Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (62.0 Kb) ] | 2013-03-24, 7:35 PM |
Кадирова К.С., лингвистическая гимназия «Умит» Теректинского района, Западно - Казахстанской области. Класс: 7. Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Цели урока: • Образовательная: повторение и контроль знаний учащихся по теме; развитие умений и навыков нахождения однородных членов в предложении, постановки знаков препинания. • Развивающая: развитие устной и письменной речи, умения грамотно выразить свои мысли. • Вызвать интерес к русской живописи, развитие эстетического вкуса учащихся. Тип урока: урок – объяснение. Формы и методы работы: словесный, поисковый. Оборудование: интерактивная доска, слайды, схемы, карточки, картина «Золотая осень». Межпредметная связь: литература, фольклор, живопись. Ход урока: Учись и знание придет. Никто не сможет помочь, коль ты, Чуть вспыхнув, погас. Учись не день и не час, и будешь знаньем богат, а знание – истинный клад. И. Алтынсарин. I. Организационный момент. Постановка цели урока. II. Слово учителя: Знакомство с содержанием эпиграфа. Фронтальный опрос: 1. Назовите главные члены предложения? 2. Какие члены предложения называются однородными? 3. Второстепенные члены предложения; 4. Обобщающие слова при однородных членах, знаки препинания при них. Упражнение: 106. Найдите обобщающие слова. Спишите предложения, ставя двоеточие после обобщающих слов перед однородными членами. 1) Школьник правильно написал названия дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. О: О, О, О, О, О, О, О. 2) О: О, О, О. 3) О: О, О, О, О. 4) О: О, О, О, О. 5) О: О, О, О, О. Упражнение: 108. Схематический диктант. 1) О: О, О, О. 2) О: О, О, О. 3) О: О, О, О, О. Задание: напишите предложения, подчеркните грамматическую основу. 1) В парке листва пожелтела. /Грам.основа. Листва пожелтела/. 2) Наступило осеннее утро. / гр.основа. Наступило утро/. 3) Я закрыл свою тетрадь и книгу. /гр.основа. Я закрыл/. 4) Я прочитала интересный рассказ. /гр.основа. Я прочитала/. III. Новая тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами». 1. Прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны интонацией и союзами а, но. Укажите, где делается пауза в этих предложениях, какие слова выделяются голосом. Какой знак препинания ставится в этих предложениях? 1) Сегодня утро хмурое, но не дождливое. 2) В этом году осень не теплая, а холодная. 3) На смелого собака лает, а трусливого кусает. Между однородными членами запятая ставится, если однородные члены 1) не соединены союзами или 2) соединены союзами а, но. Солнце светит, греет. О, О. Солнце не светит, а греет. О, а О. Солнце светит, но не греет. О, но О. Между однородными членами запятая не ставится, если союз и соединяет два члена предложения. Солнце светит и греет. О и О. 2. Чтение правила, с. 50. IV. Комментированное списывание. 3. Упражнение: 109. Спишите, расставляя знаки препинания и подчеркивая однородные члены. Ι команда и ΙΙ команда. 1) День придет и заботу принесет. 2) От лени человек болеет, а от труда здоровеет. 3) Знание и мудрость украшают человека. 4) Ученье и труд рядом идут. 5) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 6) Декабрь год кончает, зиму начинает. 7) Дятел любит не здоровое дерево, а больное. Упражнение: 111. Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главные члены, затем предложения с однородными второстепенными членами. Составьте схемы. 1. Растворились в темноте рощи, сады, поля. О, О, О. 2. Луна освещала сад, дорожки, беседку. О, О, О. 3. Листва падала на скамейки, дорожки, землю. О, О,О. 4. Сверкала, гремела, извивалась молния. О, О, О. 5. Подарила яблоня людям крупные, здоровые, сочные плоды. О, О, О. Упражнение: 112. Поставьте нужный по смыслу союз (и, а, но). 1. Лень ослабляет тело, но не укрепляет. О, но О. 2. Белые цветочки вечером расцветает, а утром увядают. О, а О. 3. Эта тропинка короткая, но очень трудная. О, но О. 4. Дождь прошел, а землю не напоил. О, а О. 5. Я люблю варенье и джем. О и О. 6. Мне нравится лето и осень. О и О. V. Игра: «Найди пару». Соревнуются две команды. 1) Сам погибай, а товарища выручай. 2) Ехал в Казань, а попал в Рязань. 3) Мороз не велик, а стоят не велит. 4) Лесом шел, а дров не видел. 5) Совесть без зубов, а загрызет. 2. Опишите ситуацию по пословице: 1) Терпенье и труд все перетрут. 2) Забота не ревет, но спать не дает. 3. Конкурс на знание пословиц, скороговорок, загадок. 1 команда 2 команда Пословицы 1. Испокон века книга растит человека. 2. Чтение – вот лучшее учение. 3. Будешь книги читать – будешь все знать. 4. Ум без книги, как птица без крыльев. 5. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 6. Кто много читает, тот много знает. 7. Мудрым никто не родился, а научился. Загадки 1. Грамоты не знаю, а весь век книгу. (Ручка). 2. Сам дней не знает, а другим указывает. ( Календарь). 3. Есть 7 братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели). 4. Красная девушка по небу ходит. ( Солнце). Скороговорки 1. Бегают две курицы прямо на улице. 2. В цветнике цветут цветы. 3. Летит скворец зиме конец. 4. Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь. 5. Волки рыщут, пищу ищут. 6. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке. VI. Творческая работа. По интерактивной доске рассматривается картина И. Левитана «Золотая осень». 1. Слово учителя о художнике Левитане. Исаака Левитана (1860 – 1900) называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику удавалось передать живое дыхание природы. И. Левитан родился 18 августа 1860 года в большом литовском городке Клебартий в еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву. Две команды устно рисуют картину И. И. Левитана «Золотая осень». 1. Расскажите, что вы видите на этой картине. 2. Какое впечатление производит на вас эта картина? 3. Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Осень». Прочитайте наизусть: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. VII. Подведение итогов. Оценки. Работа по таблице с. 52. Запятая ставится: 1. Однородные члены связаны интонацией перечисления. В саду растут яблони, вишни. О, О. 2. Однородные члены связаны повторяющимися союзами. В саду растут и яблони, и вишни. и О, и О. 3. Однородные члены связаны союзами а, но. В саду растут яблони, а не вишни. О, а О. Запятая не ставится: 1. Однородные члены связаны одиночными союзами (кроме, а, но). В саду растут яблони и вишни. О и О. VIII. Домашнее задание. Правило, Упражнение: 116, 117. | |
Просмотров: 2578 | Загрузок: 140 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|