Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок литературы в 7 классе
2013-03-19, 11:55 AM
Чернушенко С.В., учитель русского языка и литературы ГУ «Полтавская средняя школа» Атбасарского района Акмолинской области.

Урок – конкурс по повести
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

«Да, были люди в наше время…..»

Цели: воспитание культуры чтения;
развитие и углубление эмоционально - нравственного отношения к прочитанному;
воспитание потребности личного деятельного участия на уроке;
показать учащимся, что герои повести – это нравственные образы, которые всегда ищет растущий человек, формируя себя как личность.

Оборудование: иллюстративный материал; газеты,
выполненные учащимися, рисунки.

Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
- Нелегко вырастить плодовое дерево: много требует оно труда и забот. А чертополох невзыскателен. Нелегко вырастить человека, настоящего патриота своей земли. Патриотизм обозначает любовь к своей стране, к своему народу. Как всякая большая любовь, патриотизм расширяет сознание. Безлюбые люди – плохие
патриоты. Патриотизм помогает любить другие, далекие народы, понимать чужую культуру.
Герои и патриоты своей земли предстали перед вами в повести Н.В. Гоголя, которую вы внимательно читали дома и о которых мы говорили на уроках литературы.
Сегодня вы вспомните героев и их деяния.

- Задания вы получили заранее.
II. Конкурс учащихся.
1.Конкурс – Представление газет, выполненных учащимися дома.

2. Конкурс - «Ты – мне, я – тебе». (Вопросы по содержанию повести).
- Кому принадлежат слова: «Есть ещё порох в пороховницах!» (Тарасу Бульбе).
- Какова главная тема повести? (Героическая борьба русского и украинского
народов с польской шляхтой).
- Чей это портрет? «…Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни
стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах
кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его»
(Остап).

- Кто из героев повести поднялся выше личной привязанности, кровного родства?
(Тарас Бульба).
- «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью… (Тараса Бульбы).
- В чём заключается смысл жизни для старого Тараса? (Защите родной земли).
-Что роднит героев-запорожцев с былинными богатырями? ( Героическая борьба за свободу и независимость Родины)
- Какое произведение Н.В. Гоголя В.Г. Белинский назвал «поэмой о любви к
Родине»? (Повесть «Тарас Бульба).

3. Конкурс «Что бы это значило?» (рисунки- вопросы, приготовленные учащимися).
4. Конкурс – Чтение отрывка из повести наизусть.
«Речь о товариществе»,
«Гибель Тараса»
5. Конкурс – Разгадывание кроссворда – турнир словознаек,
подготовленный учителем

1



2
А

3

Р

4

А

5

С



2
У

3

Л

4

Ь



6

А

1.Польское дворянство. (Шляхта)
2.Избалованный маменькин сын. (Мазунчик)
3. Серебристый тополь. (Осокорь)
4. Мучная похлебка. (Саламата)
5. Прядь волос на темени. (Оселедец)
1. Народный украинский инструмент. (Бандура)
2. Шалаш, в котором жили запорожцы. (Курень)
3. Жидкая каша с салом. (Кулеш)
4. Трубка для курения. (Люлька)
5. Духовное училище. (Бурса)
6. Преграда из наваленных деревьев. (Засека)

6. Конкурс – В повести много сравнений.
Я буду зачитывать небольшой отрывок, а вы ответьте, какова роль этого сравнения.

1). Первый бой под Дубно, после которого Остап будет выбран куренным атаманом.
2). Смерть Кукубенко.
3). Андрий у поляков, среди гусарского полка.

7. Конкурс – «Внимательный ли я читатель» (Вопросы, приготовленные
учителем) .
- Как называли вора в Сечи?
- Как называли того, кто не отдавал долг?
- За какое дело новичка принимали в казацкий круг?
(Переплыть Днепр против течения).

III. Подведение итогов.
Заключительное слово учителя.
- Я думаю, что вам надолго запомнится встреча с повестью Н.В. Гоголя. Согласны
ли вы с оценкой этой повести одним из современников писателя.
- «Это, батюшка, такое явление, это, это, это……сам старик Вальтер Скотт подписал
бы охотно под этим «Бульбою» свое имя…..
Это уж талант из ряда вон… Какая полновесность, сочность в каждом слове…»

- Можете ли вы назвать произведения Гоголя, которые были восприняты вами с
таким же удовольствием?

IV. Домашнее задание.
Составить план к сочинению «Тарас Бульба- герой»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: svetla
Просмотров: 1342 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-02-10, 10:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru