Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (179.0 Kb) ] | 2012-05-12, 7:02 PM |
ВВЕДЕНИЕ В современной школе необходимо использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность учащихся осуществляется в учебной и внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию ИКТ, способствует самореализации школьников и их социализации. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Обучение на нынешнем этапе предоставляет новые возможности для организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников отли¬чается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий ис¬полнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию сов¬местной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА. В работе представлена система работы по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности учащихся. Этапы формирования исследовательских навыков отражены в следующей схеНачальный этап – диагностика мотивационный сферы личности, которая проводится по известным в психологии методикам. Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом: • тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг); • диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся; • диагностика индивидуальных способностей учащихся; • тестирование самооценки своих способностей. Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно: 1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности); 2-й этап – диагностика; 3-й этап – сопоставление полученных данных; 4-й этап – выбор средств для совершенствования учебной деятельности. Также для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся к учебным предметам. Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации (Приложения 1, 2, 3). Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения: прежде всего, надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему; подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку; формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры; контроль используется как средство мотивации учащихся. Также важен мониторинг индивидуальных достижений учащихся, которые могут служить основой портфолио ученика школы, которое в большей степени, чем традиционное, нацелено на выявление: • объективно существующего уровня владения умениями и навыками; • пробелов в подготовке; • трудностей усвоения; • уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс; • положительных моментов учения; • интереса к предмету; • развития мыслительной деятельности; • критического отношения к учебной деятельности. Кроме этого, портфолио в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль. Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены: -новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности. -демонстрация незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний. Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с воспитанием, запоминанием, осмыслением, кончая операциями логического и творческого мышления. Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской работе. Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конст¬руированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально органи-зованной учебной среде. Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов: Цели работы в исследовательской деятельности: - научить самостоятельному достижению намеченной цели; - научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом ре¬шить; - сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть; - сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; - сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе. В процессе исследовательской деятельности должны быть решены следующие задачи: - овладение учащимися технологически законченным циклом выполнения проектных работ; - формирование умений публичной защиты собственных идей. В результате выполнения проектных работ у учащихся должны быть сформулированы умения: • планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты; • использовать различные источники информации; • самостоятельно отбирать и накапливать материал; • анализировать, сопоставлять факты; • аргументировать мнение; • устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); • создавать “конечный продукт” – носитель проектной деятельности; • представлять созданное перед учащимися; • оценивать себя и других. Название этапа Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя Подготовка Определение темы и целей проекта Обсуждают предмет с учителем, получают необходимую информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Планирование • Определение источников информации • Определение способов сбора и анализа информации • Определение способа представления результатов • Установление процедуры и критериев оценки результатов • Распределение задач (обязанностей) между членами команды Вырабатывают план действий. Формулируют идеи. Предлагает идеи, высказывает предположения, утверждает план. Исследование Сбор информации, решение промежуточных задач Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, консультирует, косвенно руководит деятельностью учащихся. Результаты и/или выводы Анализ информации. Формулирование выводов. Подготовка буклета, презентации. Анализируют информацию. Формулируют выводы. Готовят буклеты, презентацию. Наблюдает, советует, консультирует. Представление работы Форма представления результатов буклета, презентации. Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса. Оценка результатов Форма результата оценки - рейтинг успеваемости Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует, прежде всего, самостоятельность, сознательность обучения. Небольшой пока опыт выполнения проектов показывает их безусловную перспективность и высокую обучающую и развивающую эффективность. Творческая работа на уроках русского языка и литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска необходимо учитывать личностные особенности ученика. Для одних привлекательны темы, интегрирующие разные области знаний, для других - лингвостилистический анализ текстов. Результат - приобретение новых знаний, получение выводов, имеющих определенное научное значение. Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы проблема, поставленная перед учеником, позволяла ему самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы, применить уже имеющиеся умения. Выбор метода исследования является немаловажным этапом в исследовательской деятельности учеников. Методами исследования могут быть наблюдение, эксперимент, сбор и поиск информации. Наблюдение является самым популярным и самым доступным методом исследования. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью; выражается в ясно осознаваемой, практической, познавательной задаче и отличает наблюдение от простого созерцания. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность - сплав внимательности и мышления. Эксперимент - важнейший из методов исследования. Это метод познания, при помощи которого исследуются явления природы или общества. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Когда исследователь определится с последовательностью проведения исследования, начинается сбор материала, который можно провести в следующей последовательности: 1. Подумать. 2. Задать вопросы самому себе. 3. Спросить у другого человека. 4. Посмотреть в книгах. 5. Понаблюдать. 6. Провести эксперимент. 7. Посмотреть в сети Интернет. 8. Обобщить материал. 9. Сделать заключение и выводы. Для систематизации результатов исследований можно предложить юным исследователям схему, как специфический ключ к поиску. Например, направление: писатели (литература). 1. Общая характеристика личности писателя. 2. Где и когда родился? 3 . Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение и т.п.). 4. Где провел жизнь? 5. Первые серьезные произведения 6. Основные достижения и результаты деятельности. 7. Основные работы о нем. 8. Как к нему относились современники? 9. Как к нему относятся в наше время? Вопросы могут быть самыми разными, их может составить сам исследователь. Замечательно, что при творческой работе большой упор делается на планирование деятельности, на самостоятельность действий ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решения. При этом я как учитель-руководитель творческой, исследовательской деятельности являюсь помощником и консультантом, а ученики - активными участниками процесса. И, наконец, творческая работа предполагает в качестве обязательного условия его выполнения рефлексию деятельности, то есть оценку того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем. Важно то, что в таком размышлении учащиеся учатся объективно оценивать результаты своей деятельности. Любая технология предполагает структуру деятельности. Урок-исследование включает в себя следующие этапы: -подготовка исследования -столкновение с проблемой; -выдвижение рабочей версии исследования; -исследование объекта через призму рабочей версии; -выдвижение итоговой версии исследования; -подведение итого работы учащихся. Основной целью подготовительного этапа является проведение необходимого инструктажа учащихся, подготовка текстов; через систему классных занятий и домашних заданий вывести школьников на необходимый для успешного участия в творческой работе уровень. Учителю необходимо «проиграть» возможные варианты хода исследования. Основные цели первого этапа (столкновение с проблемой): - мотивировать работу учащихся; - продемонстрировать элемент художественного текста, который будет положен в основу исследования; -сформулировать проблему исследования. Основное требование: выбранный педагогом для демонстрации элемент текста должен быть ярким, динамичным, участвовать в «сюжетной игре» (Ю.М. Лотман)- только в этом случае он увлечет школьников, вызовет желание разобраться в его существе. Выдвижение рабочей версии исследования - центральный этап учебного процесса как исследования объекта (художественного текста). Заинтересованность учащихся в ходе исследования зависит от того, насколько их увлекла рабочая версии. Чем интереснее версия - тем сильнее мотивация. Также версия может быть не только правильной, но и заведомо ошибочной (исследование носит обучающий характер), и поэтому опровержение ошибочной версии - также положительный результат исследования. На третьем этапе, направляя исследование объекта (художественного текста) через призму рабочей версии, учитель стремится к тому, чтобы вывести школьников к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания этого объекта (произведения). На четвертом этапе учащиеся выдвигают итоговую версию исследования, оформляют ответы, выбирают и обосновывают свои успехи. На последнем этапе подводятся итоги исследования, коллективно оцениваются результаты. Учитель выявляет причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся, показывает перспективу исследования полученных знаний. Я помогаю найти нужную литературу, консультирую, организую предварительное обсуждение в группе. Ученики обсуждают предмет исследования, получают дополнительную информацию, осваивают основной материал, обсуждают результат своей деятельности. Уроки обобщения и систематизации знаний играют важную роль в учебном процессе. Необходимо помнить, что тренировочный материал должен носить систематизирующий, обобщающий и развивающий характер. Особенность этого типа урока заключается в том, что можно использовать различные методы. При этом необходимо: - использовать различные формы и методы обучения; - дифференцировать задания по сложности; - активно использовать различные виды контроля. Проектные технологии можно использовать при создании школьной газеты, альманаха авторских стихотворений учащихся, при создании обучающих таблиц по русскому языку и литературе, при оформлении стенда для кабинета русского языка. Задача учителя заключается в развитии творческих сил в каждом ученике. На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить. И на своих уроках я, стараюсь создать условия для творчества; то есть условия внутренней свободы. На таких уроках семиклассники сочиняют синквейны (от франц. «пять строк»), диаманты (стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением), сочиняют стихотворения, легенды, сказки (Приложение 4«Схемы диаманта и синквейна»), создают творческие проекты (Приложение 5«Проба пера»). Учащиеся старших классов создают рекламные проекты, афиши с использованием ИКТ (Приложение . Афиша на диске). Работа по совершенствованию навыков исследовательской деятельности проводится на отдельных уроках русского языка и литературы (мини-исследования, мини-проекты, рефераты), а также при изучении целой темы. Примером может служить работа в разделе «Лексикология» на уроках русского языка «Энциклопедия одного слова» (Приложение 6) Индивидуализация в обучении позволяет активизировать познавательный интерес учащегося, что является важным условием в саморазвитии личности и самореализации. Это учитывается при разработке программ индивидуального развития учащихся по предметам, например, при подготовке к научным конференциям учащихся (долгосрочные проекты). В 2007-2008 учебном году ученица 11 класса Тургали Айман работала над проектом «Топонимика Щучинско-Боровской курортной зоны» (краеведение) и приняла участие в районной НПК. Мотивация учащихся – основа их осознанной и успешной деятельности. Учащиеся овладевают способами сохранения информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования. Занятия проводятся в школьной библиотеке, читальном зале, компьютерном классе. Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации с участием учащихся старших классов, индивидуальные консультации. На уроках литературы в старших классах при обобщении и систематизации материала я использую интерактивный метод обучения - работу в группах (3-6 учеников). Учащиеся проектируют и создают книги о жизни и творчестве писателей и поэтов, изученных на предыдущих уроках. К этому уроку ребята подбирают материал: критическую литературу, библиографию, произведения поэта или писателя. Предварительно проводится инструктаж, словарная работа. Этот вид творческой деятельности учащихся проходит очень интересно; все учащиеся активно участвуют в процессе создания книги. (Приложение 7 «Работа в группах»). РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ Одной из форм творческой работы учащихся в школе также, по-прежнему, остается реферат. При работе над ним необходимо знать, как выполнять предварительную работу по сбору информации по заданной теме, какова структура реферата, как грамотно его оформить и какие требования выдвигаются при защите реферата. Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где раскрывается суть исследуемой учеником проблемы, изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему, Содержание реферата должно быть логичным, Объём реферата колеблется от 5 до 15 машинописных страниц через 2 интервала. Как подготовить реферат Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержание. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки. Составь план реферата. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта, напиши реферат, в заключение которого обязательно вырази свое отношение к изложенной теме. Прочитай текст и отредактируй его. Правильно оформи реферат: На титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе, текст пиши на одной стороне листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями; в конце реферата приведи список литературы, укажи авторов книг (статей), их название, издательство, года выпусков, оставь два листа для рецензии. Как работать с первоисточником Обрати внимание на время, историю и цель создания произведения. Прочитай текст произведения или его отрывки. Подчеркни непонятные слова. Разбей текст на смысловые части. Выдели основные положения Сделай выводы. Запиши в тетрадь необходимые положения. Как сделать выписки Вчитайся в название статьи, осмысли содержание. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли. Стремись к кратким записям. Отделяй одну мысль от другой. Закончив работу, выпиши все используемые источники. Требования к теме Актуальность. Проблемность. Четкая постановка Рекомендации по работе с источниками Использование не менее 5-8 источников. Напоминание о текстах учебника. Приемы работы с периодическими изданиями. Обращение внимания на сроки издания различных источников и их восприятие через призму времени и событий. Технологические рекомендации Отбор материала на отдельный лист для каждого источника. Примерная разбивка реферата на смысловые части. Структура и оформление Титульный лист. План-оглавление. Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы). Основная часть (каждый раздел основной части раскрывает отдельную проблему или одну из её сторон и логически является продолжением друг друга). Заключение (проводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, даются рекомендации). Библиография. Допускается включение таблиц, графиков, схем. Требования и рекомендации Использование цитаты, тезиса или стихотворения. Показ в вводной части мотивации и актуальности выбранной темы (до 2-х страниц). Раскрытие основной части в объеме 10-15 страниц. Краткое изложение заключения на 2-3 страницы. Список литературы. Выполнение приложения, которое демонстрирует практическую направленность и иллюстрирует умение работать с картами, схемами, таблицами, фотоматериалами, рисунками, диаграммами и др. Правила оформления списка В алфавитном порядке (по первой букве фамилии) записываются книги, учебники с указанием издательства, даты издания. Записываются данные периодических изданий: ФИО автора; название статьи без кавычек; год издания; Номер издания. Правила оформления сносок В тексте после каждого отрывка, взятого из одного источника, в скобках указывается номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы. Примечания В тексте реферата не допускаются сокращения названий, наименований, слов. При работе с черновиком соблюдаются все требования, применяемые к чистовику (формат листа А 4; поля: сверху-1,5 см, справа и снизу – 1 см; слева – 2,5 см, сноски). Защита реферата 1.Представление реферата: а) почему выбрана данная тема? б) чем эта тема интересна, в чем её актуальность? в) каково её значение для познания данного курса (познания мира)? 2. Сообщение об использованных технологиях: а) характеристика источников: -какая изучена, прочтена литература? -что взято из дополнительной литературы? -анализ примененных методов. 3. Краткое изложение основных идей. В ходе защиты ученик высказывает свои мысли, наблюдения, выводы и положения, сделанные на основе первоисточников, включенных в текст реферата. Приводит доказательства главных положений. Использует фактический и практический материал. Делает описание процесса, явления, страны и т.д. 4. Заключение. Ученик делает в лаконичной форме выводы, сообщает личные открытия, составляет прогноз и т. д. (Приложение 8 . Рефераты.) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ СОЗДАНИИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ. Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы, а также мультимедийные презентации по темам, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, в частности, интерактивной доски Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока и различных типах уроков в зависимости от цели, поставленной учителем. Удобнее всего пользоваться компьютерной программой Microsoft PowerPoint. Благодаря ей можно создавать собственные презентации в довольно короткие сроки, оформлять их красочно и наглядно, используя большое количество шаблонов, звуковых и зрительных эффектов. Старшеклассники сами умеют создавать презентации, что целесообразно использовать в проектной работе и при завершении изучения темы. Каковы же преимущества использования компьютерных презентаций на уроках? Одно из наиболее важных – это повышение мотивации к изучению предмета через успешность в учебной деятельности. Многие ученики умеют создавать презентации и делают это достаточно хорошо. Если класс при изучении той или иной темы испытывает трудности, учитель может адаптировать учебные материалы под особенности учащихся. Одной из самых ярких положительных сторон презентаций является возможность использования разнообразного иллюстративного материала: рисунков, фотографий, схем, диаграмм и графических композиций, в результате чего происходит воздействие сразу на несколько видов памяти – зрительную, слуховую, эмоциональную и даже моторную. Уроки-презентации помогают формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать навыки самостоятельной работы и контролировать знания, умения и навыки. Говоря о компьютерных презентациях, следует сказать и о некоторых проблемах, возникающих в процессе работы. На подготовку таких уроков требуется большое количество времени. Многий материал необходимо искать в Интернете и дополнительных источниках, так как в системе народного образования найти что-то нужное достаточно проблематично. Пользование Интернетом требует некоторых материальных затрат, а проведение уроков – дополнительных сил и энергии. Но многое оправдывается тем, что дети с радостью работают в мультимедийном кабинете и хорошо запоминают то, что нашли и обработали в дополнительных источниках. Использование презентаций разнообразит учебный процесс и позволит вовлечь детей в познавательную деятельность. А подготовка презентаций самими школьниками имеет явно практическую направленность, так как в дальнейшем им придется работать на предприятиях и в организациях, где презентации являются насущной необходимостью для успешной работы и выполнения своих функциональных обязанностей. Особенно полезно создавать презентации с показом фотоматериалов. Они получаются яркими и интересными, а, следовательно, и более полезными; ученик становится активным участником творческого процесса. Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивное использование компьютерных презентаций в образовании. На уроках литературы в старших классах наши учащиеся успешно применяют этот вид работы. (Приложения. Презентации Гатыча К., Эткеева В. и Быкасова А. на диске.) ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов. Таким образом, познавательно-побуждающая мотивация появляется в процессе продуктивной познавательной деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Познавательная мотивация побуждает человека к развитию своих склонностей и возможностей, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: - повышение мотивации в получении дополнительных знаний; - изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); - рефлексии и интерпретации результатов. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: - значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); - чувство ответственности, самодисциплины; - способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного вопроса. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Традиционная система обучения на протяжении десятилетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческим подходом, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в школе требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач: организационных, учебно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Исследовательская деятельность Проектная деятельность Проектно-исследовательская деятельность деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом исследования в школе есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. В школе цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности. При развитии творческой и исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало новых отношений между учителем и учеником, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников творческой и исследовательской деятельности. Главным результатом этой деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук Проблемно-реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские Творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования Творческая и исследовательская деятельность учащихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака: • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного ученика; • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у учащихся, а именно учить: • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); • представление результатов своей деятельности и хода работы; • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого я использую специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе. Нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне неё следующие элементы проектной и исследовательской деятельности: Мыследеятельностные выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ. Презентационные построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе. Коммуникативные слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. Поисковые находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов. Информационные структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск Проведение инструментального эксперимента организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов Самое решающее звено этой новации — учитель. Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу Учителю нужно знать: • Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность учащихся? • Как подготовить учащихся к работе над творческим проектом или исследованием? • Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, школы и условиям имеющегося обеспечения? • Как разработать творческий проект или исследование? • Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения творческого проекта или исследования? • Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять? • С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности? БИБЛИОГРАФИЯ 1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изд. Рос. Акад. образования.- 2000.- N 2. (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). 2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995 3. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др. Под ред. Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999 г. 6. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996 г. 7. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека). 8. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000 г. | |
Просмотров: 3594 | Загрузок: 272 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|