Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (4.95 Mb) ] | 2012-10-21, 3:19 PM |
Карыженская Светлана Александровна, учитель гимназии № 132 г. Алматы. Урок по литературе в 7 классе по теме: Л.Н.Толстой "Война и мир" (фрагменты). «Совет в Филях», «Наполеон на Поклонной горе». Образы Наполеона и Кутузова. Цель: проследить отображение исторических событий в произведениях литературы через знакомство с отрывками из романа «Война и мир»; способствовать развитию внимания, критического мышления, речи; способствовать воспитанию интереса к истории, чувства гордости за историческое прошлое страны. Тип урока: изучение нового материала. Методы и приемы: стратегии критического мышления: чтение с остановками, ромб ассоциаций, толстые и тонкие вопросы, синквейн, диаграмма Венна; ИКТ. Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы… М.Ю.Лермонтов Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! А.С.Пушкин I. Организационный момент. Сегодняшний наш урок посвящен 200-летнему юбилею Бородинского сражения и победе русского народа над войсками Наполеона. Деление учеников на 4 команды с помощью отрывков из «Бородино». Объединиться в группу, собрав строфу целиком. 1) Скажи-ка, дядя, ведь не даром* Москва, спаленная пожаром,* Французу отдана?* Ведь были ж схватки боевые,* Да, говорят, еще какие!* Недаром помнит вся Россия* Про день Бородина!* 2) Да, были люди в наше время,* Не то, что нынешнее племя:* Богатыри - не вы!* Плохая им досталась доля:* Немногие вернулись с поля...* Не будь на то господня воля,* Не отдали б Москвы!* 3) Мы долго молча отступали,* Досадно было, боя ждали,* Ворчали старики:* "Что ж мы? на зимние квартиры?* Не смеют, что ли, командиры* Чужие изорвать мундиры* О русские штыки?"* 4) И вот нашли большое поле:* Есть разгуляться где на воле!* Построили редут.* У наших ушки на макушке!* Чуть утро осветило пушки* И леса синие верхушки -* Французы тут как тут.* II. Актуализация. - С отрывком из какого произведения вы работали? («Бородино») Работа с эпиграфом. - А наш первый эпиграф? - Вспомните, что мы узнали из этого произведения? Что вы помните о войне 1812 года? - Легко ли далось русским людям это решение – оставление главного города неприятелю? III. Формирование новых понятий. - Сейчас ребята расскажут о некоторых исторических событиях, без знания которых мы не сможем воспринимать художественный текст. (Заранее подготовленные ученики выступают с Презентацией № 1) 1-й ученик рассказывает о КутузовеМ.И.; (СЛАЙД 1 – 3) Михаил Илларионович Кутузов (1745 — 1813). Уже в 12 лет Михаил был зачислен капралом в военную дворянскую школу, в 17 лет в чине капитана был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, во главе которого стоял А.В.Суворов Участвовал в русско-турецкой войне, многих других сражениях, где проявил себя отважным офицером. Дважды был ранен в висок. Хирург Массот, лечивший его, был очень удивлен: «Должно полагать, что судьба назначает Кутузова к чему-нибудь великому, ибо он остался жив после двух ран, смертельных по всем правилам науки медицинской». После значительных потерь в Бородинском сражении армия не получила подкрепления и отступила к Москве. Перед фельдмаршалом встал нелегкий вопрос: «Как быть дальше?» Ответ на него искали на совете в Филях. 2- ученик – о Наполеоне; (СЛАЙД 4-5) Наполеон Бонапарт - император Франции в 1804—1815 годах, великий французский полководец и государственный деятель Свою профессиональную военную службу начал в чине младшего лейтенанта артиллерии, а затем дивизионного генерала, а затем командующего Итальянской армией. В ноябре 1799 года совершил государственный переворот, взяв власть в свои руки 3-й – о значении Москвы. (СЛАЙД 6-7) Москва известна с 12 века, во второй половине XIII века стала центром самостоятельного удельного княжества. В конце XV века при князе Иване III Васильевиче Москва становится столицей крупнейшего русского государства. При Петре I столица России была переведена в Санкт-Петербург, но Москва сохранила статус «первопрестольной» столицы. «Москва есть историческое начало, Москва есть принцип. Люди переменяются, как непрерывно переменяются частицы живущего тела; переменяются люди, переменяются и нравы, и порядки. Но остается дух места, остается историческое начало. Москва, Кремль с его соборами, старые терема ее царей и это Красное Крыльцо, по ступеням которого сходили столько событий, решавших судьбу Русской земли: все это имеет свою силу, все это известным образом настраивает, все это в известном смысле обязывает. Единство и независимость Русского государства во что бы то ни стало и ценой каких бы то ни было жертв и усилий, - вот Москва, вот ее значение в русской истории, вот то начало, которое ею знаменуется и в ней воплощается». (М.Н. Катков Историческое значение Москвы как символа основных начал, на которых зиждется государство. dugward.ru/library/katkov/) - Мы увидели благодаря нашим выступающим, что Москва играла значительную роль в жизни государства, была главным городом, символом свободы и процветания страны. «Лингвисты» подготовили словарную работу, которая также поможет нам в восприятии текста. Презентация 2 Работа по учебнику. - Ребята, сейчас мы познакомимся с отрывком из великого романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». И в этом небольшом фрагменте мы встретимся и с Кутузовым, и с Наполеоном, и, конечно же, побываем в Москве. Стр. 83 Прием чтение с остановками. Часть 1, остановка после слов «,,, Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее». - Почему такова реакция командующего на происходящее вокруг? - Ваши предположения, какие выводы сделает Кутузов? Часть 2, остановка после слов «Один страшный вопрос занимал его», - Какой вопрос мог занимать главнокомандующего? (Запись предположений на доске) Часть 3, остановка после слов «Но это продолжалось недолго». - как вы думаете, каким образом отреагирует Кутузов на это высокопарное заявление? - Верите ли вы в искренность Бенигсена? Почему? - Давайте проверим наши догадки. Часть 4 до конца отрывка. Посмотрите на репродукцию картины художника А. Кившенко. (СЛАЙД 7) - Как вам кажется, сумел ли автор передать ту остроту момента, которую мы прочувствовали на страницах Толстого? IV. Применение. Формирование умений и навыков. Работа в группах. 1 группа: Найти в тексте все доводы за то, чтобы не отступать от Москвы. (Приказ об оставлении Москвы равен отказу от командованию армией для Кутузова, Священная и древняя столица, можно перевести войска на другой фланг; Обратиться ко второму эпиграфу) 2 группа: Все аргументы за отступление. ( Невыгодная позиция, не было никакой физической возможности, начальники считали это сражение невозможным, спасение России в армии) 3 группа: Составить 10 тонких вопросов по тексту. 4 группа: 5-7 толстых вопросов. По одному представителю от команды зачитывают аргументы. Представители 3-й и 4-й команд задают группам вопросы. За правильные ответы набираются карточки, а также за каждый аргумент 1-й и 2-й командам. - Дома вы прочитали отрывок из романа под названием «Наполеон на Поклонной горе». У каждого на парте лежит листок с изображением ромба. (Приложение). Слева выписаны цитаты из текста. Ваша задача – с правой стороны записать собственные мысли и чувства, возникшие при чтении фрагментов текста. 1. И беспричинная тревога и поспешность овладели войсками. Все бросилось вперед к мосту, на мост, в броды и в лодки. 2. 2. блеск утра был волшебный. Москва расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами… 3. Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представлюсь я им… 4. Я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. 5. Между тем в залах свиты императора происходило шепотом взволнованное совещание между его генералами и маршалами…вернулись с известием, что Москва пуста… Наполеон На Поклонной горе При желании и наличии времени можно продолжить выписывать цитаты из текста самостоятельно. Обсуждение результатов работы внутри каждой команды. По одному представителю (по желанию) зачитывают классу. Группы продолжают накапливать карточки. V. Этап информации о Д\З Составить диаграмму Венна, найти общие черты и различия между Кутузовым и Наполеоном. VI. Этап рефлексии Составление синквейна командами. Темы: Кутузов, Наполеон, Москва. (Группа выбирает самостоятельно). За удачные работы – карточки. Команда, набравшая наибольшее количество раздаточных карточек получает отличные оценки. | |
Просмотров: 8104 | Загрузок: 1044 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|