Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по русской словесности. 5 класс Герои былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
[ Скачать с сервера (21.3 Kb) ] 2012-10-13, 6:24 PM
Урок по русской словесности. 5 класс.
(Урок разработан и проведён по технологии разноуровневой дифференциации Ж. Караева.)
Герои былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Цель.
• Дать анализ героям былины, выявить их противопоставления.
• Развивать культуру речи и логическое мышление.
• Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
Тип: комбинированный.
Форма: групповая.
Методы: словесные, практические, эвристические.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, былина, карточки с заданиями для каждой группы.

Ход урока.

Учитель знакомит учеников с целью и задачами урока.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

1.Актуализация знаний.

Что такое былина?
Кто такие сказители?
Назовите отличия сказки от былины.
Какие виды былин вы знаете? Дайте им определения.
Расскажите о мире былин.
Каких героев - богатырей вы знаете?
Композиция былины.
Особенности былинного стиха.
К какому виду былин относится былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»? Почему?

ВТОРОЙ ЭТАП.

Групповая работа. Работают две группы.
Задания распределены по уровням.

Задания первого уровня- ученического.

1 группа работает с образом Ильи Муромца.

• Дайте характеристику Ильи Муромца, опираясь на текст: кто он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы.
• Из какого города выезжает Илья Муромец? Куда? Какие подвиги совершает по пути?
• Какой дорогой поехал в Киев? Почему? Почему отказался стать воеводою в Чернигове?
2 группа работает с образом Соловья Разбойника.

• Дайте характеристику Соловья Разбойника, опираясь на текст: кто он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы.
• Где находится и чем занимается Соловей? Как люди к нему относятся?
• Как вы думаете, кого олицетворяет Соловей Разбойник? Почему? На что указывает его отчество?

Работа по заданиям первого уровня заканчивается выразительным чтением отрывка из былины «Описание боя Ильи Муромца и Соловья Разбойника». Стр. 58 – 59
( Строфы: 55 – 80).

В работе по вопросам первого уровня должны быть задействованы все ученики: каждый ученик должен дать монологический ответ, показать работу с текстом, сделать вывод, прочитать отрывок.

Физминутка.

Задания второго уровня - алгоритмического.

1 группа.

Определите кульминационный эпизод в былине. Что происходит с героем дальше?
Какие черты характера героя проявились во время боя?

Составить синквейн. Илья Муромец.
(Пример. 1.Илья Муромец.
2.Сильный, храбрый.
3.Разгоняет,побеждает,защищает.
4.Богатырь освобождает земли от врага.
5. Герой.)

2 группа.

Определите кульминационный эпизод в былине.
Какие черты характера героя проявились во время боя?

Составить синквейн. Соловей Разбойник.
(Пример. 1. Соловей Разбойник.
2.Сильный,страшный.
3. Пугает, убивает, проигрывает.
4. Чужеземный враг слабее богатыря.
5.Завоеватель.

В составлении синквейна принимают участие все члены группы. Затем представляет плакат с синквейном и объясняет лидер группы.

Задания третьего уровня - эвристического.

Составить Диаграмму Венна.
Общее
Илья Муромец Соловей Разбойник

В составлении диаграммы принимают участие все ученик 1 и 2 группы: они сравнивают героев по характеру, поведению, действиям и т. д. И по очереди заполняют диаграмму.
Затем можно задать дополнительный вопрос. С какими сказочными героями можно сравнить Илью Муромца и Соловья Разбойника?
ТРЕТИЙ ЭТАП.

Вывод .
Кто побеждает в противопоставлении двух героев?
В чём смысл этой победы?.
Д/З. Дома ученики должны выполнить задание четвертого - творческого уровня.
Написать мини-сочинение «Илья Муромец - защитник родной земли».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Галина63
Просмотров: 9554 | Загрузок: 820 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-01-25, 3:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru