Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
[ Скачать с сервера (1.15 Mb) ] 2012-12-06, 5:35 PM
Урок по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Учитель русского языка и литературы ОСШ № 5 г.Аксай ЗКО Галиаскарова Орынша Бердигалиевна

Тема урока «Образы помещиков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Тип урока -обобщение знаний
Форма урока – урок-игра
Класс - 9

Цель урока:
1. проверить усвоение поэмы
2. проверить знание учащимися биографии писателя, знание текста поэмы, истории создания, понимание смысла произведения
3. воспитание интереса к литературе
Оборудование: видеопроектор, отрывки из художественного фильма «Мертвые души»

I. Слово учителя: Здравствуйте, ребята.
Ребята, мы заканчиваем изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». На предыдущих уроках мы познакомились с историей создания произведения, образами помещиков, зачитывались лирическими отступлениями автора о птице-тройке, о Руси, смотрели отрывки из фильма - в общем, эта необычная поэма, мне думается, никого не оставила равнодушными.
Сегодня у нас пройдет урок – закрепление по данному произведению в форме игры. Я думаю, что вы сможете показать свои знания.
Давайте познакомимся с правилами игры. Вам предлагается 5 разделов по 4 вопроса. (см. приложение - Презентацию к уроку, выполненную в виде ссылок и электронного табло). Перед вами вопросы, распределенные по разделам: вопросы по биографии, истории создания поэмы, на знание героев и текста произведения, а также на понимание смысла произведения. Вопросы в зависимости от сложности оценены баллами от 5 до 20. Сначала вы выбираете раздел, затем вопрос. Я зачитываю вопрос, отвечает на него тот, кто первым поднимет руку. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу вопроса. Затем следующий вопрос и т.д.
Итак, приступаем
1 раздел - Вопросы по биографии:
1. Где и когда родился Николай Васильевич Гоголь?
- 20 марта 1809 г. Село Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии
На Украине
2. Какое учебное заведение окончил Н.В. Гоголь ?
- Гимназию высших искусств- Нежинское училище.
3. Какие таланты раскрылись у Гоголя в годы учебы в Нежинской гимназии?
- Музыкальный дар- игра на скрипке, Живопись – художник-декоратор в театре;
Актерское мастерство- особенно удавались женские роли
4. В каком журнале, в каком году было напечатано первое стихотворение Гоголя, как оно называлось? Журнал «Сын Отечества и северный архив». 1829 год. Стихотворение «Италия»
2 раздел История создания

1. Годы создания произведения. Когда была написана поэма «Мертвые души»? Назовите этапы работы над произведением. – 5 баллов
Осенью 1835 года Гоголь в письме к Пушкину сообщает о начавшейся работе
над «Мертвыми душами».
26 сентября 1839 года Гоголь приезжает в Москву с готовой поэмой«Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1 том).
В январе 1852 года Гоголь сообщает об окончании второго тома.

2. Где и когда впервые была опубликована поэма? -10 баллов
В мае 1842 года поэма впервые была опубликована в Москве, в университетской типографии.
«Мертвые души» стали самой живой, самой важной, самой волнующей новостью- и литературной и общественной
3 . Какие преобразования в жанровом отношении произошли с «Мертвыми душами»?
Что дает основание говорить о «Мертвых душах» как о поэме?
В чем особенность этого жанра? – 15 баллов
Первоначально был задуман как плутовской, авантюрный роман. В окончательном варианте случилось то, о чем писал Гоголь М.Погодину от 28 ноября 1836: «Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное произведение».
«Мертвые души»- поэма, написанная в прозе – лиро-эпическое произведение, в котором автор стремился воспеть всю Россию, величие ее национального духа.

4. Каково значение понятия «мертвые души» в поэме?
Мертвые души – это
• умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков;
• духовно омертвевшие помещики и чиновники;
• вся российская действительность, приводящая к деградации человеческой души;
• дьявольское, злое начало жизни, мешающее человеку.
Недаром в своих последних сочинениях Гоголь обращался: «Будьте не мертвые, а живые души»

3 раздел - Визитная карточка

1. Бесплодный мечтатель и фантазер – 5 баллов
2. «Продам собственную душу по выгодной цене» -10 баллов
3. 1. Врун, кутила, скандалист, драчун, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.
3.2. «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод» -15 баллов
4. 1.Ненавистник просвещения и медицины.
Готов перевешать докторов немцев и французов, которые «выдумали диету, лечить голодом» и «воображают, что и с русским желудком сладят»
4. 2. Жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.
4.3. «Нахожусь не в глуши, а, напротив недалеко от обеих столиц» -20 баллов
4 раздел-Знание текста
1. Как звали жену Манилова? -5 баллов
2. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? – 10 баллов
3. О чем мечтает Манилов ? -15 баллов
4. Сколько душ и по какой цене приобрел Чичиков у Плюшкина? – 20 баллов

5 раздел – Понимание смысла
1. Что такое «маниловщина»?-5 баллов
Маниловщина- общечеловеческое явление, отличительными чертами которого становятся лень, бесплодная и бесполезная мечтательность, сентиментальность, неприспособленность и оторванность от жизни, безразличие к реальности.
2. Почему в связи с образом Коробочки фигурирует бесчисленное множество различных птиц и животных?
Что означают в фольклоре птицы? Вспомните в связи с этим крылатые выражения (курица, индюк, петух, сороки, воробьи) и как это можно связать с образом Настасьи Петровны? – 10 баллов
С какими еще фольклорными образами имеет сходство Коробочка, в чем это проявляется?
- Птичье- животное окружение помещицы подчеркивает недалёкость и мелочность её интересов.
А исследователь Е.А.Смирнова заметила, что «все упоминаемые в связи с Коробочкой птицы прочно связаны в фольклорной традиции с обозначением глупости, бессмысленной хлопотливости, безмозглости - качеств, персонифицированных Гоголем в личности его героини».
Внешне она похожа на черепаху в тяжёлом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо – неподвижным взглядом
Фольклорный источник образа Коробочки – баба Яга (А.Синявский). Отдельными чертами Коробочка также напоминает ведьм из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (М.Вайскопф).
3. Н.В.Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». По какому принципу расположены герои Гоголя?
Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме:
А) Плюшкин; б) Манилов; в) Собакевич; г) Коробочка; д) Ноздрёв. – 15 баллов
- По принципу снежного кома.
Гоголь даёт эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мечтательная скопидомка Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) – прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Даже крепкие хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.
Ещё с большей выразительностью в “портретных главах” показана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз Манилова к дубинноголовой Коробочке, от неё к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества Плюшкину (“прорехе на человечестве”) ведет нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение, разложение представителей помещичьего мира
4. Самый загадочный персонаж-Чичиков. Кто он такой?
Он способен уподобляться разным героям поэмы
В чем видел Гоголь смысл такого воплощения героя? – 20 баллов
-Чичиков имеет сходство со всеми пятью помещиками - не только отдельными чертами характера, но и идеалами.
Его принимают то за мелкого авантюриста, то за адского соблазнителя, то за «миллионщика», то за чиновника с тайным поручением, то за Наполеона, то за легендарного капитана Копейкина, то за антихриста.
Смысл воплощения Чичикова в его многоликости, таланте приспособления к людям и обстоятельствам. В конце поэмы по замыслу Гоголя Чичиков и Манилов (герои падшие глубже других ) должны были возродиться.

Подведение итогов, проставление оценок, благодарю учеников за участие в уроке. Приложение.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Орынша | Теги: интересная форма, материал по Гоголю, электронное табло, нестандартный урок, отрывки из художественного фильма
Просмотров: 8638 | Загрузок: 1039 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-26, 8:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru