Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2012-09-16, 9:21 PM | |
Лексическая тема: Певец новой жизни. Грамматическая тема: Повторение, систематизация и обобщение изученного в 8 классе. Цели урока. Обучающая: обобщить и систематизировать знания по русскому языку за курс 8 класса с использованием текстов о Таире Жарокове; Развивающая: развивать познавательные умения, инициативу, абстрактное мышление Воспитательная: способствовать развитию патриотических чувств, эстетических взглядов. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока: тематический урок с использованием технологии мультимедиа. Метод: эвристический. Структура: актуализация прежних знаний. Межпредметная связь: казахская литература. Оборудование: эпиграф, портрет Таира Жарокова, карточки с текстами, интерактивная доска, компьютеры, семейная фотография, выставка книг. Ход урока I. Слово учителя. Сегодня мы повторим грамматический материал, изученный в 8 классе, а также поговорим о видном казахском поэте Таире Жарокове, которому в сентябре исполнится 100 лет. Эпиграфом к нашему уроку мы взяли строки из его чудесного стихотворения «Жизнь и смерть»: Не позволю никогда тронуть мертвой плесени Ни хорошего стиха ни веселой песни Тот поэт поборет смерть, тот ее ославит, Кто бессмертную строку хоть одну оставит! Наследие, оставленное нам поэтом, велико. Это и стихотворения, и поэмы, и художественные переводы. Его поэзия полна гражданского пафоса, высоких идеалов и веры в будущее. Основное идейно-тематическое содержание поэтических произведений Таира Жарокова – новая жизнь возрожденного казахского народа, радость свободного труда, преобразование природы, трудовые подвиги рабочего класса, нерушимая дружба народов. Поэт живо откликается на актуальные темы жизни страны и народа, раскрывая незаурядный талант в области политической, гражданской лирики. Его произведения отличаются яркой образностью, напевностью, звучной рифмой. II. Актуализация прежних знаний. Блиц – опрос группам. I – группа: Рассказать по схеме об односоставных предложениях Односоставные предложения Глагольные Именные Определенно-личные Неопределенно-личные Назывные Безличные II – группа: Рассказать по таблице об однородных членах предложения. Однородные члены предложения и обобщающие слова при них , , и , и ,и , но как , так и , да и : , , , , - ,(а именно, как-то, например): , , : и - < III – группа: Рассказать по схеме об обращениях и вводных словах. Слова, грамматически не связанные с другими членами предложения различные чувства уверенность неуверенность последовательность источник и связь явлений высказывания III. Организация исследовательской работы. Класс разделен на три группы. Каждая группа получает карточки с текстами и выполняет задания. I – группа: Задание: прочитать текст, в выделенных предложениях найти обособленные члены и объяснить постановку знаков препинаний. Из биографии Таира Жарокова Таир Жароков, видный казахский поэт, родился в 1908 году в ауле Жетыбай, Джаныбекского района, в семье кочевника-скотовода. Дед будущего поэта Малтакан был участником восстания 1837 года, во главе которого стояли Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. Уже в раннем детстве Таир Жароков был увлечен поэзией. Любовь к поэтическому творчеству привил ему родной брат его отца – Сапок, незаурядный акын-импровизатор. Ранние годы жизни поэта прошли в условиях жестокой эксплуатации казахского народа со стороны местных баев и царских чиновников. В 1920 году Таир поступает в школу. Через три года он переходит на подготовительные курсы Казахского института просвещения в Оренбурге – тогдашнем центре Казахской автономной республики. В 1931 году он оканчивает факультет языка и литературы первого в Казахстане педагогического института имени Абая. В 1934-1936 годах проходит курс аспирантуры Ленинградского института истории, философии, языка и литературы. В 1932 – 1942 годы Таир Жароков работал секретарем Союза писателей Казахстана, редактором Казгослитиздата, заместителем редактора газеты «Қазақ әдебиеті». В 1942-1945 годах поэт служил в рядах Советской Армии в качестве политработника. С 1946 года – на ответственных должностях в Союзе писателей Казахстана и Казгослитиздате (ныне «Жазушы»). II – группа: Задание: прочитать текст, в выделенных предложениях найти вводные слова и объяснить постановку знаков препинаний. Певец дружбы и братства Таир Жароков – один из тех представителей молодых тогда братских литератур, которому посчастливилось рано выйти к всесоюзному читателю. Ему было всего тридцать лет, когда в 1938 году в Москве вышла первая книга стихов под названием «Золотая степь», тепло встреченная читателями и критикой. Таира Жарокова, без сомнения, можно назвать певцом дружбы и братства народов. Я – внук Джамбула, и словами песни Я от лица казахов говорю: Бессмертное содружество народов Затмить не даст чудесную зарю. Своим подвижническим поэтическим трудом Жароков, безусловно, поднял казахскую поэзию на новую высоту, обогатив ее новыми героями и сюжетами, ритмами и красками. Огромна заслуга Жарокова в области художественного перевода. Именно он сделал достоянием родного народа классические произведения Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Некрасова, Шевченко и Руставели, Маяковского и Муссы Джалиля. III – группа: Задание: прочитать текст, в выделенных предложениях найти однородные члены предложения и объяснить постановку знаков препинания. Звезда Таира Он был рожден для поэзии. Природа щедро одарила его ярким талантом, горячим темпераментом и добрым, до краев полным песней сердцем. Огромное обаяние, неподдельная искренность и кристальная чистота Таира Жарокова привлекали к нему симпатии самых разных людей. В этом жизнерадостном и жизнелюбивом человеке чувствовалась большая жизненная сила, свойственная очень сильным натурам. Таир Жароков – крупный казахский поэт, внесший значительный вклад в сокровищницу многонациональной литературы социалистического реализма. Вступив на поэтическое поприще в 1927 году, Таир Жароков в течение тридцати восьми лет отдавал себя и всю силу своего таланта художественному отображению героического труда и борьбы народа, показу человека, выросшего и воспитанного в условиях советского общества. В одном из ранних стихотворений поэт подчеркивал: И в песне моей окрыленной И в сердце тревожном моем Алеет лучом отраженным Звезда, что горит над Кремлем. И вся творческая деятельность Жарокова была озарена светом этой звезды. Недаром его первый сборник стихов, изданный в 1932 году, назывался «Свет звезды». IV. Словарная работа. Объясняется лексическое значение слов. незаурядный аспирантура подвижнический неподдельный поприще V. Самостоятельная работа. Работа на компьютерах. Заполнить таблицу примерами из предложенных на компьютерах текстов, отрывков из стихотворений. № Односоставные предложения Обращения Вводные слова и предложения Определенно-личные Неопределенно-личные Безличные Назывные 1. А ныне – луга, я гляжу, цветут, Здесь раньше вовсю бушевал даул, Как масло, Гусей разгоняя и кур, Блестит трава. Самума раскатывался гул… Ведь правда же, мой аул? Аул мой! Земля ты моя, где рос! Я знал, что к тебе вернусь. ( из книги «Буря в песках» стихотворение «Пески Нарына») 2. Песнь моя, горячей сталью брызни, Лейся, сталь потоком неустанным,, Полети в простор степных дорог! Недругов навеки ослепи! Я хочу, чтобы дыханьем жизни Заревом пылай над Казахстаном, Веяло от сокровенных строк. Сталь моя, рожденная в степи! ( из поэмы «Сталь, рожденная в степи») Не позволю никогда тронуть мертвой плесени Ни хорошего стиха, ни веселой песни! Тот поэт поборет смерть, тот ее ославит, Кто бессмертную строку хоть одну оставит! ( из стихотворения «Жизнь и смерть») 3. Из воспоминаний Сабита Муканова С Таиром Жароковым мне пришлось познакомиться в Оренбурге. Я тогда учился на рабфаке. В центре города большой красивый сад. Сюда часто заходили отдохнуть студенты. Здесь с увлечением говорили об экзаменах, о прочитанных книгах, делились новостями, полученными из родных аулов, пели песни. Особенно нас привлекало пение одного юноши. Чистый высокий голос. Пел задушевно, целиком отдаваясь власти красивых мелодий. - Откуда ты? Как тебя зовут? – спросили однажды юношу. - Зовут меня Таиром. Я из местечка Жетыбай, что рядом с Царицыном. На этих вечерах слушали не только хорошие песни Таира, но и читали его первые стихи. VI. Общая проверка результатов усвоения материала. I и II группы на компьютерах решают кроссворды, III группа работает с интерактивной доской. I – группа «Простое предложение». 1. Выделение слов по смыслу и интонационно. 2. Предложения с главным членом подлежащим. 3. Значение вводного слова безусловно. 4. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. 5. Односоставные предложения, в которых действие и состояние не создается деятелем. 6. Слово или сочетание слов, называющее того, кому обращаются с речью. 7. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена. 8. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. 9. Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия. 10. Определение, выраженное существительным или словосочетанием. II – группа «Таир Жароков» 1. В каком городе находился Казахский институт просвещения, на подготовительных курсах которого учился Таир Жароков. 2. Незаурядный акын-импровизатор, родной брат отца Таира. 3. Аул, где родился Таир Жароков. 4. Кем работал Таир Жароков в Казгослитиздате в 1933-1934 годы. 5. Первое опубликованное стихотворение поэта. 6. Видный казахский поэт, наш земляк. 7. Кем служил Жароков в годы Великой Отечественной войны. 8. Дед поэта, участник восстания 1837 года. III – группа: Работа с интерактивной доской. Задание: Составить схемы предложений с однородными и обособленными членами. Первым произведением Жарокова, опубликованным в печати, было стихотворение «Самолет». Первый сборник стихов, изданный в 1932 году, назывался «Сияние звезд». За ним последовали новые поэтические сборники. Успешно работая над созданием больших сюжетных вещей, поэт выпускает отдельными книгами поэмы «Нефтестан», «Солнце заговорило», «Нарын». Вступив на поэтический путь в 1927 году, Таир Жароков вплоть до последних дней, отдавал себя служению новой действительности. Лучшие произведения поэта предстают перед нами как поэтическая летопись важнейших вех в жизни родного Казахстана. Книга стихов «Золотая степь», тепло встреченная читателями и критикой, был опубликован в Москве в 1938 году. VII. Домашнее задание: Написать эссе «Наш земляк - поэт».[/r][hide] | |
Просмотров: 2647 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|