Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2012-09-16, 8:33 PM | |
Русская речь 7 класс ____ ____ ______ Тема: Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Цели: познакомить учащихся с именем числительным как самостоятельной частью речи; развить умения отграничивать количественные числительные от порядковых; изучить признаки слов с количественным значением, не являющихся числительными; воспитать любовь к родному языку. Оборудование: учебник, рисунки, доска, таблицы " Вопросник", " Ассоциации"; индивидуальные карточки с цифрами. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок теоретических и практических работ. Методы и приемы обучения: метод исследовательских заданий. Ход урока I. Актуализация прежних знаний. -Обратите внимание на таблицу "Вопросник" и ответьте на вопросы обоих столбиков письменно. Таблица " Вопросник" 1. Сколько тебе лет? 1. В каком году ты родился? 2. Сколько лет ты учишься в этой школе? 2. Какой год ты посещаешь школу? 3. Сколько предметов вы изучаете? 3. На каком этаже ты живёшь? 4. Сколько этажей имеет здание твоей школы? 4. Какой год был для тебя удачным и памят-ным? 5. Сколько человек учится в твоем классе? 5. В каком году ты закончил школу? 6. Из скольких человек состоит ваша семья? 6. В каком году ты поступил в трерий класс? 7. Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в шко-лу? 7. Каким по счету является спортсмен, полу-чивший бронзу? ( Ученики записывают в тетрадь ответы таким же образом: в два столбика). II. Формирование новых понятий. -Итак, ребята, какие ответы у вас? ( учащиеся зачитывают ответы). -Вы использовали имена числительные. В первом столбике - количественные, во втором - порядковые числительные. -В чём же отличие числительных друг от друга? ( количественные обозначают количест-во, порядковые - порядок при счете - название разряда числительных - подсказка). -На какой вопрос отвечают количественные числительные? ( Сколько?). -На какие вопросы отвечают порядковые числительные? ( Какой? Который?). -Сверьте свои ответы с учебником теории. III. Формирование умений и навыков. 1. На доске записаны цифры, запишите словосочетания: а. "колич. числ. + существ." б. "порядк. числ.+ существ.". ЦИФРЫ: 5 7 19 25 32 100 247 400 Образец: 5 лет ( пять), 5-й год (пятый год) или семь этажей - седьмой этаж. Условие: у числительных 19, 25, 32, 100, 247, 400 существительные должны быть другие и не должны повторяться. - Обратите внимание, что некоторые числительные состоят из одного слова, а некото-рые из двух слов, а числительное 247 - из трёх слов. - Как называются такие числительные? 2. Творческое задание. Учащиеся составляют небольшой текст из 6 -7 предложений "Режим дня". Условие: в тексте должны встречаться как порядковые числительные, так и количественные. За-тем несколько учеников (по желанию) читают текст, называют, какие числительные порядковые, какие - количественные. 3. Рассмотрим примеры слов с количественными значениями, не являющихся числитель-ными.. а) Числительные не имеют рода, числа ( имеются в виду количественные). Исключе-ние: один (одна - ж.р., одно - ср.р., одни - мн.ч.,);два (две - ж.р.). б) Счетные существительные имеют род, склонение. Цифровое значение лишь в корне слова. Например: сотня - ж.р., 1 склонение, десяток - м.р., 2 скл. в) Прилагательные отличаются от порядковых числительных тем, что обычно имеют суффиксы, с помощью которых они образовались от числительных, а порядковые числи-тельные (кроме сороковой, тысячный, миллионный, миллиардный) таких суффиксов не имеют: второй -порядковое числительное; вторичный - прилагательное, десятый - порядковое числительное; десятичный -прилагательное. г) Наречия имеют также соответствующие суффиксы или приставки, оканчиваются, например, на -жды (как однажды): дважды, трижды; или на -ое: вдвое, втрое. Особое внимание уделяем следующим предложениям, делая акцент на ударение в выделен-ных словах: Пятью два - десять. (Пятью - наречие) Мальчик пришед в школк с пятью книгами и тет-радями. (Пятью - числительное в творительном падеже) Девятью девять - восемьдесят один. (девятью - наречие). Нелегко разобраться с девятью музами человеку, не любящему мифологию. 4. Доклады учащихся на тему: " Чем отличаются числительные тысяча, милли-он, и миллиард от счетных существительных".( Материал для доклада - книга: Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985, с.99 - 101.) 5. Разминка " Числительные в пословицах". Игра состоит из двух частей. 1-я часть: Учащиеся должны вспомнить пословицу, фразеологизм, в которых бы встрети-лось число "семь". Например: семь раз отмерь,один раз отрежь; семи пядей во лбу; за семью замками; на седьмом небе; семеро одного не ждут; семь пятниц на неделе; седьмая вода на киселе и т.д. 2-я часть: шестиклассники вспоминают устойчивые сочетания, в которых была бы любая другая цифра: заблудиться в трех соснах; на два фронта; первый блин - комом; тридцать три несчастья; один сын - нет сына, два сына - полсына, три сына - есть сын; похвалу слушай одним ухом, а критику - двумя; доносчику первый кнут. 4. РАБОТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ. Ученики получают карточку, на которой записана цифра: 1, 2,........ и т.д. Цифра соот-ветствует их номеру в журнальном списке. Шестиклассники придумывают с цифрой два словосочетания: 1. "числ. порядк. + существ.", 2. "числ. количест. + существ." 5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Работа с таблицей "Ассоциации" 2 3 5 7 12 13 31 50 100 500 1000 10 -Расскажите какие ассоциации, воспоминания, впечатления вызывают у вас эти числа. -Расскажите все, что узнали о числительных. Выполнение упражнений № 8, 10, 12, 15 – письменно. Выполнение упражнений № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11,14 – устно. IV. Словарная работа: вертолет, закончить, опыт, закончиться. V. Домашнее задание: упр. № 8, 10 стр. 47. | |
Просмотров: 5965 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|