Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок-кроссворд в 5 классе по теме "Синтаксис"
2012-05-05, 1:55 PM
АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
БУРАБАЙСКИЙ РАЙОН
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3


РАЗРАБОТКА
УРОКА – КРОССВОРДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС».
(Урок обобщения и систематизации знаний).

Автор: Касымова С.Н.,
учитель русского языка и литературы

г. Щучинск, 2011 г.

ТЕМА: «Синтаксис».
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.
ЦЕЛЬ: 1. проверка знаний учащихся по теме «Синтаксис»;
2. закрепление навыков самостоятельной работы, выразительного
чтения;
3. воспитание любви к чтению, устному народному творчеству.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица – кроссворд, тексты сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок, скелет кроссворда у каждого учащегося.
МЕТОДЫ: наглядный, словесный, частично-поисковый, эвристический.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

1. Актуализация учебного предмета. Слово учителя:
Ребята! Мы изучили очень важный раздел русского языка – синтаксис. Сегодня мы проверим, как вы уяснили понятие синтаксиса, чему научились.
Наш урок будет проходить в игровой форме. Вы будете разгадывать кроссворд по теме «Синтаксис».
Что же такое синтаксис?

11. Основной материал урока. Разгадывание кроссворда.
1.Учитель читает предложение:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
- Какая сказка начинается этими словами?
а) Запишите начало сказки по памяти. Затем сравните свою запись с оригиналом.
б) Подчеркните слова ЖИЛ и СТАРИК и определите, какими членами предложения они являются.
Запишите ваши определения в кроссворд под №4 и №11.
2. Открывается запись на доске:
Мужички такой печали
Отродяся не видали.
а) В клеточки под №1 запишите, как называется подчеркнутая часть предложения (без слова «грамматическая»).
б) Под №3 запишите вид предложения по количеству грамматических основ.
3. Запись предложения под диктовку:
Тут поднялся шум такой,
Что проснулся царь морской.
а) Подчеркните грамматические основы и запишите вид предложения по количеству грамматических основ под №2.
б) К какому виду сложных предложений относится предложение? (сложноподчиненное). Почему?
4. Определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов:
На земле и под землей
Он товарищ будет твой.
а) Запишите это определение под №14.
б) Какие виды предложений по наличию второстепенных членов вы еще знаете? (Нераспространенные).
5. Запись на доске:
Там пш..ницу прод..вали,
Деньги счетом прин..мали
И с набитой сумой
Возвр..щ..лися д..мой.
а) Один ученик выразительно читает предложение.
Задание: списать, вставить пропущенные орфограммы, расставить
знаки препинания. Над какими орфограммами велась работа?
б) Записать в кроссворд, какими членами предложения являются слова ПШЕНИЦУ (№5), НАБИТОЮ (№10), ДОМОЙ (№9).
в) Подчеркните,как члены предложения слова ПРОДАВАЛИ, ПРИНИМАЛИ, ВОЗВРАЩАЛИСЯ. Какие это сказуемые? (№13).
6. Запись предложения под диктовку.
Похвалил его отец:
«Ты, Данило, молодец!»
а) Как переданы в предложении чужие слова?
б) Составьте схему предложения.
в) Запишите (№15), какой знак препинания вы поставите между словами автора и прямой речью.
г) Какое слово в предложении не является членом предложения. Запишите его название под №8.
7. Определите на слух вид предложения по цели высказывания:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
а) Запишите его вид под №12.
б) Какие еще бывают предложения по цели высказывания?
8. Запись предложения под диктовку:
Месяц – мать мне, Солнце – брат.
а) Определите вид предложения по количеству грамматических основ.
б) Какой знак препинания вы поставили в простых предложениях в составе сложного? (№6). Почему?
9. Чтение нескольких предложений:

1) Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил?

2) Горбунок-конек встряхнулся,
Встал на лапки, встрепенулся,
Хлопнул гривой, захрапел
И стрелою полетел.
3) Огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
а) Объяснить постановку знаков препинания в каждом предложении (задания по рядам) графически.
б) На письме мы показываем наличие обращения, однородных членов, нескольких грамматических основ с помощью знаков препинания, а как это мы выделяем при устной речи? Запишите название этого свойства речи под №7.
10. Если вы записали в горизонтальных клеточках все термины правильно, то под №16 у вас получилось слово, обозначающее вид предложения по интонации.

1У. Рефлексия. 1.Над чем мы работали на уроке?
2. Сдача тетрадей и кроссвордов. Оценки урока выставляются после проверки работ.

У. Задание на дом.


КРОССВОРД ПО ТЕМЕ
«СИНТАКСИС».

16.
1 О С Н О В А
2. С Л О Ж Н О Е
3. П Р О С Т О Е
4. С К А З У Е М О Е
5 Д О П О Л Н Е Н И Е
6. Т И Р Е
7 И Н Т О Н А Ц И Я
8. О Б Р А Щ Е Н И Е
9 О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т В О
10 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 П О Д Л Е Ж А Щ Е Е
12 П О Б У Д И Т Е Л Ь Н О Е
13 О Д Н О Р О Д Н Ы Е
14 Р А С П Р О С Т Р А Н Е Н Н О Е
15 Д В О Е Т О Ч И Е
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Sau
Просмотров: 8482 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-10, 1:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru