Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2010-09-03, 7:51 AM | |
Учитель русского языка и литературы Грубых Елена Васильевна, Кушмурунская средняя школа №121. Урок словесности в 6 классе (с инклюзивом). Тема : Эрнест Сетон-Томпсон» Лобо» Предварительная подготовка к уроку. Задания по группам. Прочитать рассказ, подготовить сообщение о творческой биографии Эрнест Сетон-Томпсона. Сообщение «Что я знаю о волках?» Дополнительная литература: Научно- познавательная литература из серии «Обитатели земли». Животный мир Америки. Москва «Росмэн») Составление кроссворда по прочитанному рассказу. Рисунки к рассказу «Моё видение Лобо», «Гибель Лобо». Оборудование: учебник, произведение, портрет Эрнеста Сетона-Томпсона, презентация, оформленная различными портретами писателя и иллюстрациями к его произведениям. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: урок- проект Цели: 1) ознакомление учащихся с содержанием рассказа «Лобо» и вовлечение их в процесс обсуждения, открытие нового, неведомого им мира животных; 2) привитие читательского интереса к зарубежной литературе и воспитание чувства ответственности у ребят за «братьев наших меньших»; З) развитие познавательной деятельности учащихся, способности анализировать, быстро и грамотно отвечать на вопросы и обогащение знаний об окружающем мире. Этапы урока. Эпиграф. Я убеждён, что каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям. Эрнест Сетон-Томпсон. 1. Психологический настрой учащихся. 2. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке Эрнест Сетон-Томпсон «Лобо» В ходе работы над рассказом необходимо будет дать ответы на вопросы. Основополагающий Умеют ли животные мыслить и страдать? Проблемный Можем ли мы существовать друг без друга: человек и природа, природа и человек? Учебный Что нового для себя вы открыли в мире животных, прочитав рассказ Сетона-Томпсона «Лобо»? З. Вступительное слово учителя. Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон издал первый сборник своих рассказов, под общим названием «Животные, которых я знал»,в самом конце прошлого века (1898). Сборник имел огромный успех и за короткое время вышел в нескольких изданиях. Книга открывала тогдашним читателям новый, совсем неведомый им мир. До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество—само по себе. Людям казалась оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. Сетон-Томпсон первый в мире выступил с рассказами, где героями были настоящие звери и птицы. Изучению этих героев он посвятил свою жизнь и хорошо знал их. Сетон-Томпсон не только знал, но отлично понимал и очень любил зверей и птиц. В автобиогрии («Моя жизнь») он правильно говорит о своем первом сборнике: «Нет сомнения, что эта книга положила новому, реалистическому направлению в литературе о животных. В ней впервые правдиво обрисовано поведение животных. До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди; переодетые в шкуры зверей». В этом огромная заслуга замечательного писателя, в этом и объяснение быстрого распространения его книг во всех странах мира. Сообщение учащихся о творческой биографии писателя сопровождается презентацией. 1 ученик. Всегда интересно, почему и как человек становится известным во всем мире. Всегда интересна биография такого человека. Эрнест Сетон-Томпсон родился в 1860 году в Англии. Но уже через шесть лет семья его переехала в Канаду. С этих лет он хорошо помнил себя. В первую же зиму Эрнест пошел в школу. «Долго-долго тянулась эта зима, - вспоминает он. - В марте наконец пришел настоящий весенний день... Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо запела... Мне показалось, что я видел ее синюю спинку. Снова и снова пела она свою нежную песенку. Не знаю почему, но я вдруг разрыдался. Я был взволнован этой песней до глубины души. С тех пор каждый год я ждал свою синюю птичку и с ней - весну» 2 ученик Как знать? Может быть, эта «синяя птица» и пробудила в нем то сильное чувство, которое сделало его всемирно известным писателем. Эрнест был не только способным, но и упорным мальчиком. Однажды он увидел в магазине книгу «Птицы Канады» и решил купить ее во что бы то ни стало. Книга стоила один доллар. Чтобы собрать эти деньги, Эрнест продал своих кроликов, перенес дрова соседям, собрал насекомых для коллекции одной англичанке и целый месяц соревновался с братом в рубке дров, зарабатывая последние недостающие двадцать пять центов. И желанная книга оказалась в его руках. 1 ученик. Птицы и звери волновали его больше всего на свете, и чем больше он рос, тем сильнее. У Сетон-Томпсона немало научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей награды, присуждаемой в США за научные труды, - золотой медали «Элиот». Он добился своего: стал замечательным естествоиспытателем, писателем и художником. В Канаде он получил должность «государственного натуралиста, что дало ему возможность с головой отдаться изучению животных. 2 ученик В Америке Сетон-Томпсон с большим успехом читал свои рассказы перед широкой публикой. Одна за другой стали выходить его книги: «Жизнь гонимых», «Животные-герои», «Биография медведей», «Мустанг-иноходец» «Мальчик и рысь» и другие. 1 ученик На полях своих книг Сетон-Томпсон делал рисунки, похожие на зарисовки натуралиста. Рисунки эти передают не только внешний вид зверя или птицы, но и их характер, настроение и всегда—отношение к ним автора, полное любви и добродушного юмора. ). Небывалый успех его рассказов и рисунков—у юных и взрослых читателей - объясняется прежде всего внутренними причинами: его могучей любовью к жизни и верой в нее. Мозговой штурм».Что я знаю о писателе. Вопросы: 1. Почему Сетона-Томпсона считают замечательным писателем и в чем его заслуга? 2. За что Сетон-Томпсон был награждён золотой медалью «Элиот»? 3. Кто герои произведений Сетона-Томпсона? Цель: выявление уровня восприятия знаний учащихся о писателе. 4. Фронтальная работа с творческими заданиями. Цель: проверка опережающего домашнего задания, выявление читательского уровня учащихся и умения анализировать текст, развитие творческих способностей (составление кроссворда.) 1. Кроссворд (Составлен на основе кроссвордов Ольхового В. и Шумкиной Ю- индивидуальное задание) 1. Герой произведения, объединяющий рассказы Сетона-Томпсона «Лобо» и Мухтара Ауэзова «Серый Лютый». 2. Кличка вожака стаи . 3. Местечко, где происходят действие рассказа. 4. Подруга старого волка. 5. Сообщество волков. 6. Чего больше всего боялись волки? 7. Так называли старого волка пастухи-мексиканцы. 8. Кого уничтожали волки и чем брезговали? 9. Имя техасского охотника, пожелавшего уничтожить Лобо. 10-11. Средства, применяемые охотниками для уничтожения стаи. 2 Ребята, а так ли уж хорошо мы знаем этих животных? Каков волк в нашем представлении? (Используемая ребятами литература для ответа на этот вопрос. Научно- познавательная литература из серии «Обитатели земли». Животный мир Америки. Москва «Росмэн») ОБЫКНОВЕННЫЙ ВОЛК На протяжении столетий образ волка в разные времена и у разных народов неоднократно менялся. Волка считали и злым, и коварным как, например, в сказке о Красной Шапочке. Или же, наоборот, он спасал маленьких детей — как в древнеримской легенде о Ромуле и Реме (основателях Рима, выкормленных волчицей). Широко известны и истории о детях, которые потерялись в лесу и были заботливо взращены волками. Люди приписывают волкам необычайную свирепость и кровожадность, хотя в действительности они нападают на человека крайне редко, если их не толкает на это голод. Лесные волки живут стаями. В волчьей стае существует очень строгая иерархия (порядок подчинения), где у каждого волка своя роль. Даже ухаживание самца за самкой у волков очень сложное и длительное. Самцы устраивают всевозможные игры, подкрадываются другу к другу и изображают нападение, чтобы привлечь внимание партнера. Другая характерная особенность волка — его привычка облизывать морды своих соплеменников по утрам или при встрече после долгой разлуки. То же самое они с большим энтузиазмом проделывают после удачной охоты, а также когда стая отыскивает след предполагаемой добычи. Единство и сплоченность стаи проявляются и в минуту опасности: взрослые волки с помощью разных хитроумных уловок пытаются отвлечь врага от детенышей и молодняка. 3. Вопросы по тексту. (Слайд) Составление кластера « Лобо — герой-волк» (индивидуальное задание). Каким изображён волк в рассказе «Лобо»? Почему скотоводы рады были бы истребить (уничтожить) стаю? Почему ни одному из охотников долго не удавалась попытка овладеть скальпом Лобо? 4. Применение арт- метода «Моё видение Лобо»(рисунки ребят и коммментарий к ним) . Почему же Лобо всё-таки оказался в руках охотников и так покорно воспринял свою смерть? Какой видится она вам? (рисунки ребят «Гибель Лобо») 5. Рефлексия: 1. Что нового мы открыли для себя в мире животных, прочитав рассказ «Лобо»? 2. Умеют ли животные мыслить и страдать? 3. Можем ли мы существовать друг без друга: человек и природа, природа и человек? Вывод. «Запомни! Всё в этом мире связано друг с другом неуловимыми нитями. И ты должен уважать всех от крохотного воробья до быстроногой антилопы. Мы с ними составляем единый Великий круг жизни.» Дом. задание: дифференцированное задание : 1. попытайтесь написать свою концовку рассказа; 2. составить «Моральный кодекс человека» | |
Просмотров: 8096 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|