Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2013-03-19, 11:25 AM | |
Чернушенко С.В., учитель русского языка и литературы ГУ «Полтавская средняя школа» Атбасарского района Акмолинской области. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Цели: дать понятие о классификации сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными; формирование умений определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, составлять схемы с.п.п. с несколькими придаточными; навыков самостоятельной работы с учебным материалом; воспитание интереса к изучению русского языка. Оборудование: интерактивная доска, таблицы, карточки. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. Запись на доске (ожидания на уроке) - узнать что-то новое - учиться говорить, высказывать мнение - итог- хорошая оценка 3. Опрос учащихся. Игра «Веришь – не веришь.» Верите ли вы, что…. 1). Придаточные предложения зависят от главного? 2). Союзы и союзные слова – одно и то же? 3). Слово когда может быть и союзом и союзным словом? 4). Слово если – союзное слово? 5). Указательные слова являются членами предложений? 6). Придаточные определительные отвечают на вопрос сказуемого? 7). Придаточные обстоятельственные стоят только в середине главного? (Взаимопроверка. Слайд- ключ. Да, нет, да, нет, да, нет, нет). Игра «Момент истины» ( Таблица) - Посмотрите на записанные предложения и найдите ошибку. 1). Чтобы много знать, надо долго учиться. Цели. 2). Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Причины. 3). Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. Определительное. 4). Не будет скуки, если заняты руки. Условие. 5). Не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Изъяснительное. 3. Знакомство с новой темой. - Где вам встретилось предложение, у которого, если бы вы строили схему, была бы схема, с которой мы еще не работали. (Последнее). [ Глагол], (где…), (где…) - Откройте учебник на странице 188, Параграф 27. - Прочитайте материал. - Работа с таблицами и предложениями на доске. Обучающая игра «Выучи правило и расскажи его». (Работа в парах) - Объяснение учителя. Особенности построения с.п.п. с несколькими придаточными. ( Слайд - Изображение графических и линейных схем ) - По таблице и предложениям на доске расскажите о с.п.п. с несколькими придаточными. 1. Каждый казахстанец сознает, что он гражданин независимой страны, где находится его дом, его родной край. [... глагол], (что…сущ.), (где…) - последовательное подчинение. 2. Вы родились в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий труд. […сущ.], (где…), (где…). - однородное подчинение. 3. Если вы будете изучать русский язык, вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (если…), [ …], (ибо…). - неоднородное (параллельное ) подчинение. 4.Закрепление. 1. Упражнение. - Послушайте текст и скажите, есть ли в нем с.п.п. с несколькими придаточными. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живет наша страна, наша планета. Для того чтобы понимать все, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты. - Запишем первое предложение и определим вид подчинения. 1. Тест- контроль. (карточки). 1 вариант. Указать вид подчинения в сложноподчиненном предложении. 1.Время путешествия нашего истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали. 2. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. 3. Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия. 4. Синцов долго ни у кого не мог узнать, когда же пойдет тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправиться. 5. Когда фигура Сережки возникла на фоне одного из окон, ему показалось, что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит его и схватит. 2 вариант. Указать вид подчинения в сложноподчиненном предложении. 1.Кучер Трофим, наклоняясь к переднему окну сказал моему отцу. что дорога стала тяжела, что нам не доехать засветло до Парашино, что мы запоздаем. 2. Я ни о чем другом не мог ни думать, ни говорить, так что мать сердилась и сказала, что не будет меня пускать, потому что я от такого волнения могу захворать. 3. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. 4.Он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места. 5. Пока я записывал и рисовал виденное, мои спутники усердно кричали, чтобы вызвать кого-нибудь с плантации. 3.Упражение 355 (2 часть). 1.-однородное подчинение. 2.-последовательное подчинение. 3.-однородное подчинение. 5.Актуализация знаний. - К чему относятся придаточные предложения, что они поясняют при последователь-ном подчинении? - В чем отличие сложноподчинённых предложений с однородным и параллельным подчинением? 6. Домашнее задание: П.27, упражнение 354; составить контрольный словарный диктант. | |
Просмотров: 3072 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|