Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Русский язык 6 класс. Тема: Правописание приставок пре-, при-.
[ Скачать с сервера (1.24 Mb) ] 2013-02-12, 5:03 PM
Тема урока: Правописание приставок пре-, при-.
Цель урока:
1) Образовательная: познакомить учащихся с орфограммой правописание приставок пре-, при-, со значениями, которые имеют данные приставки;
2) Развивающая: сформировать умение определять значение приставок и правильно их писать, развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
3) Воспитательная: вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, индивидуальные карточки, интерактивная доска, презентация.

Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Языковая разминка.
– Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Разноуровневые карточки (работа в индивидуальных тетрадях)
«Орфографическая минутка»
Орфограммы:
- гласные О и Е после шипящих и Ц в разных частях слова;
- гласные И и Ы после Ц;
- буква Ы после приставок.
Перц…вый, об…грать, станц…я, одеяльц…, под…скать, с лестниц…, ц…ркуль, спец…вка, пред…стория, панц…рь, плеч…м, без…мянный, на ц…почках, ц…стерна, морж…вый, гребеш…к, ситц…вый, ц…пленок.
«Проверь себя!» Взаимопроверка в парах.
– У кого сколько ошибок?
3. Сообщение темы и цели урока.
– Ребята, переписываем в тетради предложение, записанное на доске, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.
Изредка скворц… пр…л…тят2, покружат…ся в воздухе, пр…сядут2 на ветке около сквореч…ников и ул…тят4.
– Какую правописание какой орфограммы вы не можете объяснить? Разбор слов. В какой части слова? Что такое приставка?
– Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Что будем учиться делать?
– Сегодня мы познакомимся со сложной группой приставок, основным правилом их правописания является смысл.


4. Работа над темой урока.
− Что же может означать приставка ПРИ- ?
Самый первый и самый легкий случай попробуйте объяснить сами.
− Какое значение есть у слов: пришел, прибежал, прискакал, приблизился, притащился?
Вывод: Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой ПРИ-.
Построение опорной схемы.
Приближение = близко
Закрепление полученных знаний.
Упражнение 262. Запишите, кто что сделал. В глаголе должна быть приставка при-.
Пароход приплыл. А машина …? Самолет …, черепаха …, страус …, лягушка …, конь …, колобок … ?
– Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и тогда, когда его приблизил кто-то: принес, привез, притащил.
− Люди часто присоединяют друг к другу разные вещи. Что только они не придумали для такой работы! А теперь проверим, правильно ли вы их назывете.
Вывод: В словах со значением присоединения всегда пишется приставка ПРИ-
Построение опорной схемы.
Присоединение = друг к другу
Определите, какие из этих слов объяснены неправильно. Объясните их сами. Запомните, как они пишутся.
• приколол - присоединил булавкой;
• прилежание - присоединение к лежащим;
• придрался - присоединился к драке;
• признался - присоединился к знающим;
• припаял - присоединил паяльником;
• приключение - присоединение к ключу;
• приголубил - присоединил к голубю.
– Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. К словам, имеющим смысл присоединения, относятся слова, обозначающие добавление к чему-то:
• добавил к написанному – приписал;
• добавил к нарисованному – пририсовал;
• купил в добавление к уже имеющемуся – прикупил;
• взял себе – присвоил, приобрел.
– Третье значение приставки ПРИ- вы сейчас выясните сами.
– Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим … пригорел. Мама намазала царапину йодом и прижгла ранку. Проветривая комнату, вы немного открыли окно – приоткрыли.
Вывод: Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называют неполными, незаконченными.
Построение опорной схемы.
Неполное действие = чуть-чуть
– Еще одно значение приставки ПРИ-: она обозначает нахождение около чего-то.
Построение опорной схемы.
Расположение вблизи = около
Закрепление.
Упр.261. Образовать прилагательные от существительных при помощи приставки при-. Пришкольный, пригородный, придорожный, пристанционный, прибрежный, приозерный, приморский, привокзальный, приаральский, прикаспийский.
– Продолжим наши наблюдения. Все было бы хорошо с приставкой ПРИ- , если бы не было приставки ПРЕ-.
Но она есть, и давайте при помощи приставки ПРЕ- образуем новые слова:
• очень добрый – предобрый,
• очень скверный − прескверный,
• очень светлый – пресветлый,
• очень добрый − предобрый,
• очень хорошенький − прехорошенький.
− Вы сами убедились: ПРЕ- − значит «очень». НО! … понаблюдаем.
Определите, в каких словах нет приставки ПРЕ- с таким значением:
• предобрый
• пресветлый
• прерывающийся
• престарелый
• преступный
− Подумайте, какое значение имеет приставка ПРЕ- в этих словах.
Построение опорной схемы.
Пре = очень
Пре = пере-
Запись полной схемы в тетрадь.
− Во многих словах значение приставки не выражено. Мы часто будем встречаться с такими словами. Объяснить их правописание при помощи правила нельзя. Их нужно просто запомнить.

5. Закрепление.
Запишем ряд словосочетаний, найти главное и зависимое слово, определить тип СС:
Преинтересный рассказ, пришвартоваться у пристани, прерывать изложение, примчаться на автомобиле, придорожная канава.

6. Домашнее задание.
§17 Выучить правило.
Нарисовать приставки пре-, при- (для слабых)
Упр.263 (для средних – вставить пропущенные буквы, объяснить выбор написания приставки)
Упр.268 (для сильных – Сыздыкова, Бобко, Ильясова, Кулинич П. – обосновать выбор гласных в написании приставок)

7. Итоги урока.
– С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
– Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?

8. Рефлексия.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: NadinLNW | Теги: русский6 класс
Просмотров: 2212 | Загрузок: 120 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-01-27, 2:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru