Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (86.0 Kb) ] | 2012-07-08, 12:37 PM |
Мухамбеткалиева Анар Сабыргалиевна. Учитель первой категории Жаикская основная школа Акжаикский район. Западно-Казахстанская область Нестандартные уроки русской литературы и русского языка - реальность сегодняшней школы, и с этим нельзя не считаться. Надо только всем вместе думать о том, как сочетать их с традиционными формами учебных занятий, которые многие десятилетия, а точнее – века, оправдывали себя, позволяя давать школьникам глубокие и прочные знания и воспитывая у них любовь к словесности. И понимая это, мы организовываем нестандартные уроки – урок повторения или закрепления материала по теме, чтобы активизировать мыслительную деятельность и память учеников, расширить знания по теме Приведя слова В. Ф. Шаталова о том, что “в играх и в труде, задорных выдумках и безудержном веселье характеры и способности детей проявляются значительно ярче, чем в стандартных условиях даже самого безукоризненного с точки зрения методики урока”, хочу показать игру “ Лингвистический лабиринт”, которая дала возможность повысить интерес к “ Составу слова”, формировать умение словообразовательного разбора. Урок русского языка 6 класс «Лингвистический лабиринт» Цели урока: • Обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о частях слова, акцентируя внимание на следующих вопросах: однокоренные слова, форма слова, части слова • Продолжить развивать у учащихся умения: отличать однокоренные слова от формы слова, разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова, логично излагать мысли • Продолжить развитие навыков самостоятельной работы • Продолжить работу по воспитанию уважения к языку, интереса к изучению языка, пополнение активного словаря учащихся, воспитание чувства патриотизма. Тип урока: урок обобщающего повторения (лингвистический лабиринт). Методы: словесный, наглядный, практический, вопросно- ответный Формы урока: классно-урочная Формы организации работы детей: индивидуальная и коллективная Наглядность: интерактивная доска, слайды. Оборудование: схема лабиринта с отмеченными участками пути, маршрутные листы Межпредметная связь: история, литература. Приобретаемые навыки детей: учащиеся научатся распознавать части слова, обогащают свою речь, ХОД УРОКА: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра! » Л.Н.Толстой. I . Оргмомент. Целевая установка. Психологический настрой. Ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом, поговорим о красоте человеческой души, честности и порядочности, мужестве и силе. Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу творческой ,активной работы на уроке. Успехов вам и удачи! Ребята записывают в тетради тему урока и эпиграф к уроку. Затем обращаются к эпиграфу и высказывают свои мысли о пользе добра. II. Вступительная беседа: В древний Греции, в Афинах жил герой Тезей. Он победил ужасного Минотавра, который пожирал людей. Ему в этом помогла дочь критского царя Миноса – Ариадна. Она дала ему волшебный меч и клубок ниток. И отважный герой сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из Лабиринта. - Так вот, волею судьбы и мы оказались в лабиринте. Выбраться из него поможет “нить Ариадны”- ваши знания о составе слова.Ведь тема «Состав слова» - это бескрайний океан знаний. III. Работа с интерактивной доской. Перед тем, как войти в Лабиринт, Знакомимся с текстом о герое Тезее (на доске написан текст) (слайд №1) • Чтение текста. “ Миф о Лабиринте” • Словарная работа. - Лабиринт- большое здание, где много сложных переходов - Миф – легенда. - Афиняне – жители города Афины. - «Нить Ариадны» - • Самостоятельное чтение текста учениками. 1. Работа по содержанию. Какое впечатление произвел на вас рассказ? 2. Что вас больше всего потрясло? 3. Какой эпизод запомнился вам? • Выполнение заданий к тексту. “ Миф о Лабиринте” На острове Крит был громадный дворец – Лабиринт. Там было очень много переходов и выходов. И в центре Лабиринта жил Минотавр – чудовище с головой быка и туловищем человека. Раз в девять лет афиняне посылали Минотавру семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. И вот афинский герой Тезей решил сразиться с Минотавром, и спасти свой город от чудовища. Ему помогла дочь критского царя Ариадна, которая влюбилась в Тезея. Она дала ему волшебный меч и клубок ниток. И этим мечом Тезей убил Минотавра, а с помощью клубка ниток ему удалось выбраться из Лабиринта. ІV. Составление кластера: (Слайд №2) После чтения текста учитель предлагает составить кластеры к следующим словам: Тезей, Минотавр Слова для справок: чуткий, злой, отзывчивый, внимательный, злопамятный, жестокий, самоотверженный, беспощадный, благородный, добрый, бессердечный. Слово учителя: И вот, чтобы победить злого Минотавра, чтобы удачно выбраться из Лабиринта - нужно преодолеть препятствия. Если мы удачно выполним задания, то нам удастся выбраться оттуда. V. Вопросы и задания 1. Проверка теоретических знаний: Построение схемы «Паучок» по типу логического дерева (учащиеся самостоятельно работают с книгой и строят схемы на интерактивной доске) (слайд №3) 2. Составьте пары (перевести на русский язык).(слайд №4) Сөз құрамы –состав слова. Сөз түбірі – корень слова. Жалғау – окончание. Жұрнақ – суффикс. Түбірлес сөздер – однокоренные слова. Бір сөздің түрлері – формы одного и того же слова. Біріккен сөз – сложное слово. Қысқарған сөз – сложносокращенное слово. 3. Работа по таблице:Разберите слова по составу.(слайд №5) Афиняне, победитель, принес, одержал, красавица, волшебный. Основа слова окончание приставка корень суффикс - -афин- -ян- -е - -побед- -и-,-тель при- -нес - о- -держ- -а-,-л - красав- -иц- -а - волшеб- -н- -ый 4. Фронтальный опрос по опорной схеме . Учащиеся рассказывают правила и приводят примеры.(слайд №6) победить,победитель победитель, победителю, победителе однокоренные слова формы одного и того же слова 5. Игра «Кто внимательнее …» (слайд № 7) Класс делится на две команды . Каждая команда поочередно определяет способ образования слов. Материал для І команды Материал для ІІ команды афинский город невредим задумать герой волшебный чудовище. туловище афиняне громадный переход выход пожирал помогла 6. Синтаксический разбор предложений. (слайд №8) а) На острове Крит был громадный дворец. б) Ариадна дала ему волшебный меч. в) Мечом Тезей убил Минотавра. 7. Тесты «Проверь себя» по теме «Способы образования слов в русском языке» (слайд №9) 1) Сколько значимых частей в слове? а/ 2 в/5 с/4 д/3. 2) Как называется главная часть слова? а/ корень в/основа с/окончание д/суффикс. 3) Какая часть слова не входит в основу? а/приставка в/ окончание с/ корень д/ суффикс. 4) Найдите однокоренное слово к слову “выход”? а/выходить в/выходов с/выходом Ответы: 1а, 2а, 3в, 4а 8. Работа с афоризмами .( слайд №10) 1. «Истинное мужество обнаруживается во время бедствия». (Вольтер) 2. «Золото испытывается на огне, а мужество – в беде». (Сенека Младший) 3. «Не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот , кто может подавить самый сильный страх». (К.Д.Ушинский) -Какой афоризм больше всего подходит к теме нашего урока? VI. Просмотр фильма “ Что обозначают приставки и суффиксы”. Обсуждение увиденного. VII. Подведение итогов урока. Вывод: И вот мы выбрались из лабиринта, и нам помогли наши знания о составе слова. И я надеюсь и верю, что полученные знания помогут не раз ещё выбираться из лабиринтов жизни. Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное. Подведем итог. Поставим точку, а вернее – цифру и оценку себе за урок. Учащиеся вспоминают , что они узнали о составе слова и способах словообразования.Ученики оценивают работу других учеников, работу всего класса оценивает учитель. Маршрутный лист ученика Тема Оценка Что такое части слова? Перевод слов Разбор по составу слова Однокоренные слова и формы одного и того же слова Способы образования слов Разбор по членам предложения Тест «Проверь себя» Работа с афоризмами VIII. Анализ ответов учащихся и комментирование оценок... С помощью мимики ( улыбнитесь или нахмурьтесь ) покажите , понравилось ли вам на уроке? Что понравилось? Что удивило? Что запомнилось? Рассуждения учащихся об уроке. Д/з. Подготовка к письменной работе. Этот урок помог не только обобщить знания по русскому языку – на нем учащиеся смогли показать умение достаточно полно и лаконично отвечать на вопросы, проявить творческие способности. И я надеюсь, что словесники – русисты казахской школы используют все возможности, чтобы сделать свой предмет интересным для учеников и выработать у них прочные навыки русской речи. | |
Просмотров: 3537 | Загрузок: 364 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|