Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русской литературы в 5 классе «Природа, мир, тайник вселенной…» (По стихотворению И.С. Никитина
[ Скачать с сервера (9.0 Kb) ] 2012-12-18, 6:03 PM
Урок русской литературы в 5 классе

Тема: «Природа, мир, тайник вселенной…» (По стихотворению И.С. Никитина «Утро»).

Цель: Знакомство с пейзажной лирикой русских поэтов 19 века. Зарождение в сознании
пятиклассников поэтического мироощущения.
Задачи:
Образовательная. Познакомить с пейзажной лирикой поэтов 19 века. Помочь приблизится к пониманию смысла и назначению поэтического образа в стихотворении Никитина «Утро».
Развивающая. Развить умение работать в группах. Совершенствовать устную речь. Помочь создать собственный поэтический образ сквозь текст стихотворения Никитина.
Воспитательная. Воспитать чувства любви к природе, к поэтическим образам.

Проблема: Природа - великая книга. Надо ли учиться ее читать и понимать?

Оформление урока: Иллютрации Искакова и фотографии Изразцова с изображением природы. Иллюстрации Бирюкова к книге Никитина из серии «Книга за книгой». Портретное изображение И.С.Никитина. Запись темы и проблемы урока на доске.

Ход урока
Слово учителя с элементами беседы:
Книги, которые мы читаем, остаются часто непонятыми, закрытыми. Мы получаем знания и довольны.…Но вокруг есть еще книга, написанная странным языком, однако ее мы читаем каждый день. А вот понимаем ли?
- Что вы видели сегодня по дороге в школу, кроме того, что создано человеком?
- Как это отразилось на вашем настроении?

Целеполагание. Природа… Природа – великая книга. Ее нужно учиться читать и понимать. Помогать нам в этом будут стихи о ней поэта 19 века. Известно, что пейзажную лирику многие читать не любят, поэтому мы обратимся к проблеме урока «Природа - великая книга. Надо ли учиться ее читать и понимать?»

Обращение к теме урока.
-Запишите тему. Подумайте, почему Пастернак, поэт 20 века, объединил все 3 слова в одно понятие?
-Мир предстает перед нашими глазами во всем своем многообразии. Но как бы много образов ни окружало нас, мы все же чувствуем их единство. Единство мира, в котором есть и мы.
- А что между нами и миром?
- Тайна, которая оставляет в нас желание понять.

Словарная работа. На доске записано: Созерцание- рассматривание, пассивное наблюдение.
-Найдите корень этого слова.
-Объясните, что общего в созерцании и зеркале?
-Можем ли мы сказать, что тот, кто может переводить тайны природы на язык слов, созерцает?

Слово учителя: Поэтам дано видеть, слышать, понимать, а главное дана способность сказать об этом. Сила эстетического воздействия природы так велика, что не будь ее, у нас не было бы Пушкина, каким он был, не было бы Лермонтова, не было бы поэзии японцев, представленной в ювелирно малых формах-3 строки и 5 строк (хокки и жанки). Их достаточно, чтобы охватить весь мир в секунду жизни и изобразить мир человека и природы в единстве.

Чтение хокки.
1. Весеннее утро
Над каждым холмом безыменным
Прозрачная дымка.
Мацуо Басе
2.И вот всплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашен.
Исса
Беседа.
-Что вы можете сказать о таком стихотворении?
-Япония – очень маленькое островное государство. Живя в сжатом водою пространстве, японцы научились видеть все в малом и отражать в малом.

Рассматривание иллюстраций Искакова и фотографий Изразцова.
-Какой темой вы могли бы объединить их?
-Природа. Утро. Лето.

Знакомство с творчеством Никитина.
- Наша следующая поэтическая встреча с шедевром русской лирики - стихотворением Никитина «Утро». Автор по-своему сумел увидеть красоту родной земли.

Чтение стихотворения учителем.

Чтение стихотворения детьми про себя.

Проверка понятия текста стихотворения. На доске даны определения понятий:
1. Лирический герой-человек, который говорит о себе «Я» в стихотворении.
2. Лирический герой не тождественен образу автора.
-Кто является лирическим героем в стихотворения?
- Лирический герой Никитина- пахарь с его внутренним миром.

Анализ стихотворения. Работа в группах.
1-ая: Определить тему и идею стихотворения. Объяснить эпитет «зеркальный». Найти олицетворения.
2-ая: Нарисовать схему художественного пространства.
3-ья: Рассказать о роли цвета.
4-ая: Рассказать о роли звука.
5-ая: Составить 3-хстишье о природе.

Представление работ.
Тема- описание летнего утра. Идея - воспеть природу, показать мир, гармонию, радость. Идея стихотворения выражена в последней строчке: «Здравствуй, солнце да утро веселое!»
Эпитет «зеркальный» («по зеркальной воде») как бы связывает небо и землю, с помощью него огонь зари отражается на земле, усиливает присутствие алого цвета, и заря разливается по земле.
Олицетворения «чуткий камыш», « потянул ветерок», «восток все горит разгорается», « и стоит себе лес улыбается» помогают посмотреть по-другому на природу, прикоснуться к ней, понять.
Схема художественного пространства изображена в 1-ых шести строках, где автор показывает ступенчатое сужение образа, как меняется наполненность пространства.

звезды
облака
луга
вода
лозняк
камыш
тропинка
куст
лицо
Цветопись: Звукопись
Огонь Чуткий камыш
Облака (белые) тишь
Белый пар брызнет роса серебристая
Зеркальная вода потянул ветерок
От зари алый свет пронеслись утки с шумом
Серебристая роса колокольчик звенит
Восток…горит-разгорается рыбаки пробудилися
Солнце встает и блестит птички песни поют
Золотыми потоками хлынуло едет пахарь с сохой, едет песню поет

Обобщение перед выступлением 5-ой группы. Перечитайте стихотворение.
- Какие чувства пробудило в вас стихотворение?
-Как мы решили проблему нашего урока?

Выступление 5-ой группы.

Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.
Слушайте, смотрите, созерцайте, любите природу, и она заговорит в вас, ибо мы тоже часть природы. Читайте пейзажную лирику, пробуйте свои силы в написании стихов. Спасибо всем за способность чувствовать поэзию.

Домашнее задание: Стихотворение выучить наизусть.

Использованная литература:

1. Русская словесность. Т. Чаплышкина, А. Садвокасова, Л.Сафронова, Н.Ставицкая, С.Ходова, «Атамұра», 2010.
2. Русская словесность. Методическое руководство. Т.Чаплышкина, А.Садвакасова, Л.Сафронова, Н.Ставицкая, С.Ходова, «Атамұра», 2010.

Интернет ресурсы:
http://www.yaponika.com/hokku-o-prirode
http://www.photoline.ru/photo/1290574012?rzd=au
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Roxx
Просмотров: 5286 | Загрузок: 265 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-26, 9:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru