Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (1.15 Mb) ] | 2012-12-06, 5:35 PM |
Урок по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Учитель русского языка и литературы ОСШ № 5 г.Аксай ЗКО Галиаскарова Орынша Бердигалиевна Тема урока «Образы помещиков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Тип урока -обобщение знаний Форма урока – урок-игра Класс - 9 Цель урока: 1. проверить усвоение поэмы 2. проверить знание учащимися биографии писателя, знание текста поэмы, истории создания, понимание смысла произведения 3. воспитание интереса к литературе Оборудование: видеопроектор, отрывки из художественного фильма «Мертвые души» I. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Ребята, мы заканчиваем изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». На предыдущих уроках мы познакомились с историей создания произведения, образами помещиков, зачитывались лирическими отступлениями автора о птице-тройке, о Руси, смотрели отрывки из фильма - в общем, эта необычная поэма, мне думается, никого не оставила равнодушными. Сегодня у нас пройдет урок – закрепление по данному произведению в форме игры. Я думаю, что вы сможете показать свои знания. Давайте познакомимся с правилами игры. Вам предлагается 5 разделов по 4 вопроса. (см. приложение - Презентацию к уроку, выполненную в виде ссылок и электронного табло). Перед вами вопросы, распределенные по разделам: вопросы по биографии, истории создания поэмы, на знание героев и текста произведения, а также на понимание смысла произведения. Вопросы в зависимости от сложности оценены баллами от 5 до 20. Сначала вы выбираете раздел, затем вопрос. Я зачитываю вопрос, отвечает на него тот, кто первым поднимет руку. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу вопроса. Затем следующий вопрос и т.д. Итак, приступаем 1 раздел - Вопросы по биографии: 1. Где и когда родился Николай Васильевич Гоголь? - 20 марта 1809 г. Село Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии На Украине 2. Какое учебное заведение окончил Н.В. Гоголь ? - Гимназию высших искусств- Нежинское училище. 3. Какие таланты раскрылись у Гоголя в годы учебы в Нежинской гимназии? - Музыкальный дар- игра на скрипке, Живопись – художник-декоратор в театре; Актерское мастерство- особенно удавались женские роли 4. В каком журнале, в каком году было напечатано первое стихотворение Гоголя, как оно называлось? Журнал «Сын Отечества и северный архив». 1829 год. Стихотворение «Италия» 2 раздел История создания 1. Годы создания произведения. Когда была написана поэма «Мертвые души»? Назовите этапы работы над произведением. – 5 баллов Осенью 1835 года Гоголь в письме к Пушкину сообщает о начавшейся работе над «Мертвыми душами». 26 сентября 1839 года Гоголь приезжает в Москву с готовой поэмой«Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1 том). В январе 1852 года Гоголь сообщает об окончании второго тома. 2. Где и когда впервые была опубликована поэма? -10 баллов В мае 1842 года поэма впервые была опубликована в Москве, в университетской типографии. «Мертвые души» стали самой живой, самой важной, самой волнующей новостью- и литературной и общественной 3 . Какие преобразования в жанровом отношении произошли с «Мертвыми душами»? Что дает основание говорить о «Мертвых душах» как о поэме? В чем особенность этого жанра? – 15 баллов Первоначально был задуман как плутовской, авантюрный роман. В окончательном варианте случилось то, о чем писал Гоголь М.Погодину от 28 ноября 1836: «Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное произведение». «Мертвые души»- поэма, написанная в прозе – лиро-эпическое произведение, в котором автор стремился воспеть всю Россию, величие ее национального духа. 4. Каково значение понятия «мертвые души» в поэме? Мертвые души – это • умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков; • духовно омертвевшие помещики и чиновники; • вся российская действительность, приводящая к деградации человеческой души; • дьявольское, злое начало жизни, мешающее человеку. Недаром в своих последних сочинениях Гоголь обращался: «Будьте не мертвые, а живые души» 3 раздел - Визитная карточка 1. Бесплодный мечтатель и фантазер – 5 баллов 2. «Продам собственную душу по выгодной цене» -10 баллов 3. 1. Врун, кутила, скандалист, драчун, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире. 3.2. «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод» -15 баллов 4. 1.Ненавистник просвещения и медицины. Готов перевешать докторов немцев и французов, которые «выдумали диету, лечить голодом» и «воображают, что и с русским желудком сладят» 4. 2. Жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом. 4.3. «Нахожусь не в глуши, а, напротив недалеко от обеих столиц» -20 баллов 4 раздел-Знание текста 1. Как звали жену Манилова? -5 баллов 2. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? – 10 баллов 3. О чем мечтает Манилов ? -15 баллов 4. Сколько душ и по какой цене приобрел Чичиков у Плюшкина? – 20 баллов 5 раздел – Понимание смысла 1. Что такое «маниловщина»?-5 баллов Маниловщина- общечеловеческое явление, отличительными чертами которого становятся лень, бесплодная и бесполезная мечтательность, сентиментальность, неприспособленность и оторванность от жизни, безразличие к реальности. 2. Почему в связи с образом Коробочки фигурирует бесчисленное множество различных птиц и животных? Что означают в фольклоре птицы? Вспомните в связи с этим крылатые выражения (курица, индюк, петух, сороки, воробьи) и как это можно связать с образом Настасьи Петровны? – 10 баллов С какими еще фольклорными образами имеет сходство Коробочка, в чем это проявляется? - Птичье- животное окружение помещицы подчеркивает недалёкость и мелочность её интересов. А исследователь Е.А.Смирнова заметила, что «все упоминаемые в связи с Коробочкой птицы прочно связаны в фольклорной традиции с обозначением глупости, бессмысленной хлопотливости, безмозглости - качеств, персонифицированных Гоголем в личности его героини». Внешне она похожа на черепаху в тяжёлом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо – неподвижным взглядом Фольклорный источник образа Коробочки – баба Яга (А.Синявский). Отдельными чертами Коробочка также напоминает ведьм из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (М.Вайскопф). 3. Н.В.Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». По какому принципу расположены герои Гоголя? Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме: А) Плюшкин; б) Манилов; в) Собакевич; г) Коробочка; д) Ноздрёв. – 15 баллов - По принципу снежного кома. Гоголь даёт эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мечтательная скопидомка Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) – прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Даже крепкие хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век. Ещё с большей выразительностью в “портретных главах” показана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз Манилова к дубинноголовой Коробочке, от неё к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества Плюшкину (“прорехе на человечестве”) ведет нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение, разложение представителей помещичьего мира 4. Самый загадочный персонаж-Чичиков. Кто он такой? Он способен уподобляться разным героям поэмы В чем видел Гоголь смысл такого воплощения героя? – 20 баллов -Чичиков имеет сходство со всеми пятью помещиками - не только отдельными чертами характера, но и идеалами. Его принимают то за мелкого авантюриста, то за адского соблазнителя, то за «миллионщика», то за чиновника с тайным поручением, то за Наполеона, то за легендарного капитана Копейкина, то за антихриста. Смысл воплощения Чичикова в его многоликости, таланте приспособления к людям и обстоятельствам. В конце поэмы по замыслу Гоголя Чичиков и Манилов (герои падшие глубже других ) должны были возродиться. Подведение итогов, проставление оценок, благодарю учеников за участие в уроке. Приложение. | |
Просмотров: 8638 | Загрузок: 1039 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|