Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (9.0 Kb) ] | 2012-12-18, 6:03 PM |
Урок русской литературы в 5 классе Тема: «Природа, мир, тайник вселенной…» (По стихотворению И.С. Никитина «Утро»). Цель: Знакомство с пейзажной лирикой русских поэтов 19 века. Зарождение в сознании пятиклассников поэтического мироощущения. Задачи: Образовательная. Познакомить с пейзажной лирикой поэтов 19 века. Помочь приблизится к пониманию смысла и назначению поэтического образа в стихотворении Никитина «Утро». Развивающая. Развить умение работать в группах. Совершенствовать устную речь. Помочь создать собственный поэтический образ сквозь текст стихотворения Никитина. Воспитательная. Воспитать чувства любви к природе, к поэтическим образам. Проблема: Природа - великая книга. Надо ли учиться ее читать и понимать? Оформление урока: Иллютрации Искакова и фотографии Изразцова с изображением природы. Иллюстрации Бирюкова к книге Никитина из серии «Книга за книгой». Портретное изображение И.С.Никитина. Запись темы и проблемы урока на доске. Ход урока Слово учителя с элементами беседы: Книги, которые мы читаем, остаются часто непонятыми, закрытыми. Мы получаем знания и довольны.…Но вокруг есть еще книга, написанная странным языком, однако ее мы читаем каждый день. А вот понимаем ли? - Что вы видели сегодня по дороге в школу, кроме того, что создано человеком? - Как это отразилось на вашем настроении? Целеполагание. Природа… Природа – великая книга. Ее нужно учиться читать и понимать. Помогать нам в этом будут стихи о ней поэта 19 века. Известно, что пейзажную лирику многие читать не любят, поэтому мы обратимся к проблеме урока «Природа - великая книга. Надо ли учиться ее читать и понимать?» Обращение к теме урока. -Запишите тему. Подумайте, почему Пастернак, поэт 20 века, объединил все 3 слова в одно понятие? -Мир предстает перед нашими глазами во всем своем многообразии. Но как бы много образов ни окружало нас, мы все же чувствуем их единство. Единство мира, в котором есть и мы. - А что между нами и миром? - Тайна, которая оставляет в нас желание понять. Словарная работа. На доске записано: Созерцание- рассматривание, пассивное наблюдение. -Найдите корень этого слова. -Объясните, что общего в созерцании и зеркале? -Можем ли мы сказать, что тот, кто может переводить тайны природы на язык слов, созерцает? Слово учителя: Поэтам дано видеть, слышать, понимать, а главное дана способность сказать об этом. Сила эстетического воздействия природы так велика, что не будь ее, у нас не было бы Пушкина, каким он был, не было бы Лермонтова, не было бы поэзии японцев, представленной в ювелирно малых формах-3 строки и 5 строк (хокки и жанки). Их достаточно, чтобы охватить весь мир в секунду жизни и изобразить мир человека и природы в единстве. Чтение хокки. 1. Весеннее утро Над каждым холмом безыменным Прозрачная дымка. Мацуо Басе 2.И вот всплыла луна, И каждый мелкий кустик На праздник приглашен. Исса Беседа. -Что вы можете сказать о таком стихотворении? -Япония – очень маленькое островное государство. Живя в сжатом водою пространстве, японцы научились видеть все в малом и отражать в малом. Рассматривание иллюстраций Искакова и фотографий Изразцова. -Какой темой вы могли бы объединить их? -Природа. Утро. Лето. Знакомство с творчеством Никитина. - Наша следующая поэтическая встреча с шедевром русской лирики - стихотворением Никитина «Утро». Автор по-своему сумел увидеть красоту родной земли. Чтение стихотворения учителем. Чтение стихотворения детьми про себя. Проверка понятия текста стихотворения. На доске даны определения понятий: 1. Лирический герой-человек, который говорит о себе «Я» в стихотворении. 2. Лирический герой не тождественен образу автора. -Кто является лирическим героем в стихотворения? - Лирический герой Никитина- пахарь с его внутренним миром. Анализ стихотворения. Работа в группах. 1-ая: Определить тему и идею стихотворения. Объяснить эпитет «зеркальный». Найти олицетворения. 2-ая: Нарисовать схему художественного пространства. 3-ья: Рассказать о роли цвета. 4-ая: Рассказать о роли звука. 5-ая: Составить 3-хстишье о природе. Представление работ. Тема- описание летнего утра. Идея - воспеть природу, показать мир, гармонию, радость. Идея стихотворения выражена в последней строчке: «Здравствуй, солнце да утро веселое!» Эпитет «зеркальный» («по зеркальной воде») как бы связывает небо и землю, с помощью него огонь зари отражается на земле, усиливает присутствие алого цвета, и заря разливается по земле. Олицетворения «чуткий камыш», « потянул ветерок», «восток все горит разгорается», « и стоит себе лес улыбается» помогают посмотреть по-другому на природу, прикоснуться к ней, понять. Схема художественного пространства изображена в 1-ых шести строках, где автор показывает ступенчатое сужение образа, как меняется наполненность пространства. звезды облака луга вода лозняк камыш тропинка куст лицо Цветопись: Звукопись Огонь Чуткий камыш Облака (белые) тишь Белый пар брызнет роса серебристая Зеркальная вода потянул ветерок От зари алый свет пронеслись утки с шумом Серебристая роса колокольчик звенит Восток…горит-разгорается рыбаки пробудилися Солнце встает и блестит птички песни поют Золотыми потоками хлынуло едет пахарь с сохой, едет песню поет Обобщение перед выступлением 5-ой группы. Перечитайте стихотворение. - Какие чувства пробудило в вас стихотворение? -Как мы решили проблему нашего урока? Выступление 5-ой группы. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Слушайте, смотрите, созерцайте, любите природу, и она заговорит в вас, ибо мы тоже часть природы. Читайте пейзажную лирику, пробуйте свои силы в написании стихов. Спасибо всем за способность чувствовать поэзию. Домашнее задание: Стихотворение выучить наизусть. Использованная литература: 1. Русская словесность. Т. Чаплышкина, А. Садвокасова, Л.Сафронова, Н.Ставицкая, С.Ходова, «Атамұра», 2010. 2. Русская словесность. Методическое руководство. Т.Чаплышкина, А.Садвакасова, Л.Сафронова, Н.Ставицкая, С.Ходова, «Атамұра», 2010. Интернет ресурсы: http://www.yaponika.com/hokku-o-prirode http://www.photoline.ru/photo/1290574012?rzd=au | |
Просмотров: 5286 | Загрузок: 265 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|