Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Я обоняю, следовательно, я существую". Интегрированное учебное занятие. Часть II
[ Скачать с сервера (43.5 Kb) ] 2012-04-22, 6:40 PM
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

«Я ОБОНЯЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Я СУЩЕСТВУЮ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ О ЗНАЧЕНИИ ОБОНЯНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Часть II

3.3. Ароматерапия. Выступление учащихся на научной конференции

1-й ученик. В далекие времена считалось, что "выкурить" недуг из больного можно, сжигая ароматические растения. Этот процесс обычно был связан с различными жреческими ритуалами и религиозными обрядами. Иногда сжигали также и растения, способные влиять на сознание, - чтобы создать мистическую, "потустороннюю" обстановку. На протяжении столетий при различных религиозных церемониях курили фимиам - сжигали благовонные вещества, дающие ароматический дым. У многих камедей и смол, которые используют для фимиама, сильные терапевтические свойства - они действуют на органы дыхания как антисептики, а также создают медитативное, рефлекторное состояние сознания у самих служителей культа.
Ароматические растения и экстракты пользовались вниманием во времена всех великих древних цивилизаций - от Вавилона и Персии на Среднем Востоке до Индии и Китая. В древнейших медицинских текстах из этих стран, написанных около 3000 лет назад, перечислено множество ароматических растений и указаны цели их использования. Некоторые из наиболее подробных описаний найдены в древних египетских надписях. Египтяне применяли благовония очень широко - от парфюмерии и косметики до медицины и ритуала бальзамирования усопших. Некоторые сосуды для мази извлеченные из гробницы Тутанхамона, содержали предохранительные смолы, такие, как ладан, которые до сих пор, спустя 3200 лет, все еще не потеряли запах.

2-й ученик Египтяне хорошо знали о способности благовоний повышать настроение и приобрели репутацию знатоков парфюмерии. Легендарная Клеопатра, чтобы стать привлекательной для Юлия Цезаря и Марка Антония, наполняла свои жилые покои ароматом громадного количества розовых лепестков. Однако египтяне не знали способов выделения эфирных масел из растений: они пользовались только настоями и притираниями. Позже древние греки и римляне уже широко применяли эфирные масла и в медицине, и в общественных банях, - у римлян, в частности, это был ежедневный ритуал, доставляющий им наслаждение. Многие греческие врачи служили в римской армии и несли знания об ароматических и лечебных растениях через множество стран. Гален, личный врач императора Марка Аврелия, изобрел оригинальный крем и написал множество работ, касающихся здоровья и медицины. В числе других его работы создали основу медицины для многих европейских стран, а после упадка Римской империи распространились и на Востоке, в Византии. Арабские страны усовершенствовали знания в области ароматерапии. До XIX в. Багдад процветал и за счет переработки розового сырья, экспортируя розовую воду даже в Индию. Арабы первые применили дистилляцию (паровую перегонку) для извлечения из розовых лепестков ароматического масла - это изобретение приписывают Авиценне (980-1037), философу и врачу из Средней Азии. Дистилляцией извлекают чистые эфирные масла из многих растений.
3-й ученик На Западе продолжали использовать настоянные ароматические масла. В период крестовых походов эти "арабские благовония" распространились по всей Европе. Камеди и смолы из Азии были труднодоступны, и для приготовления эфирных масел стали брать природные средиземноморские растения - такие, как розмарин и лаванда. Особенно увлеклись их использованием французы. Они заложили основы современного парфюмерного производства, а также терапевтического применения эфирных масел. В некоторых французских госпиталях еще в XII в. для дезинфекции воздуха и "отпугивания" болезни сжигали антисептические травы - тимьян и розмарин. А само понятие - "ароматерапия" - ввел француз Рене Гаттефоссе около 50 лет назад - химик, работавший в парфюмерном производстве. Однажды при аварии в лаборатории он сильно обжег руку и, чтобы охладить обожженные ткани, смазал их эфирным маслом лаванды, что исцелило руку гораздо быстрее, чем обычно, без инфекции и шрамов. В период обеих мировых войн эфирные масла использовали для лечения раненых и зараженных инфекциями. Одним из пионеров этого метода был доктор Джин Валнет. Результаты своих исследований он опубликовал в конце 60-х гг. Сегодня солидные медицинские учреждения Франции всерьез заинтересовались лечебными свойствами эфирных масел.

4-й ученик Однако достоинства ароматических растений выходят за рамки антисептических или противовоспалительных свойств. Хорошо известно, что запах может оживлять воспоминания, менять настроение человека и улучшать его самочувствие. В последние 20 лет в Великобритании, США и многих других странах ароматерапия развивалась как часть системы, которая пытается исцелять и уравновешивать личность человека в целом. Масла часто используют при массаже, для ванн или сжигают, чтобы получить аромат, улучшающий физическое и эмоциональное самочувствие. Возможно, все эти способы были известны древним народам, и таким образом традиции использования ароматов в терапии продолжаются. В настоящее время ароматерапевты пытаются излечивать пациентов полностью.

5-й ученик. В начале прошлого веки основоположник гомеопатии С, Ганеман с успехом лечил многие болезни, прописывая вдыхание ароматических растений. Но врачам этого времени казалось слишком необычным сопоставление слов «запах — лекарство». Врач А. А. Кюнцель одним из первых предложил термин — «аэротерапия» — лечение запахами. Он с успехом применял при неврозах ароматические ванны с сосновыми и валериановыми экстрактами. У больных поднималось настроение, улучшался аппетит. Сейчас изучается весь комплекс воздействия ЛФОВ на организм человека.
Для большинства людей стимулирующие запахи дают яркие, пряные, теплые ассоциации, возбуждающие нервную систему. Успокаивающие обонятельные ассоциации, как правило, дают растениям, характеризующиеся прохладным, светлым, мягким, влажным, нежным ароматом. Еще в начале нашего века было установлено, что пряные запахи повышают динамометрическую силу мышц. В условиях гиподинамии и монотонии ЛФОВ способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. При переутомлении возбуждающие запахи еще более ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы, возвращающие тонус организма в оптимальную зону.

6-й ученик Стимулирующим ароматом обладают кедровые, лимонные, коричные, розмариновые, камфорные масла. Нормализующие действия на функции ЦНС свойственны мятному и чесночному маслам. Успокаивающий эффект присущ эфирному маслу ромашки, герани. При вялости и апатии рекомендуют вдыхать масла жасмина, розы, лаванды, можжевельника. Было установлено, что запах жасмина возбуждает деятельность головного мозга не меньше, чем кофе. Аналогично действует и аромат лаванды, можжевельника. Ученые рекомендуют использовать косметические средства с компонентами этих растений.
Современный человек более половины жизни проводит в помещении, лишая себя естественного контакта с природой. Вдыхание ароматов растений хоть в какой-то мере поможет исправить эту издержку цивилизации.

3.4. Нарушения обоняния. Выступление группы, работавшей с информацией в сети Интернет.

Существует несколько основных нарушений, связанных с обонянием
Гипосмия (от гипо- и греч. osme — запах, обоняние), снижение обоняния. Гипосомия может быть по отношению ко всем или лишь к некоторым запахам, двусторонней или односторонней. Болезнь возникает при нарушении носового дыхания, острых или хронических воспалениях слизистых оболочек полости носа; при заболеваниях периферического отдела обонятельного нерва, поражениях центра обоняния. Диагноз ставится с помощью элементарных запаховых проб или ольфактометра — прибора, измеряющего остроту обоняния. Лечение, как правило, направлено на устранение причины, вызвавшей гипосомию.

Аносмия Функция обоняния совершенно отсутствует. Причины этого - разнообразные изменения в полости носа: искривление носовой перегородки, полипы и опухоли носа, отечность слизистой оболочки, гнойные заболевания придаточных пазух, невриты обонятельного перса при отравлении никотином, атропином, морфином или после инфекций. Диагноз устанавливают исследованием обоняния с помощью набора сильно
пахнущих веществ. Лечение состоит в устранении причин заболевания и направлено на восстановление носового дыхания, санацию полости носа и пазух. При невритах используют медикаменты, применяемые в неврологии. В большинстве случаев обоняние удается восстановить. При нарушениях центрального происхождения (невриты) прогноз зависит от основного заболевания и часто неблагоприятный.

Гиперосмия – чрезмерное повышение остроты обоняния (Гренуй в романе «Парфюмер)
Помимо гиперосмии, гипосмии и аносмии встречаются неправильное восприятие запаха (паросмия) и обонятельные ощу¬щения в отсутствие пахучих веществ (обонятельные галлюцинации). Причины таких расстройств различ¬ны. Например, они могут возникать при аллер¬гических ринитах и травмах головы. Обонятельные галлюцинации неприятного характера (какосмия или дизосмия (шизосмия)) наблюдаются главным образом при шизофрении.
Извращение и ослабление обоняния может возникнуть исподволь, например, при злоупотреблении алкоголем, при сильном стрессе, депрессии, во время беременности, в климактерическом периоде, при употреблении наркотических веществ и некоторых медикаментозных средств, превращая все ощущения в сплошной чувственный обман, переходящий от формы простых функциональных искажений к иллюзорным и даже галлюцинаторным образам. Искажения и иллюзии могут возникать совершенно неожиданно: человек вдруг обнаруживает запах гари в аромате лимона или привкус серы в имбире. Параллельно искажению обонятельного восприятия возникают и вкусовые иллюзии. Явления иллюзорного восприятия запахов носит название хеморецепторной анестезии (притупления) или гиперстезии (обострения) и могут возникать периодически (например, в начале менструального цикла или после черепно-мозговых травм).

После перенесенных простудных (особенно вирусных) заболеваний обоняние резко снижается, зато накануне заболевания (во время инкубационного периода) всегда возникает гиперосмия. Насколько тонки и проницательны охранные и адаптивные механизмы нашего организма: ведь обостренное обоняние в начальной стадии заболевания является компенсаторным аффектом организма, оптимизирующим поиск нужных средств для исцеления! А в периоды, когда человек пытается бросить курить, принимать алкоголь и наркотики (или голодает), происходит резкое извращение обоняния, зачастую приходится просто переучиваться воспринимать запахи.

В силу изначальных генетических данных обоняние может оставаться острым до глубокой старости (у 15% людей), но, в основном, с годами его острота падает, что часто приводит к неспособности пожилых людей обнаружить запах дыма, газа, испорченных продуктов, собственных неприятных запахов.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
II. 1. Проведение лабораторной работы «Аэрофитотерапия».
* Примечание: от лабораторной работы освобождаются учащиеся, имеющие аллергические, хроническое заболевания, связанные с дыхательными путями.
Оборудование: чашки Петри; набор пряных растений; таблицы «Обонятельные ассоциации», «Влияние запахов растений на функции организма».
Ход работы: Учащимся предлагаются наборы пряных растений (составление набора зависит от времени года и возможностей учителя и учащихся). С целью экономии времени таблицы «Обонятельные ассоциации» заготавливаются заранее и предлагаются учащимся для заполнения. По мере анализа запахов учащиеся заполняют правую часть таблицы. Свои данные сравнивают с образцом.

Усложнение задачи (по желанию учителя и учащихся): растения предлагаются учащимся для анализа «вслепую»: испытуемым предварительно завязываются глаза.
Чтобы облегчить работу учащихся, эпитеты характера запахов (пряный, густой, холодный и т.д.) предлагаются записанными на доске (или напечатанными на отдельном листе).
Усложнение задачи: учащимся предлагается назвать самим характер запахов, все названные эпитеты записываются на доске, дополняются учителем и затем используются в работе (см. Табл. 1).



II. 2. Анализ литературного отрывка из романа «Парфюмер»
Выступление группы «Химики» с выполненным домашним заданием «Запах человека»
* Примечание: группа создается из наиболее успевающих по предмету химии учащихся. При необходимости привлекается помощь учителя химии.
Цель: определить химически составляющие запаха, который создал главный герой романа Гренуй для того, чтобы не выделяться из толпы окружающих его людей.

Учитель. Главный герой романа Зискинда «Парфюмер» обладал одним недостатком – он не имел собственного запаха. Однако человек, как и все животные, обладает развитой системой химической сигнализации, при которой выделяемое одним животным вещество (называемое феромоном) вызывает ту или иную реакцию другого животного. Считается, что такая реакция может быть обусловлена соседством центра обработки обонятельных сигналов в головном мозге с лимбической системой, связанной с эмоциями. В этом случае химия непосредственно влияет на наши эмоции и поведение.
Животные, в том числе и человек, непрерывно выделяют через поры кожи и различные отверстия множество молекул. В испарениях человека обнаружено более трехсот различных веществ; интересно, что одним из основных компонентов этих веществ является изопрен. Впрочем, это не так уж и удивительно, если вспомнить, что из звеньев изопрена построена молекула витамина А
Помимо выдыхаемого воздуха, наиболее очевидным выделением человека является высвобождение газов из кишечника. Ежедневно человек должен освобождаться примерно от 0,5 л кишечных газов, около половины которых приходится на азот воздуха, поглощаемый вместе с пищей. Большую часть второй половины кишечных газов составляет диоксид углерода, образующийся в результате метаболизма органических веществ под действием населяющих кишечник бактерий (в том числе Escherichia со/г). В небольших количествах здесь образуются также метан и молекулярный водород. Ни один из перечисленных до сих пор газов не обладает запахом, но в белках содержатся как атомы азота, так и, как правило, атомы серы. Когда бактерии принимаются за аминокислоты этих белковых молекул, то с участием указанных атомов образуются обладающий резким запахом аммиак и отвратительно пахнущий сероводород. Естественно, они и обусловливают запах отходящих газов, и хотя собственная лимбическая система человека может не реагировать на такой запах, этого нельзя сказать о реакции находящихся неподалеку других людей. Количество газов может возрастать, если пища в непереваренном виде доходит до толстой кишки, как это часто бывает с некоторыми олигосахаридами, содержащимися в горохе и бобах. Усилению запаха способствует пища, богатая содержащими серу аминокислотами и другими сернистыми соединениями; таковы, например, некоторые виды капусты (Brassica oleracea), особенно брюссельская.
Часто источником исходящего от человека запаха являются теплые, влажные подмышечные впадины. Это также связано с бактериями. Действительно, населяющие наружную поверхность кожи Streptococcus albus выделяют молочную кислоту, повышая таким образом кислотность среды. Повышенная кислотность в свою очередь способствует активизации деятельности других бактерий, которые могут переваривать содержащиеся в поте органические вещества. Сам по себе пот практически не имеет запаха, но бактерии обогащают его аммиаком, сероводородом и родственными соединениями. Другой компонент подмышечного пота мужчин заслуживает более подробного рассказа. Этот компонент представляет собой гормон, по структуре очень близкий гормону, секретируемому в слюну хряком и провоцирующему брачное поведение свиноматки. Но и это еще не все. Тот же самый феромон выделяется и грибом, который знаком нам под названием трюфель и является плодовым телом грибов Tuberales. Можно только гадать, существует ли какая-либо связь между тем удовольствием, которое мы получаем от трюфелей, и возможным неосознанным удовольствием от своего собственного подмышечного пота.

Задания:
1. Прочитайте отрывок из романа, описывающий изготовление Гренуем собственного запаха.
2. Пользуясь книгой П. Эткинса «Молекулы», таблицей «Влияние запахов растений на некоторые функции организма», сообщениями учащихся по теме «Ароматерапия», попробуйте описать химические составляющие эссенции, изготовленной Гренуем.
3. Представьте результат исследования в виде таблицы:
Таблица 2

Компонент, использованный Гренуем Химическая основа запаха Действие на человеческий организм


Текст:
«Мастерская и лавка Рунеля были оборудованы далеко не так роскошно, как в свое время магазин ароматических товаров Бальдини в Париже. Несколько сортов цветочных масел, воды и пряностей не давали простора для фантазии обычному парфюмеру. Однако Гренуй, едва втянув воздух, сразу же понял, что имеющихся материалов для его целей вполне достаточно. Он не собирался создавать никакого великого аромата; не хотел он смешивать, как в свое время у Бальдини, и престижных духов, которые выделялись бы из моря посредственности и сводили бы людей с ума. И даже простой запах цветов апельсинового дерева, обещанный маркизу, не был его целью. Расхожие эссенции померанца, эвкалипта и кипарисового листа должны были только замаскировать настоящий аромат, который он решил изготовить, — а этим ароматом был человеческий запах. Он хотел присвоить себе, пусть даже сперва и качестве плохого суррогата, запах человека, которым сам он не обладал. Конечно, запаха человека вообще не бывает, так же как не бывает человеческого лица вообще. Каждый человек пахнет по своему, никто не понимал этого лучше, чем Гренуй, который знал тысячи индивидуальных запахов и с рождения различал людей на нюх. И все же с точки зрения парфюмерии была некая основная тема человеческого запаха, впрочем довольно простая: потливо-жирная, сырно-кисловатая, в oбщем достаточно противная основная тема, свойственная в равной степени всем людям, а уж над ней в более тонкой градации колышутся облачка индивидуальной ауры.
Однако эта аура, чрезвычайно сложный, неповторимый шифр личного запаха, для большинства людей все равно неуловима. Большинство людей не знает, что обладает им, а кроме того, всячески старается упрятать его под платьем или под модными искусственными запахами. Им хорошо знаком лишь тот — основной — запах, то — первичное и примитивное — человеческое испарение; только в нем они и живут, и чувствуют себя в безопасности, и всякий, кто источает из себя этот противный всеобщий смрад, воспринимается ими уже как им подобный.
В этот день Гренуй сотворил странные духи. Более странных до сих пор в мире еще не бывало. Он присвоил себе не просто запах, а запах человека, который пахнет. Услышав эти духи в темном помещении, любой подумал бы, что там стоит второй человек. А если бы ими надушился человек, который сам пахнет как человек, то он по запаху показался бы нам двумя людьми или, еще хуже, чудовищным двойным существом, как образ, который нельзя больше однозначно фиксировать, потому что его очертания нечетки и расплываются, как рисунок на дне озера, искаженный рябью на воде.
Для имитации этого человеческого запаха — пусть недостаточной для него, но вполне достаточной, чтобы обмануть других — Гренуй подобрал самые незаметные ингредиенты в мастерской Рунеля.
Горстку кошачьего дерьма, еще довольно свежего, он нашел за порогом ведущей во двор двери. Он взял его полложечки и положил в смеситель с несколькими каплями уксуса и толченой соли. Под столом он обнаружил кусочек сыра величиной с ноготь большого пальца, явно оставшийся от какой-то трапезы Рунеля. Сыр был уже достаточно старый, начал разлагаться и источал пронзительно-острый запах. С крышки бочонка с сардинами, стоявшего в задней части лавки, он соскреб нечто пахнувшее рыбными потрохами, перемешал это с тухлым яйцом и бобровой струей, нашатырем, мускусом, роговой стружкой и пригоревшей свиной шкваркой. К этому он добавил довольно большое количество цибетина, разбавил эти ужасные приправы спиртом, дал настояться и профильтровал во вторую бутылку. Запах смеси был чудовищен. Она воняла клоакой, разложением, гнилью, а когда взмах веера примешивал к этому испарению чистый воздух, возникало впечатление, что вы стоите в жаркий летний день в Париже на пересечении улиц О-Фер и Ленжери, где сливаются запахи рыбных рядов, Кладбища Невинных и переполненных домов.
На эту жуткую основу, которая сама по себе издавала скорее трупный, чем человеческий запах, Гренуй наложил всего один слой ароматов эфирных масел: перечной мяты, лаванды, терпентина, лимона, эвкалипта, а их он смягчил и одновременно скрыл букетом тонких цветочных масел герани, розы, апельсинового цвета и жасмина. После повторного разбавления спиртом и небольшим количеством уксуса отвратительный фундамент, на котором зиждилась вся смесь, стал совершенно неуловимым для обоняния. Свежие ингредиенты сделали незаметным латентное зловоние, аромат цветов украсил омерзительную суть, даже почти придал ей интерес, и, странным образом, нельзя было больше уловить запаха гнили и разложения, он совершенно не ощущался. Напротив, казалось, что эти духи источают энергичный, окрыляющий аромат жизни.»







(Продолжение см. Часть III)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Тина | Теги: Парфюмер, Патрик Зюскинд, физиология обоняния, биология
Просмотров: 1553 | Загрузок: 237 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-11-30, 8:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru