Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2013-02-13, 11:42 AM | |
Средняя общеобразовательная школа № 51 г. Караганды Мини-проект Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся Выполнила: учитель русского языка и литературы Морозова А.К. Караганда – 2013 Содержание 1. Краткое обоснование проекта 2. Цели и задачи проекта 3. Ожидаемые результаты 4. Критерии оценки эффективности проекта 5. Риски проекта 6. Основное содержание проекта 6.1 Обоснование необходимости совершенствования умений и навыков самостоятельной работы учащихся 6.2 Требования к современному уроку 6.3 Наиболее эффективные формы и методы работы, направленные на повышение уровня самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы 7. Глоссарий 8. Список используемой литературы 9. Приложение 1.Краткое обоснование проекта 2015 год определен датой перехода школ республики на 12-летнее образование. Реформа образования предполагает не столько увеличение времени обучения в школе, сколько изменение содержания образования, его базовых методологических оснований. Одним из приоритетных направлений образовательной политики является переориентация образовательного процесса на компетентностный подход. Как сказано в проекте Программы развития образования РК на 2010-2020 годы: «Казахстану необходима кардинальная модернизация образования, способная воспитать технически грамотную, самостоятельную молодежь, которая сможет адаптироваться в быстро изменяющемся мире и поднять экономику Казахстана до уровня развитых стран мира». К 2015 году государственный общеобязательный стандарт образования ориентирован на конечные результаты в виде компетенций, обеспечивающих личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность». В рамках перехода казахстанской школы на модель 12-летнего образования в учебный процесс внедряются инновационные информационные и коммуникационные технологии обучения и методы преподавания, приближенные к методам, применяемым в вузах (например, кредитно-дистанционный). Все это: переориентация на компетентностный подход, применение новых педагогических технологий и методов, запрос общества на гражданина образованного, критически мыслящего, способного к саморазвитию и творчеству – говорит о необходимости перераспределения функций ученика и педагога в рамках учебно-воспитательного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной деятельности учеников и сведения до минимума когнитивной роли педагога. Однако уроки, беседы, анкетирование, наблюдения говорят о том, что большинство педагогов считают, что «всему можно научить», функция учителя – «дать знания», учитель обязан на уроке «трудиться в поте лица», «учитель – носитель знаний», « урок состоялся, когда учитель остался доволен собой» и т.д. Приведенные ответы свидетельствуют о недостаточной доли самостоятельной работы учеников на уроке, без которой трудно воспитать личность мыслящую, самостоятельную, готовую к образованию на протяжении жизни. Идея проекта заключается в том, что учебный процесс необходимо сорганизовать так, чтобы ученики не просто овладевали суммой знаний, умений и навыков, на что направлена традиционная система образования («знаниецентризм»), но и стали активным центром деятельности на уроке, все 45 минут «трудились в поте лица», реально, а не декларативно превратились в субъекта образования. Исходя из вышеизложенного, была обозначена цель проекта. 1. Цель проекта: отобрать наиболее эффективные виды и способы, направленные на совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся. Задачи: обосновать необходимость совершенствования умений и навыков самостоятельной работы учащихся;. изучить требования к современному уроку; отобрать наиболее эффективные виды и способы, направленные на совершенствование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы; подобрать учебно-методический комплекс. 2. Ожидаемые результаты: обоснована необходимость в совершенствовании умений и навыков самостоятельной работы учащихся; изучены требования к современному уроку; отобраны эффективные методы и способы, направленные на совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся; подобран учебно-методический комплекс. 3. Критерии оценки эффективности проекта: актуальность темы проекта; прикладной характер проекта; доступность изложения проекта; элемент новизны; полезность информации. 4. Риски проекта: недостаточная подготовленность педагогов в организации самостоятельной работы учащихся; несформированность знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для выполнения самостоятельной работы. 6 Основное содержание проекта 6.1 Обоснование необходимости совершенствования умений и навыков самостоятельной работы учащихся Педагогика в своей эволюции прошла путь от века Просвещения (рубеж 17 – 19 веков), Индустриальной эпохи (рубеж 1900 – 1950 г.г.), Информационного века (рубеж 1950 - 1990 г.г.),к Эпохе глобализации (конец 20– начало 21века). Каждый период характеризуется жизненными ориентирами, соответствующими философским идеям той или иной эпохи, педагогическими направлениями, достижениями педагогики и психологии. Это накладывает заметный отпечаток на взаимоотношения педагога и ученика и определяет роли и место каждого субъекта в учебно-воспитательном процессе. Век Просвещения провозглашает протест против церковных догм через знание. Поэтому цель образования – ДАТЬ знания. С 17 века с легкой руки Яна Амоса Коменского урок становится основной дидактической единицей и реализуется по схеме: опрос 3-4 учеников по домашнему заданию; объяснение новой темы; закрепление нового учебного материала; выставление отметок и запись домашнего задания [11]. В Индустриальную эпоху педагогика провозглашает культурно-целесообразный подход, при котором содержание образования ориентируется не только на освоение основ наук, но и на формирование культурных ценностей. Проблемно-развивающее обучение, представленное в трудах М.И. Махмутова, Ю.К. Бабанского, Т.В. Кудрявцева и др., вносит дополнение в традиционную трактовку роли школьного учителя – делает акцент на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся , т.е. центр активной деятельности смещается в сторону ученика. В Постиндустриальную эпоху (или Информационный век) ЮНЕСКО на основе исследований по определению жизненно важных качеств личности, востребованных обществом, рекомендует образованию развивать 13 качеств-умений школьников: решать проблемы; принимать решения; мыслить; планировать свою деятельность; учиться и другие. Для решения поставленной задачи учителю в первую очередь необходимо было пересмотреть собственное место в учебном процессе и отдать пальму первенства на уроке ученику. Теперь ученик выступает активным субъектом образования, а позиция педагога и позиция ученика преобразуются в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Естественно, возрастает значение самостоятельных видов деятельности на уроке. Педагогика Эпохи глобализации заявляет о компетентностной педагогике. Осознается невозможность и бессмысленность бесконечного расширения передаваемой следующим поколениям информации, которая, с одной стороны, нарастает лавинообразно, а с другой, морально устаревает каждые 2-3 года. Компетентностная парадигма провозглашает усиление практической ориентации образования, подготовку человека владеющего не набором фактов, а способами технологического их получения, преимущество самообразования перед образованием. В Государственной программе развития образования на 2005-2010 годы в РК идея компетентностной парадигмы была выражена в формуле «Образование на протяжении всей жизни». Подразумевается, что большую часть образования возьмет на себя сам обучающийся. Таким образом, логика развития педагогики смещает акценты с получения готовых знаний в сторону самостоятельного «добывания» и «построения» знаний самими учениками. 6.2 Требования к современному уроку Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах. Однако, несмотря на все это, однозначных и вполне обоснованных ответов на него так и не было получено. Да это и понятно: ведь на успешность построения и проведения уроков влияет множество факторов, большинство из которых образуют определенную систему взаимосвязанных и взаимозависимых причин, положений и следствий, которые так или иначе влияют на теорию и практику этого сложного педагогического явления. И хотя основные положения школьного урока из года в год повторяются, являясь в определенном смысле базовыми (фундаментальными), каждый последующий значимый этап в развитии системы образования и общества в целом вносит в концепцию урока свои коррективы и такие специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым целям и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Современный урок и сейчас рассматривается не как статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования. Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Эффективный и творческий урок требует серьезной психолого-педагогической и методической подготовки учителя, и какими бы хорошими ни были программы, учебники и методические пособия, плохой урок все испортит. Дидактические требования к современному уроку четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий успешного учения учащихся. Успешное учение учащихся невозможно без знаний, умений и навыков самостоятельной работы. Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И.Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие «самостоятельная работа» трактуется неоднозначно. Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа наиболее полно определяется И.А.Зимней. По ее определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся. Их можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся. По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп: приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера; формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. И.А.Зимняя подчеркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. 6.3 Наиболее эффективные методы, формы и приемы работы, направленные на повышение уровня самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы В литературе существует много подходов к классификации методов обучения, позволяющих повысить навыки самостоятельной работы учащихся и их мотивацию. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы по источникам знаний, по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся и другим основаниям. Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и учениками (урок) с целью приобщение учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы; активные методы; интерактивные методы. Каждый из них имеет свои особенности. В последнее время в современной педагогике делается упор на применение интерактивных и активных моделей обучения, которые позволяют учащимся совершенствовать навыки самостоятельной работы на любом этапе урока. Более подробно классификацию интерактивных методов обучения дает М.Новик (Приложение 1). Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение и взаимодействие. Оно основано на диалоговых и полилоговых формах об-щения. Такое обучение является актуальным на уроках русского языка и литературы, так как способствует формированию коммуникативной ком-петентности учащихся, позволяет осуществлять педагогическое взаимо-действие на уровне субъектных отношений, активизируя познавательную и профессиональную деятельность участников образовательного процесса. В интерактивном обучении осуществляется две задачи: организация общения (интеракция) и достижение результата совместной познавательной дея-тельности (обучения). К интерактивным формам работы относятся: груп-повая работа, дискуссия и диалог. Русский язык и литература не относятся по большей части к предметам, которые любимы и понимаемы учащимися. Как же заинтересовать нынешних учащихся? Как повысить у них мо-тивацию к обучению? Как сделать уроки русского языка и литературы более значимыми? Как добиться наиболее полной реализации знаний, умений и навыков при выполнении самостоятельной работы? Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются следующие активные и интерактивные приемы и методы, которые используются на разных этапах урока и помогают совершенствованию навыков самостоятельной работы учащихся: разноуровненвые задания (Приложение 2); итоговое или промежуточное тестирование (Приложение 3); «загадалки», когда учащиеся сами загадывают определения, например, причастия или предложения (Приложение 4); Пятистишия, когда учащиеся могут проявить свою творческую фантазию, выявить причинно-следственные связи, а также другие стратегии «Критического мышления через чтение и письмо»; работа в парах сменного состава и группах; «Мозговой штурм», направленный на выявление теоретических знаний учащихся; терминологические диктанты, графический диктант (Приложение 5); карточки-информаторы, содержащие теоретическую подсказку для слабых учащихся (Приложение 6); составление алгоритмов, опорных схем и конспектов; сочинение мифов, сказок, киносценариев; презентации; Многие виды работы, перечисленные выше, дают возможность учащемуся быстро проверить себя и получить оценку. Так при проведении графических диктантов или тестов у учащихся просыпается дух соперничества, а при проведении групповой работы ребята стараются работать на общий положительный результат, сопереживают друг другу, «болеют» за отвечающего. Приятно слышать восторженные возгласы ребят, когда кто-то из слабых учащихся в силу своих возможностей и знаний отвечает хорошо или правильно, без ошибок выполняет задание. Создание таких ситуаций успеха помогает держать интерес учащихся, подстегивает их самолюбие: «А чем я хуже?» Наиболее сложной и порой неблагодарной является работа со слабо-успевающими учащимися. Поэтому для таких учеников нужно подбирать такие задания, выполнение которых позволит им достичь положительный результат. Ведь поставить двойку за работу или в конце четверти можно всегда. Но тогда тяжело будет найти подход к ребенку, «достучаться» до его сознания. В этом случае помогают дифференцированные задания, карточки-информаторы (Приложение6), которые даются не домой, а на уроке, чтобы в случае затруднения помочь учащемуся, подтолкнуть его мыслительную деятельность. Вот примеры творческого подхода учащихся к изучению учебного ма-териала. При изучении поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и произведения М.Горького «Песня о Соколе» учащимся было предложено составить Пятистишие (одна из стратегий «RWCT…»). Мцыри Свободный, непобежденный. Бежал, радовался, но возвратился. Познал вкус свободы. Бунтарь. Уж Гадкий, спесивый. Всем доволен, ему тепло и сыро. Рожденный ползать – летать не может! Обыватель. Сокол Свободный, гордый. Совершает подвиг, погибает, но не умирает. Безумству храбрых поем мы песню! Воля. Заключение Итак, для того, чтобы повысить уровень самостоятельной работы учащихся, их мотивацию к изучению какого-либо предмета, необходимо, во–первых, путем диагностики выяснить, на каком уровне знаний находятся учащиеся, положительная или отрицательная у них мотивация, внутренняя ли она или внешняя, и только потом, внедряя в процесс урока нестандартные педагогические технологии, опробировав их и выделив наиболее эффективные, можно добиться интереса учащихся к предмету и хорошей результативности, а это залог успеха работы и учителя, и ученика. | |
Просмотров: 2112 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|