Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по литературе в 7 классе по теме: Л.Н.Толстой "Война и мир" (фрагменты).
[ Скачать с сервера (4.95 Mb) ] 2012-10-21, 3:19 PM
Карыженская Светлана Александровна, учитель гимназии № 132 г. Алматы.
Урок по литературе в 7 классе по теме: Л.Н.Толстой "Война и мир" (фрагменты).
 «Совет в Филях», «Наполеон на Поклонной горе». Образы Наполеона и Кутузова.

Цель: проследить  отображение исторических событий в произведениях литературы через знакомство с отрывками из романа «Война и мир»;
способствовать развитию внимания, критического мышления, речи;
способствовать воспитанию интереса к истории, чувства гордости за историческое прошлое страны.

Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: стратегии критического мышления: чтение с остановками, ромб ассоциаций, толстые и тонкие вопросы, синквейн, диаграмма Венна; ИКТ.

Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы…
М.Ю.Лермонтов

Москва... как много в этом звуке
 Для сердца русского слилось!
 Как много в нем отозвалось!
А.С.Пушкин

I. Организационный  момент.
Сегодняшний наш урок  посвящен 200-летнему юбилею Бородинского сражения и победе русского народа над войсками Наполеона.
Деление учеников на 4 команды  с помощью отрывков из «Бородино». Объединиться в группу, собрав строфу целиком.

1) Скажи-ка, дядя, ведь не даром*
 Москва, спаленная пожаром,*
 Французу отдана?*
 Ведь были ж схватки боевые,*
 Да, говорят, еще какие!*
 Недаром помнит вся Россия*
 Про день Бородина!*

2) Да, были люди в наше время,*
 Не то, что нынешнее племя:*
 Богатыри - не вы!*
 Плохая им досталась доля:*
 Немногие вернулись с поля...*
 Не будь на то господня воля,*
 Не отдали б Москвы!*

3) Мы долго молча отступали,*
 Досадно было, боя ждали,*
 Ворчали старики:*
 "Что ж мы? на зимние квартиры?*
 Не смеют, что ли, командиры*
 Чужие изорвать мундиры*
 О русские штыки?"*

4) И вот нашли большое поле:*
 Есть разгуляться где на воле!*
 Построили редут.*
 У наших ушки на макушке!*
 Чуть утро осветило пушки*
 И леса синие верхушки -*
 Французы тут как тут.*

II. Актуализация.
- С отрывком   из какого произведения  вы работали? («Бородино»)
Работа с эпиграфом.
- А наш первый  эпиграф?
- Вспомните, что мы узнали из этого произведения? Что вы помните о войне 1812 года?
- Легко ли далось русским людям это решение – оставление главного города неприятелю?

III. Формирование новых понятий.
- Сейчас ребята расскажут  о некоторых исторических событиях, без знания которых мы не сможем воспринимать художественный текст.
 (Заранее подготовленные ученики выступают с Презентацией № 1)  
1-й ученик рассказывает о КутузовеМ.И.; (СЛАЙД 1 – 3)
Михаил Илларионович Кутузов
(1745  — 1813). Уже в 12 лет Михаил был зачислен капралом в военную дворянскую школу, в 17 лет в чине капитана был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, во главе которого стоял А.В.Суворов
Участвовал в русско-турецкой войне, многих других сражениях, где проявил себя отважным офицером. Дважды был ранен в висок.
Хирург Массот, лечивший его, был очень удивлен: «Должно полагать, что судьба назначает Кутузова к чему-нибудь великому, ибо он остался  жив после двух ран,
 смертельных по     всем правилам  науки медицинской».
После значительных потерь в Бородинском сражении армия не получила подкрепления и отступила к Москве. Перед фельдмаршалом встал нелегкий вопрос: «Как быть дальше?» Ответ на него искали на совете в Филях.
         2- ученик – о Наполеоне; (СЛАЙД 4-5)
Наполеон Бонапарт - император Франции в 1804—1815 годах, великий французский полководец и государственный деятель
Свою профессиональную военную службу начал в чине младшего лейтенанта артиллерии, а затем дивизионного генерала, а затем командующего Итальянской армией. В ноябре 1799 года совершил государственный переворот, взяв власть в свои руки
3-й – о значении Москвы. (СЛАЙД 6-7)
Москва известна с 12 века, во второй половине XIII века стала центром самостоятельного удельного княжества. В конце XV века при князе Иване III Васильевиче Москва становится столицей крупнейшего русского государства.  При Петре I столица России была переведена в Санкт-Петербург, но Москва сохранила статус «первопрестольной» столицы.
«Москва есть историческое начало, Москва есть принцип. Люди переменяются, как непрерывно переменяются частицы живущего тела; переменяются люди, переменяются и нравы, и порядки. Но остается дух места, остается историческое начало. Москва, Кремль с его соборами, старые терема ее царей и это Красное Крыльцо, по ступеням которого сходили столько событий, решавших судьбу Русской земли: все это имеет свою силу, все это известным образом настраивает, все это в известном смысле обязывает. Единство и независимость Русского государства во что бы то ни стало и ценой каких бы то ни было жертв и усилий, - вот Москва, вот ее значение в русской истории, вот то начало, которое ею знаменуется и в ней воплощается». (М.Н. Катков  Историческое значение Москвы как символа основных начал, на которых зиждется государство. dugward.ru/library/katkov/)
- Мы увидели благодаря нашим выступающим, что Москва играла значительную роль в жизни государства, была главным городом, символом свободы и процветания страны.
«Лингвисты» подготовили словарную  работу, которая также  поможет нам в восприятии текста.
Презентация 2
Работа по учебнику.
- Ребята, сейчас мы познакомимся с отрывком из великого романа Льва Николаевича Толстого «Война  и мир». И в этом небольшом фрагменте мы встретимся и с Кутузовым, и  с Наполеоном, и, конечно же, побываем в Москве.
Стр. 83
Прием чтение с остановками.
Часть 1, остановка после слов «,,, Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее».
- Почему такова реакция командующего на происходящее вокруг?
- Ваши предположения, какие выводы сделает Кутузов?
Часть 2, остановка после слов «Один страшный вопрос занимал его»,
- Какой вопрос мог занимать главнокомандующего? (Запись предположений на доске)
Часть 3, остановка после слов «Но это продолжалось недолго».
- как вы думаете, каким образом отреагирует Кутузов на это высокопарное заявление?
- Верите ли вы в искренность Бенигсена? Почему?
- Давайте проверим наши догадки.
Часть 4 до конца отрывка.
Посмотрите на репродукцию картины художника  А. Кившенко. (СЛАЙД 7)
-  Как вам кажется, сумел ли автор передать ту остроту момента, которую мы прочувствовали на страницах Толстого?

IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Работа в группах.
1 группа: Найти в тексте все доводы за то, чтобы не отступать от Москвы.
(Приказ об оставлении Москвы равен отказу от командованию армией для Кутузова, Священная и древняя столица, можно перевести войска на другой фланг;
Обратиться ко второму эпиграфу)
2 группа: Все аргументы за отступление.
( Невыгодная позиция, не было никакой физической возможности, начальники считали это сражение невозможным, спасение России в армии)
3 группа: Составить 10 тонких вопросов по тексту.
4 группа: 5-7 толстых вопросов.
По одному представителю от команды зачитывают аргументы.
Представители 3-й и 4-й команд задают группам вопросы. За правильные ответы набираются карточки, а также за каждый аргумент 1-й и 2-й командам.

- Дома вы прочитали отрывок из романа под названием «Наполеон на Поклонной горе».
У каждого на парте лежит листок  с изображением ромба. (Приложение). Слева выписаны цитаты из текста. Ваша задача – с правой стороны записать собственные мысли и чувства, возникшие при чтении фрагментов текста.

1. И беспричинная тревога и поспешность овладели войсками. Все бросилось вперед к мосту, на мост, в броды и в лодки.
2. 2. блеск утра был волшебный. Москва расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами…
3. Странный, красивый,  величественный город! И странная  и величественная эта минута! В каком свете представлюсь я им…
4. Я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных.
5. Между тем в залах свиты императора происходило шепотом взволнованное совещание между его генералами и маршалами…вернулись с известием, что Москва пуста… Наполеон
На Поклонной горе

При желании и наличии времени можно продолжить выписывать цитаты из текста самостоятельно.
Обсуждение результатов работы внутри каждой команды. По одному представителю (по желанию) зачитывают классу. Группы продолжают накапливать карточки.

V. Этап информации о Д\З
Составить диаграмму Венна, найти общие черты и различия между Кутузовым и Наполеоном.

VI. Этап рефлексии
Составление синквейна командами. Темы: Кутузов, Наполеон, Москва. (Группа выбирает самостоятельно). За удачные работы – карточки.
Команда, набравшая наибольшее количество раздаточных карточек получает отличные оценки.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy
Просмотров: 8104 | Загрузок: 1044 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-01-25, 3:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru