Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока "Односоставные предложения".
[ · Скачать удаленно (3.61Мб) ] 2012-12-21, 10:41 PM
Русская речь 9 класс Тема урока: Односоставные предложения
Цели урока:
1. Обобщение и систематизация знаний по теме “Односоставные предложения”.
2. Формирование умений различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
3. Развитие навыков самостоятельной работы на уроке, навыков частично-исследовательской познавательной деятельности, творческих способностей учащихся.
4. Закрепление умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы, оценивать результаты своей работы.
5. Развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращения к поэтическим строкам.
6. Воспитывать интерес к слову, к творчеству поэта-земляка М.Султанбекова
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Метод: применение таксономической карты Блума
Оборудование:
• мультимедийный проектор с презентацией;
• оценочный лист;
• таблица односоставных предложений;
• тесты.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Вводное слово учителя: сегодня мы с вами вспомним о видах односоставных предложений, о их роли в текстах, закрепим умение отличать двусоставные предложения от односоставных. Для этого мы воспользуемся таксономической картой Блума, американского ученого, в которой он выделяет 6 уровней развития познавательных способностей.
Запишем тему урока: «Односоставные предложения»

I этап «Знание»
На этом этапе нам нужно повторить правила, необходимые для закрепления темы «Односоставные предложения». Проведем «Мнемо-турнир» (слайд)
№ вопроса Вопросы Ответы Степень уверенности Оценка прав-го ответа
1 Какими по составу бывают простые предложения? По составу предложения бывают:
2 На какие 2 группы по способу выражения главного члена делятся односоставные предложения: Односоставные предложения бывают…
3 Сколько всего видов односоставных предложений? 4,5,6
Если вы уверены, поставьте +, если не уверены - За 3 правильных ответа – 3 балла, 2 ответа – 2 балла, 1 ответ – 1 балл, ни одного правильного – 0 баллов. Подсчитайте баллы и поставьте в оценочный лист.
II этап «Понимание»
Цепко хватают на каждом шагу
Ветки, камни да кочки.
Липнут ноги к земле.
Не могу, не могу.
Трудно дышать.
Где конечная точка? (слайд)
Эти строки из сборника Мурата Султанбекова, поэта-семейчанина, «Иртышский остров» стихотворения «Тревога». Найдите основы предложений. Определите, какими они являются по составу (подчеркните), определите способ выражения главных членов предложения в односоставных (надпишите). Оцените своего товарища, проставьте баллы в оценочный лист.
III этап «Применение» и IV «Анализ»
Учитель. Послушайте краткую биографическую справку о нашем поэте-земляке Мурате Рахимжановиче Султанбекове (выступление учащегося, слайд)
Обратите внимание на стихотворные строчки поэта:
Мне повезло на песни и друзей,
На преданных мальчишек и девчонок.
Я вспомнил их в один из ясных дней,-
Звучала песня давняя «Орлёнок» слайд)
Орфографическое списывание.
Задание 1:
1. Дать характеристику предложениям.
Проанализируйте предложения. Встретились ли односоставные? Таблица поможет сосредоточиться.
Односоставные предложения
опр.-личн. подлежащее – нет
сказуемое – 1, 2-е лицо безличные подлежащее –нет и быть не может
сказуемое – безличное значение
неопр.-личн. подлежащее – нет
сказуемое – 3-е лицо
мн.ч. буд.,наст.вр.; пр.вр. мн.ч. назывные подлежащее – есть
сказуемое – нет
Обобщенно-личные
Подлежащее – нет
сказуемое – обобщенное лицо (относится ко всем)

Возможный ответ учеников. Первое предложение – простое, односоставное с главным членом предложения сказуемым, имеющим безличное значение, поэтому предложение безличное, а также предложение осложнено однородными косвенными дополнениями. Второе предложение сложное, бессоюзное, состоящее из двух простых двусоставных предложений. Основы: я вспомнил, звучала песня
Учитель. Сделайте вывод - какие предложения называются безличными?
Возможный ответ учеников. Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия
Учитель. 2. Повторение и анализ определенно-личных предложений.
Учитель. Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком предложении говорится?
Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.
Учитель. Продолжаем работать с поэтическим текстом М.Султанбекова.
Отрывок из стихотворения «Молодое лето»
Не мчись напролом по зелёным просторам.
Спокойно пройди по полянам в цветах.
И запах полыни почувствуешь горлом,
Ромашки и ягоды встретишь в кустах. (слайд)
Найдите определенно-личные предложения, какой формой глагола выражено сказуемое?
Учитель. Сделаем вывод по определенно-личным предложениям.
3. Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.
Игровой момент.
Учитель. К нам на урок пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос.
(Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт.)
Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное.
Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский?
Ответ учеников. А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях.
Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которое его производит. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.
Учитель. Выборочное списывание. На экране высвечивается отрывок из стихотворения «Десятиклассники», выпишите неопределенно-личные предложения.
Большими стали тонкие берёзы.
Учительница первая в летах.
И девочки смеются, пряча слёзы.
Хохочут мальчики, взрослея на глазах.

Не раз считали окна и ступеньки.
Учили карту мира наизусть,
И на последней школьной переменке
Сама собой подкатывает грусть. (слайд)
Учитель. Проверяем, сверяем ответы, оценим себя по баллам (слайд)
4. Повторение и анализ назывных предложений.
Учитель. Произведения Мурата Султанбекова отличаются новизной, искренностью строк, своеобразием стихотворного слога. Как удается (с помощью каких предложений) ему выразительно, лаконично, точно указать на место действия, на настроение героев? Приведем примеры из стихотворения «Новогодняя вахта»:
Снег. Мороз. И весёлые лица.
Песни. Ёлка и праздничный стол.
Ученики. С помощью назывных предложений. Это назывные предложения, так как главный член – подлежащее, выраженное существительным.
Учитель. Ваш вывод.
Ученики. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.
V. Вывод. Учитель. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем своеобразие односоставных предложений?
Ученики. Своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.
VI. Домашнее задание.
Учитель. Используя односоставные предложения, напишите сочинение-миниатюру на одну из вечных тем: Дружба. Любовь. Разлука, затрагиваемых в произведениях поэта. (слайд)
V этап «Синтез»
Тестирование. Работа в парах (взаимооценка) (слайд)
Односоставные предложения
I. Определите тип простого предложения:
А) односоставное; Б) двусоставное.
1. В воскресный день под солнцем жгучим
Вдыхаю чистый кислород.
2. Матросы душу берегут вдвойне.
3. Каких только звуков не услышишь в песне скворца !
4. Героя в бой водила песня.
5. Жить и верить - это замечательно.
6. Звонки переменок. И шум детворы.
7. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.
8. Топот торопливых ног.
9. Мне долго ль помнить скалы и заставу...
10. Травою запахло душистою.
II. Укажите вид односоставного предложения:
А) определенно-личное; Б) неопределенно-личное;В) обобщенно-личное;Г) безличное;Д) назывное.
1. Пойди в осенний парк с тоскою.
2. Нас угостили ужином.
3. Начало смеркаться.
4. Приятная прохлада.
5. Повеяло теплым ветром.
6. Уж не увидимся больше.
7. Минут через пять Мишку впустили.
8. Цыплят по осени считают.
9. Помнишь рощу над рекой?
10. Тише едешь – дальше будешь.
Ответы:
I тест
1-а 3-а 5-б 7-а 9-а
2-б 4-б 6-а 8-а 10-а II тест
1-а 3-г 5-г 7-б 9-а
2-б 4-д 6-а 8-в 10-в
I
VI этап «Оценка»
Сосчитайте количество баллов. Соотнесите баллы с оценкой.
Кто получил «5», «4», «3»?
Подведение итогов.
Методика «Незаконченное предложение»
Мне нравится такая форма работы…
Я считаю, что я работал…
Моя оценка справедлива потому, что…
Категория: Русский язык и литература | Добавил: raushan_adilzhanovna
Просмотров: 3353 | Загрузок: 419 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-26, 9:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru