к определённым продуктам питания. Такое предпочтение, как и отвращение (часто – очень стойкое) к некоторым другим видам пищи, определяется доступностью данного её варианта в конкретном регионе и модифицируется особыми чертами индивидуальной культуры, обычно уходящими корнями в религию. К основным элементам «аппетитности» блюда относятся запах, вкус, консистенция, температура, способ приготовления и сервировки, а также наше аффективное отношение к нему. Всё это можно иллюстрировать следующими пословицами: Пословица (П) 1. Без блина не маслена, без пирога не именинник. 2. В пост редьки хвост. Толкование (Т) Народные традиции встречать масленницу блинами, именины пирогами, а в пост не есть скоромную пищу (только растительную). П 1. Крестьянский аппетит никогда не претит. 2. Дворянский сын с погляденья сыт. Т «Кто не работает – тот не ест». Тяжёлый крестьянский труд требовал большого количества пищи, отсюда непривередливость в еде. Напротив, бездельники обычно жалуются на отсутствие аппетита. П Любо брюху, что глаза кашу видят. Т Само созерцание еды у голодного человека сопровождается обильным слюно- и сокоотделением. П На татарских щах жиру нет, а на русских пару не видать. Т У мусульман не принято употреблять свинину. Большое количество жира на поверхности русских щей задерживает испарение воды, поэтому пара не видно. (Действия учащихся класса: запись в тетради определения термина «аппетит») Дополнение учителя: Условия, при которых возникает чувство голода, - это до некоторой степени индивидуальная особенность. Есть или не есть, что есть и когда – решение этих вопросов в сильной степени зависит от высших интегративных функций коры больших полушарий. На наш выбор оказывают влияние и социальные моменты. При обилии и разнообразии доступных пищевых продуктов люди, по крайней пере в большинстве развитых стран, решают не только когда следует начинать есть, но и что именно есть, как долго и когда нужно остановиться. Эти часто неосознаваемые решения, связанные с принятием пищи, нередко бывают причиной таких нарушений аппетита, как его полная потеря (анорексия) или, наоборот, «волчий аппетит» (гипербулимия).(Термины помещаются на магнитной доске) Подобные расстройства не наблюдаются у лабораторных или диких животных, хотя чрезмерное потребление пищи можно иногда вызывать в эксперименте с помощью слабого хронического болевого раздражения (источником его может быть, например, скрепка на хвосте у крысы) или наблюдать в крыс и мышей с наследственной формой ожирения. Структурные компоненты системы, регулирующей аппетит, выделить гораздо труднее, чем элементы систем терморегуляции или поддержания нормального кровяного давления. Пока неизвестно даже, от какого именно фактора (или факторов) зависит установление «заданного уровня» аппетита. (Действия учащихся класса: запись в тетради определения анорексии и гипербулимии) Рациональное питание. Известный врач-психотерапевт Владимир Леви в своей книге «Везёт же людям…(Психология здоровья)» предлагает следующие заповеди рационального питания, которые автор назвал «Как есть, чтобы жить. Десять заповедей пострадавшего». Давайте ознакомимся с ними (Заповеди помещены на информационные листы для каждого учащегося) 1. Без насилия. Не есть, если не хочется и что не хочется. И не заставляйте других. Не навязывайте – ни себе, ни другому! Ребёнку – ни в коем случае. Свобода в еде священна. Уточнение для пищи лекарственной. Кое-что заведомо полезное (лимон, кислые ягоды, лук, чеснок…) – желательно, пусть и невкусно, и кисло… Лекарства не обязаны быть приятными. Но если резкий внутренний протест, то нужно. 2.Если хочется, - не лучше ли воздержаться?.. Не спорьте со своими вкусами, только с привычками. 3.Не есть до полного насыщения. Лучше недоесть, чем переесть. 4.Лучше часто и понемногу, чем редко и помногу. 5.Всякую еду да оплатят мускулы. По природе всякая пища должна даваться физическими усилиями, особенно пища животная. Воздержанность в еде нужна прежде всего людям умственного труда. Уточнение для учащихся и учёных. При особо напряженной сидячей работе (подготовка к экзамены, работа над книгой, шахматный турнир и т.п.) некоторым людям требуется больше калорийной пищи, чем обычно. Но в таких случаях как раз особо необходимо одновременно повысить и физическую активность! 6.Свежий воздух – превосходнейшая из приправ. 7.Лучше тёплое, чем холодное. Лучше холодное, чем горячее. В расчёте на наше инстинктивное благоразумие Природа снабдила температурными стражами только наружный вход в пищевой канал – губы, язык, нёбо и глотку, но злоупотребление горячим быстро выводит из строя этих сторожей. Собаки и кошки никогда не станут есть горячую пищу. Маленький ребёнок тоже. Примерно при 39,5º С начинают разрушаться ферменты пищеварительных клеток, а выше 40º С – сами клетки. 8.Разнообразие – стратегия, однообразие – тактика. Пища должна быть разнообразной, но одномоментно лучше потреблять либо только углеводы, либо только белки, либо только жиры (Теория раздельного питания). 9. Естественность – прежде всего. Для всякой хозяйки, всякой пищи и всякого животного чем проще обработка и готовка, тем лучше. Но, конечно, со многими вкусными исключени-ями как для продуктов, так и для животов. 10. Пища свята. Без просвещённого, духовного отношения к пище нельзя и помышлять о здоровье. Разгрузочная пауза: чтение стихов из книги Владимира Орлова о диетах (см. Приложение 11) 4.Закрепление учебного материала: 1. Учитель читает отрывок из книги В.Леви (см. Приложение). Каким нарушением пищевого поведения страдала автор письма? (Гипербулимией – волчьим аппетитом) 2. С какой народной традицией связаны следующие пословицы из книги В.Даля? Все зубы целы – работник. Скорый едок, спорый работник. (На Руси, прежде чем нанять на работу человека, ему давали поесть. Если человек ел с аппетитом и много, его брали на работу. Если нет – отказывали. Считалось, что как человек ест, так он и работает.) 3. Попробуйте объяснить солдатскую пословицу: Гуща, опара, по рядам направо, а ты, молочко, постой. ( Молоко – пища близкая к идеальной. Содержит около100 легкоусвояемых веществ, в том числе белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Однако, это пища младенцев. С возрастом у человека снижается выработка фермента лактазы, расщепляющего молочный сахар лактозу и вырабатывается непереносимость к молоку, вызывающая вздутые животы и прочее. Тем более, смешивать молоко с другими продуктами взрослому человеку, к каковым относятся и солдаты, не следует). 4. Какие заповеди рационального питания по Владимиру Леви иллюстрируют: - басня «Демьянова уха»? (первую Без насилия) - пословица 18.Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживёшь век дополна ? (третью Не есть до полного насыщения) - пословицы 15. Голо, голо, а луковку во щи надо; 26.Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук? (Уточнение для пищи лекарственной в первой заповеди). - пословицы 22. Как проголодался, так и догадался; Сытое брюхо на ученье глухо?(пятую Всякую еду да оплатят мускулы). - пословицы 23. Коли ем (Покуда ем), так глух и нем; 17.Есть и читать вместе – память проглотишь? (десятую Пища свята) 5. Попробуйте привести толкование пословице 21.Как придёт беда, не пойдёт на ум еда. (Среди факторов, влияющих на желудочную секрецию, существенное значение имеют эмоциональное возбуждение и стресс. Вероятно, именно в этих случаях проявляются адренэргические влияния на желудочную секрецию. Показано, что активация симпато-адреналовой системы может приводить к угнетению секреции HCl. Вместе с тем известно, что если одни виды эмоционального возбуждения (страх, тоска) вызывают торможение, то другие (раздражение, ярость) – усиление секреторной функции желудка.) 5.Выводы: Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с физиологическими механизмами возникновения таких чувств как голод, сытость, аппетит, узнали о правилах рационального питания. Помогла нам в этом мудрость нашего народа, бережно, по крупицам, собранная в течение многих лет замечательным русским учёным, врачом, инженером-строителем Владимиром Ивановичем Далем. Хочется надеяться, что сегодняшний урок поможет вам бережнее относится к собственному здоровью. Литература: 1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. 2. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т.Т.2. – М.: Худож. лит., 1984. 3. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов/Под ред. Н.А.Агаджаняна. – М.: Высш. шк., 1987. 4. Леви В.Л. Везёт же людям…(Психология здоровья). – М.: Физкультура и спорт, 1988. 5. Надель-Червинская М.А., Червинский П.П. Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга первая: Птицы, т.1, г. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996 г. 6. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Кн. 2. Физиология висцеральных систем: Учеб. для биол. и медиц. спец. вузов / А.Д. Ноздрачёв, Ю.И. Баженов, И.А. Баранникова и др.; Под ред. А.Д. Ноздрачёва. – М.: Высш. шк., 1991. 7. Орлов В.Н. Прочтите взрослым: Сатира, юмор. – Симферополь: Таврия, 1983. 8. Физиология человека. В 3-Х томах. Т. 1, 3. Пер. с англ./ Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М.: Мир, 1996. 9. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. Продолжение см. ЧАСТЬ II | |
Просмотров: 2487 | Загрузок: 172 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|