Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2012-05-05, 1:55 PM | |
АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ БУРАБАЙСКИЙ РАЙОН СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3 РАЗРАБОТКА УРОКА – КРОССВОРДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС». (Урок обобщения и систематизации знаний). Автор: Касымова С.Н., учитель русского языка и литературы г. Щучинск, 2011 г. ТЕМА: «Синтаксис». ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний. ЦЕЛЬ: 1. проверка знаний учащихся по теме «Синтаксис»; 2. закрепление навыков самостоятельной работы, выразительного чтения; 3. воспитание любви к чтению, устному народному творчеству. ОБОРУДОВАНИЕ: таблица – кроссворд, тексты сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок, скелет кроссворда у каждого учащегося. МЕТОДЫ: наглядный, словесный, частично-поисковый, эвристический. ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. 1. Актуализация учебного предмета. Слово учителя: Ребята! Мы изучили очень важный раздел русского языка – синтаксис. Сегодня мы проверим, как вы уяснили понятие синтаксиса, чему научились. Наш урок будет проходить в игровой форме. Вы будете разгадывать кроссворд по теме «Синтаксис». Что же такое синтаксис? 11. Основной материал урока. Разгадывание кроссворда. 1.Учитель читает предложение: За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле Жил старик в одном селе. - Какая сказка начинается этими словами? а) Запишите начало сказки по памяти. Затем сравните свою запись с оригиналом. б) Подчеркните слова ЖИЛ и СТАРИК и определите, какими членами предложения они являются. Запишите ваши определения в кроссворд под №4 и №11. 2. Открывается запись на доске: Мужички такой печали Отродяся не видали. а) В клеточки под №1 запишите, как называется подчеркнутая часть предложения (без слова «грамматическая»). б) Под №3 запишите вид предложения по количеству грамматических основ. 3. Запись предложения под диктовку: Тут поднялся шум такой, Что проснулся царь морской. а) Подчеркните грамматические основы и запишите вид предложения по количеству грамматических основ под №2. б) К какому виду сложных предложений относится предложение? (сложноподчиненное). Почему? 4. Определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов: На земле и под землей Он товарищ будет твой. а) Запишите это определение под №14. б) Какие виды предложений по наличию второстепенных членов вы еще знаете? (Нераспространенные). 5. Запись на доске: Там пш..ницу прод..вали, Деньги счетом прин..мали И с набитой сумой Возвр..щ..лися д..мой. а) Один ученик выразительно читает предложение. Задание: списать, вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания. Над какими орфограммами велась работа? б) Записать в кроссворд, какими членами предложения являются слова ПШЕНИЦУ (№5), НАБИТОЮ (№10), ДОМОЙ (№9). в) Подчеркните,как члены предложения слова ПРОДАВАЛИ, ПРИНИМАЛИ, ВОЗВРАЩАЛИСЯ. Какие это сказуемые? (№13). 6. Запись предложения под диктовку. Похвалил его отец: «Ты, Данило, молодец!» а) Как переданы в предложении чужие слова? б) Составьте схему предложения. в) Запишите (№15), какой знак препинания вы поставите между словами автора и прямой речью. г) Какое слово в предложении не является членом предложения. Запишите его название под №8. 7. Определите на слух вид предложения по цели высказывания: Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда! а) Запишите его вид под №12. б) Какие еще бывают предложения по цели высказывания? 8. Запись предложения под диктовку: Месяц – мать мне, Солнце – брат. а) Определите вид предложения по количеству грамматических основ. б) Какой знак препинания вы поставили в простых предложениях в составе сложного? (№6). Почему? 9. Чтение нескольких предложений: 1) Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил? 2) Горбунок-конек встряхнулся, Встал на лапки, встрепенулся, Хлопнул гривой, захрапел И стрелою полетел. 3) Огонек горит светлее, Горбунок бежит скорее. а) Объяснить постановку знаков препинания в каждом предложении (задания по рядам) графически. б) На письме мы показываем наличие обращения, однородных членов, нескольких грамматических основ с помощью знаков препинания, а как это мы выделяем при устной речи? Запишите название этого свойства речи под №7. 10. Если вы записали в горизонтальных клеточках все термины правильно, то под №16 у вас получилось слово, обозначающее вид предложения по интонации. 1У. Рефлексия. 1.Над чем мы работали на уроке? 2. Сдача тетрадей и кроссвордов. Оценки урока выставляются после проверки работ. У. Задание на дом. КРОССВОРД ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС». 16. 1 О С Н О В А 2. С Л О Ж Н О Е 3. П Р О С Т О Е 4. С К А З У Е М О Е 5 Д О П О Л Н Е Н И Е 6. Т И Р Е 7 И Н Т О Н А Ц И Я 8. О Б Р А Щ Е Н И Е 9 О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т В О 10 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 11 П О Д Л Е Ж А Щ Е Е 12 П О Б У Д И Т Е Л Ь Н О Е 13 О Д Н О Р О Д Н Ы Е 14 Р А С П Р О С Т Р А Н Е Н Н О Е 15 Д В О Е Т О Ч И Е | |
Просмотров: 8482 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|