Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (41.5 Kb) ] | 2013-02-01, 9:18 AM |
Урок русского языка в 6 классе «Разносклоняемые существительные» ТИП УРОКА Изучение нового материала ВИД УРОКА Урок - сюрприз ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обеспечить усвоение задач, входящих в содержание темы урока (раскрыть суть понятия «разносклоняемые существительные», способствовать формированию умений правильного написания и произношения их в разных формах); повторить правописание безударных гласных, окончаний существительных 2-го, 3-го скло¬нений, знаки препинания в простом предложении. РАЗВИВАЮЩИЕ: способствовать развитию у учащихся умения самосто-ятельно мыслить, выделять главное, используя опорные слова, логически и выразительно излагать мысли. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: содействовать формированию духа взаимодействия, сотрудничества, развитию эстетического вкуса, трудолюбия. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ: проблемно - поисковый, репродуктивный, словесный, наглядный. ПРИЕМЫ РАБОТЫ учителя: эвристическая беседа, проблемное изложение, демонстрация, опрос (устный, письменный). учащихся: слушание, комментирование, работа с печат¬ным словом, составление схем к предложению, работа в паре, группе. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: таблица, карточки, деформированные предложения, цветные мелки, портрет А.Хайта, занимательный д/м, грамзапись. ХОД УРОКА. 1. Организация начала урока Взаимное приветствие, психологический настрой учащихся. 2. Лексико-словарная работа. Учитель зачитывает лексическое значение слов- существительных -ученики работают в тетрадях, само проверка по таблице Имя, племя, семя , пламя, вымя, темя, стремя, знамя, бремя, время, (путь). 3. Определение темы урока и задач. Оформляется запись: Распределение заданий по карточкам ... существительные - Почему это существительные? Тема дописывается: Разносклоняемые ... - Что между ними общего? (Это дает право назвать их разносклоняемыми?) - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы, изучая новую тему? (Почему они называются разносклоняемымим? Что их отличает от других существительных?В чем особенность их произношения и правописания?) 4. Уплотненный опрос. Карточка №1 Группируя слова по орфограммам, ученик делает выводы, ударением проверять нельзя. Незнание этого правила приводит к речевым ошибкам, выполняется упражнение. Задание: найти ошибки при образовании форм родительного падежа существительного время. Карточка № 2 Работая с предложением, ученик доказывает, что слова по новой теме могут быть разными членами предложения Карточка № 3 Проверяя выполненную работу на доске, учитель подводит ребят к главному выводу урока: почему существительные на -мя- разносклоняемые. Вывод оформляется письменно в тетрадях. При склонении существительные на -мя (путь) в Р.,Д., П. падежах имеют окончания сущ. 3 скл., а в Т.л,- окончания 2 скл. Карточка № 4, 5 Работа в парах и группах демонстрирует умение слаженно работать, распределять задания в соответствии с уровнем знаний и возможностями учащихся. Повторяется пройденный материал и закрепляется новый. 5. «Письмо сюрприз» На занимательном материале идет за крепление новой темы. Дополнительные сведения из области литературы способствует расширению знаний. Ты не знаешь моего имя, потому что раньше не писал - не было время... (Какой «способный ученик», в одной фразе - две ошибки!) Давайте познакомимся. Моя фамилия Хайт... (Теперь понятно. Аркадий Иосифович Хайт, действительно очень способный человек. Один из авторов мультфильмов «Ну, погоди!», «Кот Леопольд», автор детской программы «Радионяня» - веселых уроков по русскому языку, известный сатирик решил помочь в освоении трудной темы.) Дорогой друг! Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает (время)? И по ботанике заняться изучением (семя) пшеница, и в конноспортивной секции покачаться в (стремя) То ли они не боятся никакого (бремя), то ли у (их) крепче (темя), то ли они вообще из другого (племя)? Говорят, все дело в каком-то особом духовном (пламя). Над этим (ихним) секретом ломает голову «Радионяня», вся (ейная) редакция. Надеюсь, ты сможешь мне помочь, мой новый друг? С надеждой А.Хайт. Для каждого ученика в конверте - карточка-задание, (домашняя работа), а для всех звучит песня - подарок: В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей - дикарей. Они не знали, для чего корове вымя, Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер пламя, Что кислород всегда поддерживает пламя. Над тем, как в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали темя. Мы сегодня пропели вам песню Из истории древних веков, Чтоб она получилась полезной, Мы включили в нее десять слов. Есть в этой песне имя, племя, семя, В нее вошли и пламя, вымя, темя. А для того, чтоб облегчить учебы бремя, Вы повторяйте эту песенку все время 6. Итоги урока. Приложение Карточка № 1 Выписать слова из упр. № 246 с пропущенными буквами группами по видам вставленных орфограмм, обозначить их. Для правильного написания слова «сем...на» воспользуйся материалом § 38 учебника на стр. 80 Карточка № 2 Списать, поставить недостающие знаки препинания, объяснить графически. Устно дать характеристику предложению. Каким членом предложения являются выделенные слова? В скором времени семенами нового урожайного сорта пшеницы засевались поля соседних колхозов. Карточка № 3 Просклонять существительные поле, храбрость, семя. Выделить окончания. Карточка № 4 Работа в парах Прочитайте текст упр. № 246 - К какому стилю относится текст? Придумайте конец истории, используя словосочетания: всему свое время, приобрести доброе имя. - Какие пословицы из упр. № 242 можно использовать для раскрытия главной мысли текста? - Найдите разносклоняемые слова, определите падежи этих слов. Карточка № 5 Работа в группе Соберите фразеологизмы из данных слов (их два) Легкие, не искать, пути, свой, путь, идти. Толкователь определяет их лексическое значение Систематик дает определение фразеологизмам, подбирает синонимы и антонимы, используя данные устойчивые сочетания. Сочинитель составляет предложения с данными фразеологизмами. Грамматист определяет строение фразеологических единиц, синтаксическую роль их в предложениях. Для справок: не за страх, а за совесть, не из храброго десятка, по доброй воле, жить своим умом, брать пример, не покладая рук. | |
Просмотров: 1416 | Загрузок: 187 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|