Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка 6 класс «Лингвистический лабиринт»
[ Скачать с сервера (86.0 Kb) ] 2012-07-08, 12:37 PM
Мухамбеткалиева Анар Сабыргалиевна.
Учитель первой категории
Жаикская основная школа
Акжаикский район.
Западно-Казахстанская область

Нестандартные уроки русской литературы и русского языка - реальность сегодняшней школы, и с этим нельзя не считаться. Надо только всем вместе думать о том, как сочетать их с традиционными формами учебных занятий, которые многие десятилетия, а точнее – века, оправдывали себя, позволяя давать школьникам глубокие и прочные знания и воспитывая у них любовь к словесности. И понимая это, мы организовываем нестандартные уроки – урок повторения или закрепления материала по теме, чтобы активизировать мыслительную деятельность и память учеников, расширить знания по теме Приведя слова В. Ф. Шаталова о том, что “в играх и в труде, задорных выдумках и безудержном веселье характеры и способности детей проявляются значительно ярче, чем в стандартных условиях даже самого безукоризненного с точки зрения методики урока”, хочу показать игру “ Лингвистический лабиринт”, которая дала возможность повысить интерес к “ Составу слова”, формировать умение словообразовательного разбора.


Урок русского языка 6 класс
«Лингвистический лабиринт»

Цели урока:
• Обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о частях слова, акцентируя внимание на следующих вопросах: однокоренные слова, форма слова, части слова
• Продолжить развивать у учащихся умения: отличать однокоренные слова от формы слова, разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова, логично излагать мысли
• Продолжить развитие навыков самостоятельной работы
• Продолжить работу по воспитанию уважения к языку, интереса к изучению языка, пополнение активного словаря учащихся, воспитание чувства патриотизма.

Тип урока: урок обобщающего повторения
(лингвистический лабиринт).

Методы: словесный, наглядный, практический, вопросно-
ответный
Формы урока: классно-урочная
Формы организации работы детей: индивидуальная и
коллективная
Наглядность: интерактивная доска, слайды.
Оборудование: схема лабиринта с отмеченными участками
пути, маршрутные листы
Межпредметная связь: история, литература.
Приобретаемые навыки детей: учащиеся научатся распознавать
части слова, обогащают свою речь,

ХОД УРОКА:
«Нет в мире прекраснее чувства,
чем ощущение, что ты сделал
людям хоть каплю добра! »
Л.Н.Толстой.

I . Оргмомент.
Целевая установка.
Психологический настрой.
Ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом, поговорим о красоте человеческой души, честности и порядочности, мужестве и силе. Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу творческой ,активной работы на уроке.
Успехов вам и удачи!

Ребята записывают в тетради тему урока и эпиграф к уроку. Затем обращаются к эпиграфу и высказывают свои мысли о пользе добра.

II. Вступительная беседа: В древний Греции, в Афинах жил герой Тезей. Он победил ужасного Минотавра, который пожирал людей. Ему в этом помогла дочь критского царя Миноса – Ариадна. Она дала ему волшебный меч и клубок ниток. И отважный герой сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из Лабиринта.
- Так вот, волею судьбы и мы оказались в лабиринте. Выбраться из него поможет “нить Ариадны”- ваши знания о составе слова.Ведь тема «Состав слова» - это бескрайний океан знаний.

III. Работа с интерактивной доской. Перед тем, как войти в Лабиринт,
Знакомимся с текстом о герое Тезее (на доске написан текст) (слайд №1)
• Чтение текста. “ Миф о Лабиринте”
• Словарная работа.
- Лабиринт- большое здание, где много сложных переходов
- Миф – легенда.
- Афиняне – жители города Афины.
- «Нить Ариадны» -
• Самостоятельное чтение текста учениками.
1. Работа по содержанию. Какое впечатление произвел на вас рассказ?
2. Что вас больше всего потрясло?
3. Какой эпизод запомнился вам?
• Выполнение заданий к тексту.

“ Миф о Лабиринте”
На острове Крит был громадный дворец – Лабиринт. Там было очень много переходов и выходов. И в центре Лабиринта жил Минотавр – чудовище с головой быка и туловищем человека.
Раз в девять лет афиняне посылали Минотавру семь юношей и семь девушек, которых он пожирал.
И вот афинский герой Тезей решил сразиться с Минотавром, и спасти свой город от чудовища. Ему помогла дочь критского царя Ариадна, которая влюбилась в Тезея. Она дала ему волшебный меч и клубок ниток. И этим мечом Тезей убил Минотавра, а с помощью клубка ниток ему удалось выбраться из Лабиринта.

ІV. Составление кластера: (Слайд №2)
После чтения текста учитель предлагает составить кластеры к следующим словам: Тезей, Минотавр



Слова для справок: чуткий, злой, отзывчивый, внимательный, злопамятный, жестокий, самоотверженный, беспощадный, благородный, добрый, бессердечный.
Слово учителя: И вот, чтобы победить злого Минотавра, чтобы удачно выбраться из Лабиринта - нужно преодолеть препятствия. Если мы удачно выполним задания, то нам удастся выбраться оттуда.

V. Вопросы и задания
1. Проверка теоретических знаний:
Построение схемы «Паучок» по типу логического дерева (учащиеся самостоятельно работают с книгой и строят схемы на интерактивной доске) (слайд №3)

2. Составьте пары (перевести на русский язык).(слайд №4)
Сөз құрамы –состав слова.
Сөз түбірі – корень слова.
Жалғау – окончание.
Жұрнақ – суффикс.
Түбірлес сөздер – однокоренные слова.
Бір сөздің түрлері – формы одного и того же слова.
Біріккен сөз – сложное слово.
Қысқарған сөз – сложносокращенное слово.

3. Работа по таблице:Разберите слова по составу.(слайд №5)
Афиняне, победитель, принес, одержал, красавица, волшебный.

Основа слова окончание
приставка корень суффикс
- -афин- -ян- -е
- -побед- -и-,-тель

при- -нес -

о- -держ- -а-,-л

- красав- -иц- -а
- волшеб- -н- -ый

4. Фронтальный опрос по опорной схеме . Учащиеся рассказывают правила и приводят примеры.(слайд №6)

победить,победитель победитель, победителю, победителе

однокоренные слова формы одного и того же слова

5. Игра «Кто внимательнее …» (слайд № 7)
Класс делится на две команды . Каждая команда поочередно определяет способ образования слов.

Материал для І команды Материал для ІІ команды
афинский город
невредим задумать
герой волшебный
чудовище. туловище
афиняне громадный
переход выход
пожирал помогла

6. Синтаксический разбор предложений. (слайд №8)
а) На острове Крит был громадный дворец.
б) Ариадна дала ему волшебный меч.
в) Мечом Тезей убил Минотавра.

7. Тесты «Проверь себя» по теме «Способы образования слов в русском языке» (слайд №9)
1) Сколько значимых частей в слове?
а/ 2 в/5 с/4 д/3.
2) Как называется главная часть слова?
а/ корень в/основа с/окончание д/суффикс.
3) Какая часть слова не входит в основу?
а/приставка в/ окончание с/ корень д/ суффикс.
4) Найдите однокоренное слово к слову “выход”?
а/выходить в/выходов с/выходом
Ответы: 1а, 2а, 3в, 4а

8. Работа с афоризмами .( слайд №10)
1. «Истинное мужество обнаруживается во время бедствия».
(Вольтер)
2. «Золото испытывается на огне, а мужество – в беде». (Сенека Младший)
3. «Не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот , кто может подавить самый сильный страх». (К.Д.Ушинский)

-Какой афоризм больше всего подходит к теме нашего урока?

VI. Просмотр фильма “ Что обозначают приставки и суффиксы”.
Обсуждение увиденного.
VII. Подведение итогов урока.
Вывод: И вот мы выбрались из лабиринта, и нам помогли наши знания о составе слова. И я надеюсь и верю, что полученные знания помогут не раз ещё выбираться из лабиринтов жизни. Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное.
Подведем итог. Поставим точку, а вернее – цифру и оценку себе за урок.
Учащиеся вспоминают , что они узнали о составе слова и способах словообразования.Ученики оценивают работу других учеников, работу всего класса оценивает учитель.
Маршрутный лист ученика
Тема Оценка
Что такое части слова?
Перевод слов
Разбор по составу слова
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Способы образования слов
Разбор по членам предложения
Тест «Проверь себя»
Работа с афоризмами
VIII. Анализ ответов учащихся и комментирование оценок...
С помощью мимики ( улыбнитесь или нахмурьтесь ) покажите , понравилось ли вам на уроке? Что понравилось? Что удивило? Что запомнилось?
Рассуждения учащихся об уроке.
Д/з. Подготовка к письменной работе.

Этот урок помог не только обобщить знания по русскому языку – на нем учащиеся смогли показать умение достаточно полно и лаконично отвечать на вопросы, проявить творческие способности. И я надеюсь, что словесники – русисты казахской школы используют все возможности, чтобы сделать свой предмет интересным для учеников и выработать у них прочные навыки русской речи.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Arman
Просмотров: 3537 | Загрузок: 364 | Рейтинг: 3.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-10, 5:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru