Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Революцией призван и мобилизован (урок по творчеству В.В. Маяковского)
[ Скачать с сервера (47.0 Kb) ] 2012-11-01, 4:21 PM
«Революцией призван и мобилизован»
(По творчеству В.В. Маяковского)
Своими быстрыми шагами
Маяковский ушагал далеко за нашу
современность и где-то долго еще
будет нас ждать.
М. Цветаева

Цель: сформировать представление о основных мотивах в творчестве
В.В. Маяковского через мотив революции.
Задачи: 1. познакомить с творчеством Маяковского, показать
новаторский характер поэтики Маяковского;
2. совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
3. заинтересовать учащихся, вызвать желание больше узнать о
личности Маяковского.

Ход урока
I часть
1. Организационный момент.
Приветствие. Целеполагание.
2. Слово учителя.
Осенней ночью 1912 г. на Сретенском бульваре в Москве прогуливались двое: коренастый, плотный мужчина лет 30 и высокий, худощавый, неважно одетый молодой человек. Они о чем-то оживленно спорили. Остановились. Молодой человек, скрывая волнение, прочел стихи. Сказал, что это стихи его знакомого. Разыгралась бурная сцена.
- Да ведь это же вы сами написали! – воскликнул коренастый мужчина. – Да вы же гениальный поэт!
Утром следующего дня Владимир Маяковский был публично объявлен гениальным поэтом. Спутником его был Давид Бурлюк.
3. Предварительный опрос

1. Что вам известно о литературной ситуации в России в нач. 20 в.? (Серебряный век, модернизм)
2. Вспомните, что такое модернизм? (художественно-эстетическая система, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений. Характерен разрыв с традициями реализма)
3. Перечислите известные вам модернистские течения.(символизм, футуризм, акмеизм)

4. Одним из модернистских направлений был футуризм. Охарактеризуем
это направление, пользуясь значением слова:
футуризм ≤ futurum (будущее)
Как вы думаете, чем объясняется выбор такого названия?
Футуризм – авангардное течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей. В своих манифестах футуристы отрицали грамматические нормы, активно занимались словотворчеством, предлагали сбросить Пушкина «с корабля современности». Проследим, как реализуются футуристические требования в одном из ранних стихотворений «Нате!»
Анализ стихотворения «Нате!»
1. «Нате!» - поэтический вызов или манифест? (с одной стороны, вызов, т.к. поэт противопоставляет себя пошлому обществу, с другой, манифест, т.к. поэт декларирует свою концепцию поэзии и мира)
2. Выделите оппозиции. На каком основании они противопоставлены? (поэт и толпа, пошлость толпы и «сердечность» поэта)
3. Вспомните традицию противопоставления поэта и толпы в русской литературе. ( А.С. Пушкин «Пророк», «Эхо», «Разговор книгопродавца с поэтом», Ю.М. Лермонтов, А.А.Блок)
4. Как поэт ощущает себя в существующем мире? (состояние поэта – гордое одиночество, сознательное ограждение себя от пошлого мира обывателей)

5. В 1917 г. произошла Октябрьская революция. Маяковский революцию
принял и всеми силами пытался помочь строящемуся социализму. В связи с этим обратимся к стихотворению «Приказ по армии искусства».

Анализ стихотворения «Приказ по армии искусства»
1. Как вы считаете, можно ли искусство подчинить власти? (все приказы и декреты власти порождают только ограниченные в своем существовании произведения. Они не имеют художественной ценности. Настоящее искусство всегда найдет себе дорогу. Оно будет принято и понято потомками как ценное наследие прошлого)
2. Какова роль искусства в строящемся коммунистическом обществе? (искусство в коммунистическом обществе обладает строго утилитарным значением, оно должно служить на благо и строительство «светлого будущего»
3. «Улицы – наши кисти». Что значит призыв к художникам выйти на улицы? (улицы – обобщенный образ народа, толпы. Художники должны отражать в своих творениях жизнь народа, улицы)
4. Вспомните традиции в русской литературе, связанные с отношениями поэта и власти.

6. После революции 1917 г. в своих произведениях Маяковский начинает создавать коммунистическую утопию, утопию будущего, отрицая прошлое, в том числе все культурные традиции. Эти мотивы мы выявим в стихотворении «Юбилейное».

Анализ стихотворения «Юбилейное»
1. Почему Маяковский обращается к Пушкину? С чем это связано? (это отголоски футуристических требований раннего Маяковского, но здесь явен переход к осознанию ценности культурного наследия прошлого для коммунистического общества. Стихотворение написано в 1924 г. к 125-летнему юбилею А.С. Пушкину)
2. Вспомните, какова традиция памятника в русской литературе? (от Державина, Пушкина, Блока к Маяковскому, после – Ахматовой)
3. Каково отношение Маяковского к современной поэзии? Выделите критерии настоящей поэзии? (Настоящих поэтов осталось очень мало. Основной критерий – приверженность партии, «агитационная поэзия», стремление подчинить свою жизнь и творчество коммунистическому обществу)
4. По каким причинам Маяковский не желает принимать памятники? (памятник – образ «мертвечины»; поэта забывают, как только ставят ему памятник, т.е. канонизируют, а это, по Маяковскому, уже не продолжение творчества после смерти поэта, а сама смерть)

7. Мы уже говорили о том, что революция и соц.заказ определили характер поэзии Маяковского.

Лирика Маяковского
личное общественное злободневное

Выявим эти черты в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»
Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой»
1. Охарактеризуйте 2 типа любви в стихотворении. (любовь лирического героя – любовь, соединенная с личным чувством и преданностью СССР. Второй тип любви – любовь мещанская, плотская, не несущая в себе никакой ценности)
2. Как трансформируется ценность любви у Маяковского? (ценность любви измеряется, прежде всего, отношением к СССР. Любовь к «красному флагу моих республик» всегда выше всех остальных чувств лирического героя)
3. Заполните схему, выявите три черты лирики Маяковского на примере данного стихотворения.

«Письмо Татьяне Яковлевой»
Личное общественное злободневное
(любовь) (полит.ситуация) (эмиграция)

8. Обобщение.
Мы познакомились с основными мотивами творчества Маяковского. Теперь вы сможете ответить на вопрос:
Лирический герой в стихотворениях Маяковского – автор или маска автора?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: solny6cko
Просмотров: 2469 | Загрузок: 287 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-10, 5:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru