Национальный стандарт образования в последнее время переживает ряд изменений, связанных с переходом от знаниевого к компетентностному подходу. В атласе-практикуме по разработке и внедрению национальных стандартов образования в контексте Европейской системы квалификации сказано: «Разработка нового стандарта вызвана необходимостью реализации стратегии обучения в течение всей жизни в свете происходящих технологических, экономических и демографических изменений, а также необходимостью устранения барьеров, существующих между странами и институтами, которые препятствуют эффективному использованию знаний и компетенций». В ЕКС отражены 8 жизненно важных компетенций, одной из которых является умение учиться. Урок, базовой компетенцией которого является именно эта компетенция, строится на основе заданий разработанных по таксономии Б.Блума. Урок строится с учетом всех рекомендаций к проведению современного урока Центра Современной Педагогики «Обучение без границ» (Монреаль, Канада). А именно: 1. количество заданий каждого уровня (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) определяется учителем в зависимости от уровня подготовки учащихся; 2. задания 2-3 уровней (понимание и применение) обязательно должно включать технику учения, задания других уровней – по возможности; 3. наличие на уроке/занятии заданий всех 6 уровней. При выполнении заданий следует учесть тот факт, что ребенок не может переходить к выполнению второго задания, пока учителем не проверено первое и т.д. То есть урок строится на основе самостоятельного изучения определенной темы учеником, во время которого учитель должен проверять правильность выполненного задания, подходя по просьбе ученика к парте, проверяя задание(что очень важно – без комментариев), в случае же правильного выполнения, учитель лишь ставит крестик на рабочем листе (лист со всеми заданиями получает в начале урока каждый ученик), тем самым давая понять обучаемому, что можно переходить к выполнению следующего задания. Во время выполнения заданий каждый ученик может обратиться за помощью к однокласснику (НО не учителю!) или воспользоваться учебником, справочным пособием, Интернетом (т.е. любым доступным ему источником информации). Оценивается выполнение заданий следующим образом: при выполнении всех заданий 1-4 уровней ставится оценка «3», при полном выполнении всех заданий 1-5 уровней – «4», при выполнении всех заданий всех 6 уровней – «5».
|