Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (49.0 Kb) ] | 2013-02-05, 9:18 AM |
ТЕМА УРОКА: «Прямая речь» 5 класс ТИП УРОКА: Урок – сюрприз ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: РАЗВИВАЮЩИЕ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ: ПРИЕМЫ РАБОТЫ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: обеспечить усвоение задач, входящих в содержание темы урока (раскрыть суть понятия «разносклоняемые существительные», способствовать формированию умений правильного написания и произношения их в разных формах); повторить правописание безударных гласных, окончаний существительных 2-го, 3-го скло¬нений, знаки препинания в простом предложении. способствовать развитию у учащихся умения самосто¬ятельно мыслить, выделять главное, используя опорные слова, логически и выразительно излагать мысли. содействовать формированию духа взаимодействия, сотрудничества, развитию эстетического вкуса, трудолюбия. проблемно - поисковый, репродуктивный, словесный, наглядный. учителя: эвристическая беседа, проблемное изложение, демонстрация, опрос (устный, письменный). учащихся: слушание, комментирование, работа с печат¬ным словом, составление схем к предложению, работа в паре, группе. таблица, карточки, деформированные предложения, цветные мелки, портрет А.Хаита, занимательный д/м, грамзапись. Формы организации урока. Структура комбинированного урока развивающего типа обучения: 1) организация начала урока; 2) постановка цели урока, проверка домашней работы; 3) актуализация знаний и практических умственных умений; 4) изучение нового материала, в том числе и объяснение; 5) закрепление изученного материала на данном уроке и раннее пройденного, связанного с новым; 6) обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученным и сформированным; 7) задание на дом; 8) подведение итогов и результатов урока. Ход урока I. Организация начала урока Вступительное слово учителя. Хочу предложить Вам представить себя сидящими в уютном зале библиотеки, но не в обычной, а Публичной Императорской, которая основана была в последние годы царствования Екатерины П. Пришли с целью узнать новое, повторить изученное. Приступить к работе, (запись в тетрадях). Учитель продолжает на фоне музыки: -директором Санкт-питербургской Публичной библиотеки был Алексей Николаевич Оленин, ценитель искуства, литературы, историк, полиглот, образовеннейший человек первой половины 19 века. Помощником библиотекаря был Василий Степанович Сопиков. страстный книголюб, первый российский библиограф, написавший "Опыт Российской библиографии или полный словарь сочинений, переводов, напечатанных на славянском и российском языках". В Императорской библиотеке работали известные люди: Николай Иванович Гнедич, поэт. переводчик, Антон Антонович Дельвиг, поэт, друг Пушкина, Константин Николаевич Батюшков. И.А.Крылов тоже был приглашен на эту почетную должность- помошник библиотекаря. Пожалуй, людем не только этой профессии знакомы эти слова. Знаем ли мы их? II Постановка цели урока. Проверка домашней работы. 1. Словарный диктант. Б..бл.. отека, б..бл..офил, б..бл..графия,книг..люб, п..р..граф, шес.надцатый, экземпляр, к..т..лог, т..ра.., стенографист. (ученик у доски комментирует лексическое значение слов, пропущенные орфограмм, класс оформляет буквенный диктант в тетрадях). 2. Составление предложений (учащиеся 1,2 группы работают с дефомированными предложениями, учащиеся третьей группы списывают с доски предложения, расставляя знаки препинания). 3. Проверка работы осуществляется спомощью схем, к которым зачитываются предложения: Великие книголюбы .А.Крылов и B.C. Сопиков создавали на пустом месте Русский отдел Публичной библиотеки. И.А.Крылов работал в отделе русской и славянской печатной книги. Каждый день он следил за сообщениями о выходе книги добивался, чтобы господа-издатели не забывали о существовании шестнадцатого параграфа. Впонедельник, ворник, субботу Иван Андреевич вместе с Василием Степановичем писал карточки, составлял к каталоги и занимался библиотечной работой. В среду, четверг и пятницу выдавал книги читателям. На доске: Иван Андреевич Крылов- баснописец, драматург, сатирик, переводчик, актер, библиотекарь, библиограф, первый театральный критик. III Актуализация знаний и практических, умственных умений. Игра «Я стенографист» Два ученика обмениваются мнениями о книгах .А. Крылова, «стенографист» каждого участника беседы фиксирует речь на доске. Запись на доске: Интересны ли басни Крылова Да, они осуждают человеческие пороки, современному человеку? Что можно сказать о героях басен? Хищные звери, ослы и обезьяны превращаются в царедворцев, а мужики, пахари, батраки изображены подлинными людьми. IV Изучение нового материала, в том числе и объяснение. По ходу беседы с учащимися учитель вносит изменение в запись на доске (знаки препинания, схематическое обозначение) Назовите слова одного лица, передпваемые дословно. Кто явился автором вопроса? Какая часть предложения имеет законченность и передаёт чужую речь дословно? Слово какой части речи необходимоввести, чтобы слова автора стали предложением? Можно ли считать предложение с прямой речью разновидностью простого предложения? Сложного? Почему? Работа с печатным словом. Используя материал учебника (стр.79), расставить знаки препинания в данных предложениях. V. Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. 1. Используя правила, прокомментировать отдельные схемы таблица. 2. Найти ошибки в схемах. Аргументировать, (устно) 3. Списать, расставить знаки препинания, объяснить. Поэт и мудрец слились в нём воедино говорил о Крылове И.А. Гоголь Н.В. А о крыловских баснях писал Всюду у него Русь и Русью пахнет. 4. Подпишите иллюстрации к баснямКрылова, изученным на уроках литературы (см. учебник «Русская словестность»стр. 86,89). 5. Из басни «Волк и ягнёнок» прочитать предложения соответствующие схемам: А: "П? П." "П", - а. 6. Игра «Восстанови порядок!» Подобрать к прямой речи соответствующие слова автора. Стой братцы! Вскричал Демьян Вот другая люблю! Говорит ей муравей Да работала ль ты в лето? Кричит мартышка (обратить внимание на обращения, которые обычно стоят в прямой речи). VI. Инструктаж домашнего задания. В предложениях с прямой речью могут использоваться слова из рамки /пожалуйста, прошу Вас, будьте любезны и др./(стр. 80). Учащиеся 1 и 2 групп к основному заданию получают дополнительное: ответить на вопрос. - Какие герои басен Крылова не могли употреблять эти слова? Почему? VII. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученным и сформированными. Устный опрос с применением «Светофора» (при опросе ученики поднимают «Светофор» красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу). 1. Верно ли утверждение? а) прямая речь - способ передачи чужой речи; б) предложение с прямой речью - это разновидность простого предложения; в)конструкции с прямой речью могут передать чьи - либо слова буквально, дословно. 2. С чем нельзя согласиться? а) прямая речь состоит из двух частей - слов автора и чужой речи. б) для передачи чужой речи автором используются глаголы: говорить, сказать, ответить, подумать или отглагольные существительные: голос, крик, мысль; в) в словах автора содержаться слова какого - либо лица, передаваемые от его имени; г) предложение с прямой речью можно заменить косвенной, тогда она будет производить чужое высказывание не дословно, а лишь с сохранением общего содержания. 3. Прослушать ответ на вопрос карточки: какие ключевые слова по теме могут помочь рассказать о прямой речи и знаках постановки при ней? 4. Самостоятельная работа(ситуация выбора). 1. Выписать из данных предложений с прямой речью только то, в котором есть обращение. «Кто ты? Что ты делаешь?»- спросил сердито Лев. «Помилуй, мне еще и отроду нет году»,- Ягненок говорит. «А ты что ж, кумушка, в дорогу?»- ей с возу Курица кричит. 2. Из басни «Крестьянин и Змея» (прилагается) выписать предложение с прямой речью, расставить знаки препинания. 3. Составить схемы к предложению с прямой речью, сформулировать и записать мораль басни «Крестьянин и змея». 4. Найдите сходство в характерах героев басни «Крестьянин и змея» И «Волк на псарне». Составьте схему к предложению с прямой речью. VIII. Подведение итогов и результатов урока. | |
Просмотров: 1045 | Загрузок: 129 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|