Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (1.24 Mb) ] | 2013-02-12, 5:03 PM |
Тема урока: Правописание приставок пре-, при-. Цель урока: 1) Образовательная: познакомить учащихся с орфограммой правописание приставок пре-, при-, со значениями, которые имеют данные приставки; 2) Развивающая: сформировать умение определять значение приставок и правильно их писать, развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности; 3) Воспитательная: вызвать интерес к урокам русского языка. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, индивидуальные карточки, интерактивная доска, презентация. Ход урока. 1. Орг.момент. 2. Языковая разминка. – Открываем тетради, записываем число, классная работа. Разноуровневые карточки (работа в индивидуальных тетрадях) «Орфографическая минутка» Орфограммы: - гласные О и Е после шипящих и Ц в разных частях слова; - гласные И и Ы после Ц; - буква Ы после приставок. Перц…вый, об…грать, станц…я, одеяльц…, под…скать, с лестниц…, ц…ркуль, спец…вка, пред…стория, панц…рь, плеч…м, без…мянный, на ц…почках, ц…стерна, морж…вый, гребеш…к, ситц…вый, ц…пленок. «Проверь себя!» Взаимопроверка в парах. – У кого сколько ошибок? 3. Сообщение темы и цели урока. – Ребята, переписываем в тетради предложение, записанное на доске, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. Изредка скворц… пр…л…тят2, покружат…ся в воздухе, пр…сядут2 на ветке около сквореч…ников и ул…тят4. – Какую правописание какой орфограммы вы не можете объяснить? Разбор слов. В какой части слова? Что такое приставка? – Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Что будем учиться делать? – Сегодня мы познакомимся со сложной группой приставок, основным правилом их правописания является смысл. 4. Работа над темой урока. − Что же может означать приставка ПРИ- ? Самый первый и самый легкий случай попробуйте объяснить сами. − Какое значение есть у слов: пришел, прибежал, прискакал, приблизился, притащился? Вывод: Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой ПРИ-. Построение опорной схемы. Приближение = близко Закрепление полученных знаний. Упражнение 262. Запишите, кто что сделал. В глаголе должна быть приставка при-. Пароход приплыл. А машина …? Самолет …, черепаха …, страус …, лягушка …, конь …, колобок … ? – Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и тогда, когда его приблизил кто-то: принес, привез, притащил. − Люди часто присоединяют друг к другу разные вещи. Что только они не придумали для такой работы! А теперь проверим, правильно ли вы их назывете. Вывод: В словах со значением присоединения всегда пишется приставка ПРИ- Построение опорной схемы. Присоединение = друг к другу Определите, какие из этих слов объяснены неправильно. Объясните их сами. Запомните, как они пишутся. • приколол - присоединил булавкой; • прилежание - присоединение к лежащим; • придрался - присоединился к драке; • признался - присоединился к знающим; • припаял - присоединил паяльником; • приключение - присоединение к ключу; • приголубил - присоединил к голубю. – Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. К словам, имеющим смысл присоединения, относятся слова, обозначающие добавление к чему-то: • добавил к написанному – приписал; • добавил к нарисованному – пририсовал; • купил в добавление к уже имеющемуся – прикупил; • взял себе – присвоил, приобрел. – Третье значение приставки ПРИ- вы сейчас выясните сами. – Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим … пригорел. Мама намазала царапину йодом и прижгла ранку. Проветривая комнату, вы немного открыли окно – приоткрыли. Вывод: Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называют неполными, незаконченными. Построение опорной схемы. Неполное действие = чуть-чуть – Еще одно значение приставки ПРИ-: она обозначает нахождение около чего-то. Построение опорной схемы. Расположение вблизи = около Закрепление. Упр.261. Образовать прилагательные от существительных при помощи приставки при-. Пришкольный, пригородный, придорожный, пристанционный, прибрежный, приозерный, приморский, привокзальный, приаральский, прикаспийский. – Продолжим наши наблюдения. Все было бы хорошо с приставкой ПРИ- , если бы не было приставки ПРЕ-. Но она есть, и давайте при помощи приставки ПРЕ- образуем новые слова: • очень добрый – предобрый, • очень скверный − прескверный, • очень светлый – пресветлый, • очень добрый − предобрый, • очень хорошенький − прехорошенький. − Вы сами убедились: ПРЕ- − значит «очень». НО! … понаблюдаем. Определите, в каких словах нет приставки ПРЕ- с таким значением: • предобрый • пресветлый • прерывающийся • престарелый • преступный − Подумайте, какое значение имеет приставка ПРЕ- в этих словах. Построение опорной схемы. Пре = очень Пре = пере- Запись полной схемы в тетрадь. − Во многих словах значение приставки не выражено. Мы часто будем встречаться с такими словами. Объяснить их правописание при помощи правила нельзя. Их нужно просто запомнить. 5. Закрепление. Запишем ряд словосочетаний, найти главное и зависимое слово, определить тип СС: Преинтересный рассказ, пришвартоваться у пристани, прерывать изложение, примчаться на автомобиле, придорожная канава. 6. Домашнее задание. §17 Выучить правило. Нарисовать приставки пре-, при- (для слабых) Упр.263 (для средних – вставить пропущенные буквы, объяснить выбор написания приставки) Упр.268 (для сильных – Сыздыкова, Бобко, Ильясова, Кулинич П. – обосновать выбор гласных в написании приставок) 7. Итоги урока. – С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? – Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ? 8. Рефлексия. | |
Просмотров: 2212 | Загрузок: 120 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|