Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Авторская программа прикладного курса по литературе
[ Скачать с сервера (0.0 Kb) ] 2013-01-08, 12:44 PM
Коммунальное государственное учреждение
«Областная специализированная школа-интернат № 4 для одаренных детей «Болашак» г.Степногорска
управления образования Акмолинской области

Акмолинская область, г.Степногорск,
4 микрорайон, зд.№135

Смайлова Орал Капаровна
(учитель русского языка и литературы)

«Лингвистический анализ текста как средство духовно-нравственного воспитания личности»
(прикладной курс)



Год составления программы: 2011 г.

Степногорск-2012г.

Знание человека - это мерило человечности.
Абай.

Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием.
В. Г. Белинский.

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное
В.Г.Белинский.


Пояснительная записка.

Процессы обучения, воспитания и образования неразрывно связаны,взаимопроникают и взаимовлияют друг на друга.Эта связь особенно ярко прослеживается на уроках русского языка и литературы. Использование художественного текста на уроках русского языка является одной из форм обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу с целью и языкового, и духовно-нравственного развития школьника. Привлекая специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию. Данная программа рассчитана на 17 учебных часов и предназначена для проведения прикладного курса по русскому языку в 10 классе. Программа состоит из пяти разделов: пояснительной записки, учебно-тематического плана, основного содержания учебных тем, перечня информационно-методического обеспечения, приложения. В разделе «Приложение» предложены тексты для лингвистического анализа по теме курса. Все тексты содержат необходимый материал, соответствующий содержанию учебных тем, а также в полной мере способствующий реализации целей и задач программы.
Целью данной программы является: расширение и систематизация теоретических сведений о лексических и грамматических средствах языка; формирование у учащихся важнейших нравственных ценностей, приобщение к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие эстетического вкуса.
В соответствии с целями курса поставлены следующие задачи:
 изучить приемы использованных в художественном тексте языковых средств;
 развивать навыки аргументированного речеведческого анализа художественного текста;
 развивать навык передачи личностного смысла текста в монологической речи;
 воспитывать нравственное отношение к миру, к другому человеку и к себе;
 формировать основы национальной культуры и национального самосознания, воспитывать уважение к другим народам и потребность в гражданском и духовном служении своему Отечеству.
Новизна предлагаемой программы состоит в структурном подходе к анализу художественного текста, позволяющему исследовать произведение как организованное множество, как систему элементов. Структурный анализ позволяет проникнуть внутрь строения художественного текста, исследуя его как систему приемов, разделяя произведение на смыслообразующие блоки и не нарушая при этом его целостности. Данный метод анализа позволяет в полной мере решить поставленные задачи курса, так как его особенностью является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития старшеклассников. В качестве объекта анализа художественного текста предложены отрывки из вершинного произведения М.Ауэзова «Путь Абая» (в переводе А.Кима). Это роман-эпопея о высокой судьбе великого акына Абая.Актуальность творения М.Ауэзова в наши дни, когда утеряны многие нравственные ориентиры, несомненна. Мысли Абая, его стихи, дела и поступки пронизаны болью за свой народ и являются примером высокой духовной нравственности. Несмотря на большой объем произведения, структурный анализ позволил вычленить из него яркие эпизоды, позволяющие в комплексе решить языковые и воспитательные задачи, а также позволяющие учащимся проявить интерес к роману в целом.
Направления курса:
 внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих духовно- нравственному развитию учащихся;
 подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним;
 разработка методического материала, направленногона понимание нравственных ценностей в жизни.
Ожидаемые результаты:
 в результате изучения курса учащиеся овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
 получат новые знания из области лингвистики и литературоведения; попытаются воспитать в себе личность, способную к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения.
Формы работы: лекции и практические занятия, создание творческих миниатюр; сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы: лекция; беседа; исследование; наблюдение; анализ.
Виды деятельности учащихся: осознанное, творческое чтение, осмысление темы предложенного текста, событий, характеров, реалий, изображенных в нем;различные виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием; составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;анализ текста художественного стиля; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование; установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; подготовка научных проектов.

Литература для учащихся:
М.Ауэзов. Путь Абая. \ пер.А.Кима. – Алматы: ИД «Жибек жолы», 2009. Кн.1-4
Валгина Н.С.Теория текста: Учебное пособие. - Москва: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.
Гиндин И.С. Что такое текст и лингвистика текста // Аспекты изучения текста. - Москва, 1981.
Большой энциклопедическиий словарь. Языкознание. - Москва, 1998.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.
Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского языка . – М., 1993.
Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. М.: Прогресс. Академия, 1992г. И др.
Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
Литература для учителя:
Кожевникова К . Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста. М., 1979.
Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991
Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. - Воронеж, 1984.
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1997.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1991.

Учебно-тематический план (прилагается)

Содержание программы

1.Сущность лингвистического анализа художественного текста.(ч.)
Предмет лингвистического анализа художественного текста. Виды, приемы и этапы лингвистического анализа.
2.Текст и его основные понятия (3 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема. Основная мысль. Проблема. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации текста. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Лексический способ передачи логического ударения. Смысловая связь.
3.Типы речи. (2ч.)
Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Тексты смешанного типа.
4.Виды речи. (2 ч.)
Виды речи. Монолог. Диалог. Понятие монолога и диалога. Различия монологической и диалогической форм речи. Целостность текста монологического высказывания. Искусство диалога.
5.Художественный стиль.(2ч.)
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу.
6.Тропы. (3ч.)
Тропы. Понятие о тропах, виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности.Лексические средства выразительности. Ключевые слова, лексические повторы, слова-символы.
7.Фигуры речи. (3ч.)
Стилистические фигуры речи. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.
8.Заключительное занятие. Творческая мастерская. (1ч.)
Презентация творческих проектов учащихся по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста.
Приложения
Текст №1. Том 1, с.57. Абай после казни Кодара.
Текст №2. Том 3, с.338. Лицемерие волостных.
Текст №3. Том 4, с.105. Письмо Абая сыну.
Текст № 4 . Том 1, с.107. Первый снег.
Текст № 5. Том 1, с.182. Тогжан.
Текст № 6. Том 1, с.191. Первая любовь.
Текст № 7. Том 3, с.368. Сон Байкокше.
Текст № 8. Том 1, с.70. Рассказы бабушки Зере.
Текст № 9. Том 3, с.316. Желание Абая вступить в борьбу со злом.
Текст №10.Том 3, с.121. Борьба Исы с волками.
Текст № 11. Том 3, с.123. Смерть Исы.
Текст № 12. Том 4, с.438. Притча Абая.

Текст № 13. Том 4, с.444. Последняя песня Айгерим.
Текст № 14. Том 2, с.151. Охота.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Oral1967
Просмотров: 2283 | Загрузок: 166 | Рейтинг: 3.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-26, 9:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru