Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Бородино». (5 класс). Трубач Алина Михайловна. учитель русского языка и литературы ОСШ № 27 г. Темиртау. Цели урока: воспитание уважения к историческим событиям России; знакомство с исторической основой стихотворения; воспитание чувства патриотизма. План урока: 1. 5 мин. Вступительная беседа. 2. 10 мин. Работа в «домашних» группах. 3. 13 мин. Работа экспертов. 4. 10 мин. Ответы учащихся. 5. 5 мин. Подведение итога урока. 6. 2 мин. Домашнее задание. Ход урока: 1. Вступительная беседа. Цель её- приблизить личный опыт пятиклассников, уровень из понимания к восприятию содержания изучаемого произведения. - Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? - А что может являться гордостью всего народа? Учитель обобщает ответы учащихся и сообщает тему двух последующих уроков- Бородинское сражение 1812 года. Домашним заданием у учащихся было прочитать стихотворение «Бородино». Также учащимся сообщается о форме работы на уроке - работа в группах 2.Работа в «домашних» группах. Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек (в зависимости от количества человек в классе). Каждой группе выдается свой лист с заданием. Цель работы в домашней группе- максимально полно усвоить предложенный материал с тем. Чтобы на следующем этапе урока суметь объяснить этот материал в другой группе. В домашних группах учащиеся также проговаривают формы и методы объяснения материала. 3.Работа экспертов. Ученики рассаживаются так, чтобы во вновь образованных группах сидели ученики из разных «домашних» групп. Теперь каждый ученик- эксперт, который должен объяснить другим материал, изученный им в домашней группе. 4. Ответы учащихся. Теперь настало время показать свои знания. Учитель задает вопросы по материалу всех Листов, требующие краткого ответа. Ученики записывают ответы. После этого учащиеся обмениваются тетрадями и учитель зачитывает правильные ответы- идет взаимопроверка. 5.Подведение итога урока. Подсчитываются правильные ответы, выставляются оценки. Выбирается лучшая «домашняя» группа, сумевшая наиболее качественно объяснить свой материал. 6. Домашнее задание. Ответить на вопросы: • Кто участвует в разговоре? • Как содержание первой строфы подсказывает нам как нужно её читать? • Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату? • Хотя Лермонтов не дает описания внешности рассказчика, как вы себе его представляет? • Почему в повторяющихся в тексте стихотворения строфах( см. 2 и 14) Лермонтов делает небольшие изменения? Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем? Лист№1. Михаил Юрьевич Лермонтов. (1814-1841). Детство поэта прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Лермонтову шел третий год, когда умерла его мать. Он остался с бабушкой, которая не поладила с отцом мальчика, и отец вынужден был расстаться с сыном. Ссора самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребенка. Бабушка - богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева- горячо любила внука и старалась сделать всё , чтобы он не чувствовал себя сиротой. В доме постоянно жили мальчики- сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом, часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов- командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе. Друзья вспоминали, что он был небольшого роста, но очень сильным и ловким. Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал, особенно любил лепить из крашеного воска. Был у мальчика и самодельный кукольный театр. Лист№2. Историческая справка. 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино. Деревне в 124 км. К западу от Москвы, произошло генеральное сражение отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов. Отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит и России. Вот так вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…» Лист № 3 Историческая справка. Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек., у французов- вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, т.к. русские впервые остались непобеждёнными, ослабило её наступательную активность , предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия , но я раздавлю и её…»Ему пришлось признать: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми». Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью говорить: «У Бородино французская армия разбилась о русскую». Вскоре после Бородинской битв была учреждена медаль. В указе об её учреждении говорилось: «Воины! Славный …год, в который … поразили вы лютого и сильного врага…минул; но не пройдут и не умолкнут … громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!» Лист № 4 Значение событий 1812 года для Лермонтова. События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере «Священных преданий» об отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении, наверное, рассказывал сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях- Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. Поступив в 1828 г. в Московский пансион, Лермонтов и здесь попадает в атмосферу культа героической Москвы 1812 года и восторженной поэтизации народа- героя. Под влиянием всех преданий о 1812 годе у Лермонтова сложилось убеждение, что главной движущей силой с событиях 1812 года был народ. В московском пожаре он увидел «выражение народной воли», народной формы борьбы с врагом. Любовь к Москве и русскому народу сливаются у поэта в едином патриотическом чувстве. «Бородино» явилось высшим поэтическим выражением лермонтовского патриотизма. Поэт воспел в нем истинное величие духа и подлинный героизм простого русского солдата.
|