Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2013-03-19, 11:55 AM | |
Чернушенко С.В., учитель русского языка и литературы ГУ «Полтавская средняя школа» Атбасарского района Акмолинской области. Урок – конкурс по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» «Да, были люди в наше время…..» Цели: воспитание культуры чтения; развитие и углубление эмоционально - нравственного отношения к прочитанному; воспитание потребности личного деятельного участия на уроке; показать учащимся, что герои повести – это нравственные образы, которые всегда ищет растущий человек, формируя себя как личность. Оборудование: иллюстративный материал; газеты, выполненные учащимися, рисунки. Ход урока. I. Вступительное слово учителя. - Нелегко вырастить плодовое дерево: много требует оно труда и забот. А чертополох невзыскателен. Нелегко вырастить человека, настоящего патриота своей земли. Патриотизм обозначает любовь к своей стране, к своему народу. Как всякая большая любовь, патриотизм расширяет сознание. Безлюбые люди – плохие патриоты. Патриотизм помогает любить другие, далекие народы, понимать чужую культуру. Герои и патриоты своей земли предстали перед вами в повести Н.В. Гоголя, которую вы внимательно читали дома и о которых мы говорили на уроках литературы. Сегодня вы вспомните героев и их деяния. - Задания вы получили заранее. II. Конкурс учащихся. 1.Конкурс – Представление газет, выполненных учащимися дома. 2. Конкурс - «Ты – мне, я – тебе». (Вопросы по содержанию повести). - Кому принадлежат слова: «Есть ещё порох в пороховницах!» (Тарасу Бульбе). - Какова главная тема повести? (Героическая борьба русского и украинского народов с польской шляхтой). - Чей это портрет? «…Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» (Остап). - Кто из героев повести поднялся выше личной привязанности, кровного родства? (Тарас Бульба). - «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью… (Тараса Бульбы). - В чём заключается смысл жизни для старого Тараса? (Защите родной земли). -Что роднит героев-запорожцев с былинными богатырями? ( Героическая борьба за свободу и независимость Родины) - Какое произведение Н.В. Гоголя В.Г. Белинский назвал «поэмой о любви к Родине»? (Повесть «Тарас Бульба). 3. Конкурс «Что бы это значило?» (рисунки- вопросы, приготовленные учащимися). 4. Конкурс – Чтение отрывка из повести наизусть. «Речь о товариществе», «Гибель Тараса» 5. Конкурс – Разгадывание кроссворда – турнир словознаек, подготовленный учителем 1 1Т 2 А 3 Р 4 А 5 С 1Б 2 У 3 Л 4 Ь 5Б 6 А 1.Польское дворянство. (Шляхта) 2.Избалованный маменькин сын. (Мазунчик) 3. Серебристый тополь. (Осокорь) 4. Мучная похлебка. (Саламата) 5. Прядь волос на темени. (Оселедец) 1. Народный украинский инструмент. (Бандура) 2. Шалаш, в котором жили запорожцы. (Курень) 3. Жидкая каша с салом. (Кулеш) 4. Трубка для курения. (Люлька) 5. Духовное училище. (Бурса) 6. Преграда из наваленных деревьев. (Засека) 6. Конкурс – В повести много сравнений. Я буду зачитывать небольшой отрывок, а вы ответьте, какова роль этого сравнения. 1). Первый бой под Дубно, после которого Остап будет выбран куренным атаманом. 2). Смерть Кукубенко. 3). Андрий у поляков, среди гусарского полка. 7. Конкурс – «Внимательный ли я читатель» (Вопросы, приготовленные учителем) . - Как называли вора в Сечи? - Как называли того, кто не отдавал долг? - За какое дело новичка принимали в казацкий круг? (Переплыть Днепр против течения). III. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. - Я думаю, что вам надолго запомнится встреча с повестью Н.В. Гоголя. Согласны ли вы с оценкой этой повести одним из современников писателя. - «Это, батюшка, такое явление, это, это, это……сам старик Вальтер Скотт подписал бы охотно под этим «Бульбою» свое имя….. Это уж талант из ряда вон… Какая полновесность, сочность в каждом слове…» - Можете ли вы назвать произведения Гоголя, которые были восприняты вами с таким же удовольствием? IV. Домашнее задание. Составить план к сочинению «Тарас Бульба- герой» | |
Просмотров: 1342 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|