Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (0.0 Kb) ] | 2013-01-08, 12:44 PM |
Коммунальное государственное учреждение «Областная специализированная школа-интернат № 4 для одаренных детей «Болашак» г.Степногорска управления образования Акмолинской области Акмолинская область, г.Степногорск, 4 микрорайон, зд.№135 Смайлова Орал Капаровна (учитель русского языка и литературы) «Лингвистический анализ текста как средство духовно-нравственного воспитания личности» (прикладной курс) Год составления программы: 2011 г. Степногорск-2012г. Знание человека - это мерило человечности. Абай. Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием. В. Г. Белинский. Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное В.Г.Белинский. Пояснительная записка. Процессы обучения, воспитания и образования неразрывно связаны,взаимопроникают и взаимовлияют друг на друга.Эта связь особенно ярко прослеживается на уроках русского языка и литературы. Использование художественного текста на уроках русского языка является одной из форм обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу с целью и языкового, и духовно-нравственного развития школьника. Привлекая специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию. Данная программа рассчитана на 17 учебных часов и предназначена для проведения прикладного курса по русскому языку в 10 классе. Программа состоит из пяти разделов: пояснительной записки, учебно-тематического плана, основного содержания учебных тем, перечня информационно-методического обеспечения, приложения. В разделе «Приложение» предложены тексты для лингвистического анализа по теме курса. Все тексты содержат необходимый материал, соответствующий содержанию учебных тем, а также в полной мере способствующий реализации целей и задач программы. Целью данной программы является: расширение и систематизация теоретических сведений о лексических и грамматических средствах языка; формирование у учащихся важнейших нравственных ценностей, приобщение к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие эстетического вкуса. В соответствии с целями курса поставлены следующие задачи: изучить приемы использованных в художественном тексте языковых средств; развивать навыки аргументированного речеведческого анализа художественного текста; развивать навык передачи личностного смысла текста в монологической речи; воспитывать нравственное отношение к миру, к другому человеку и к себе; формировать основы национальной культуры и национального самосознания, воспитывать уважение к другим народам и потребность в гражданском и духовном служении своему Отечеству. Новизна предлагаемой программы состоит в структурном подходе к анализу художественного текста, позволяющему исследовать произведение как организованное множество, как систему элементов. Структурный анализ позволяет проникнуть внутрь строения художественного текста, исследуя его как систему приемов, разделяя произведение на смыслообразующие блоки и не нарушая при этом его целостности. Данный метод анализа позволяет в полной мере решить поставленные задачи курса, так как его особенностью является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития старшеклассников. В качестве объекта анализа художественного текста предложены отрывки из вершинного произведения М.Ауэзова «Путь Абая» (в переводе А.Кима). Это роман-эпопея о высокой судьбе великого акына Абая.Актуальность творения М.Ауэзова в наши дни, когда утеряны многие нравственные ориентиры, несомненна. Мысли Абая, его стихи, дела и поступки пронизаны болью за свой народ и являются примером высокой духовной нравственности. Несмотря на большой объем произведения, структурный анализ позволил вычленить из него яркие эпизоды, позволяющие в комплексе решить языковые и воспитательные задачи, а также позволяющие учащимся проявить интерес к роману в целом. Направления курса: внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих духовно- нравственному развитию учащихся; подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним; разработка методического материала, направленногона понимание нравственных ценностей в жизни. Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте; получат новые знания из области лингвистики и литературоведения; попытаются воспитать в себе личность, способную к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения. Формы работы: лекции и практические занятия, создание творческих миниатюр; сочетание групповой и индивидуальной форм работы. Методы и приемы: лекция; беседа; исследование; наблюдение; анализ. Виды деятельности учащихся: осознанное, творческое чтение, осмысление темы предложенного текста, событий, характеров, реалий, изображенных в нем;различные виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием; составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;анализ текста художественного стиля; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование; установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; подготовка научных проектов. Литература для учащихся: М.Ауэзов. Путь Абая. \ пер.А.Кима. – Алматы: ИД «Жибек жолы», 2009. Кн.1-4 Валгина Н.С.Теория текста: Учебное пособие. - Москва: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984. Гиндин И.С. Что такое текст и лингвистика текста // Аспекты изучения текста. - Москва, 1981. Большой энциклопедическиий словарь. Языкознание. - Москва, 1998. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского языка . – М., 1993. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. М.: Прогресс. Академия, 1992г. И др. Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004. Литература для учителя: Кожевникова К . Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста. М., 1979. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991 Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. - Воронеж, 1984. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1997. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1991. Учебно-тематический план (прилагается) Содержание программы 1.Сущность лингвистического анализа художественного текста.(ч.) Предмет лингвистического анализа художественного текста. Виды, приемы и этапы лингвистического анализа. 2.Текст и его основные понятия (3 ч.) Текст. Тема текста. Микротема. Основная мысль. Проблема. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации текста. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Лексический способ передачи логического ударения. Смысловая связь. 3.Типы речи. (2ч.) Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Тексты смешанного типа. 4.Виды речи. (2 ч.) Виды речи. Монолог. Диалог. Понятие монолога и диалога. Различия монологической и диалогической форм речи. Целостность текста монологического высказывания. Искусство диалога. 5.Художественный стиль.(2ч.) Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. 6.Тропы. (3ч.) Тропы. Понятие о тропах, виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности.Лексические средства выразительности. Ключевые слова, лексические повторы, слова-символы. 7.Фигуры речи. (3ч.) Стилистические фигуры речи. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования. 8.Заключительное занятие. Творческая мастерская. (1ч.) Презентация творческих проектов учащихся по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста. Приложения Текст №1. Том 1, с.57. Абай после казни Кодара. Текст №2. Том 3, с.338. Лицемерие волостных. Текст №3. Том 4, с.105. Письмо Абая сыну. Текст № 4 . Том 1, с.107. Первый снег. Текст № 5. Том 1, с.182. Тогжан. Текст № 6. Том 1, с.191. Первая любовь. Текст № 7. Том 3, с.368. Сон Байкокше. Текст № 8. Том 1, с.70. Рассказы бабушки Зере. Текст № 9. Том 3, с.316. Желание Абая вступить в борьбу со злом. Текст №10.Том 3, с.121. Борьба Исы с волками. Текст № 11. Том 3, с.123. Смерть Исы. Текст № 12. Том 4, с.438. Притча Абая. Текст № 13. Том 4, с.444. Последняя песня Айгерим. Текст № 14. Том 2, с.151. Охота. | |
Просмотров: 2283 | Загрузок: 166 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|