Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Развитие критического мышления приизучении Лермонтова "Бородино"
[ Скачать с сервера (40.5 Kb) ] 2010-12-16, 4:00 PM
Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Бородино». (5 класс).
Трубач Алина Михайловна.
учитель русского языка
и литературы ОСШ № 27
г. Темиртау.

Цели урока: воспитание уважения к историческим событиям России; знакомство с исторической основой стихотворения; воспитание чувства патриотизма.
План урока:
1. 5 мин. Вступительная беседа.
2. 10 мин. Работа в «домашних» группах.
3. 13 мин. Работа экспертов.
4. 10 мин. Ответы учащихся.
5. 5 мин. Подведение итога урока.
6. 2 мин. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Вступительная беседа.
Цель её- приблизить личный опыт пятиклассников, уровень из понимания к восприятию содержания изучаемого произведения.
- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
- А что может являться гордостью всего народа?
Учитель обобщает ответы учащихся и сообщает тему двух последующих уроков- Бородинское сражение 1812 года.
Домашним заданием у учащихся было прочитать стихотворение «Бородино».
Также учащимся сообщается о форме работы на уроке - работа в группах
2.Работа в «домашних» группах.
Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек (в зависимости от количества человек в классе). Каждой группе выдается свой лист с заданием. Цель работы в домашней группе- максимально полно усвоить предложенный материал с тем. Чтобы на следующем этапе урока суметь объяснить этот материал в другой группе. В домашних группах учащиеся также проговаривают формы и методы объяснения материала.
3.Работа экспертов.
Ученики рассаживаются так, чтобы во вновь образованных группах сидели ученики из разных «домашних» групп. Теперь каждый ученик- эксперт, который должен объяснить другим материал, изученный им в домашней группе.
4. Ответы учащихся.
Теперь настало время показать свои знания. Учитель задает вопросы по материалу всех Листов, требующие краткого ответа. Ученики записывают ответы. После этого учащиеся обмениваются тетрадями и учитель зачитывает правильные ответы- идет взаимопроверка.
5.Подведение итога урока.
Подсчитываются правильные ответы, выставляются оценки. Выбирается лучшая «домашняя» группа, сумевшая наиболее качественно объяснить свой материал.
6. Домашнее задание.
Ответить на вопросы:
• Кто участвует в разговоре?
• Как содержание первой строфы подсказывает нам как нужно её читать?
• Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?
• Хотя Лермонтов не дает описания внешности рассказчика, как вы себе его представляет?
• Почему в повторяющихся в тексте стихотворения строфах( см. 2 и 14) Лермонтов делает небольшие изменения? Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем?

Лист№1.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (1814-1841).
Детство поэта прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Лермонтову шел третий год, когда умерла его мать. Он остался с бабушкой, которая не поладила с отцом мальчика, и отец вынужден был расстаться с сыном. Ссора самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребенка.
Бабушка - богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева- горячо любила внука и старалась сделать всё , чтобы он не чувствовал себя сиротой. В доме постоянно жили мальчики- сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом, часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов- командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе. Друзья вспоминали, что он был небольшого роста, но очень сильным и ловким.
Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал, особенно любил лепить из крашеного воска. Был у мальчика и самодельный кукольный театр.

Лист№2.
Историческая справка.
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино. Деревне в 124 км. К западу от Москвы, произошло генеральное сражение отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов. Отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит и России. Вот так вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…»

Лист № 3
Историческая справка.
Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек., у французов- вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, т.к. русские впервые остались непобеждёнными, ослабило её наступательную активность , предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия , но я раздавлю и её…»Ему пришлось признать: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».
Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью говорить: «У Бородино французская армия разбилась о русскую».
Вскоре после Бородинской битв была учреждена медаль. В указе об её учреждении говорилось: «Воины! Славный …год, в который … поразили вы лютого и сильного врага…минул; но не пройдут и не умолкнут … громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»
Лист № 4
Значение событий 1812 года для Лермонтова.
События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере «Священных преданий» об отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении, наверное, рассказывал сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях- Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении.
Поступив в 1828 г. в Московский пансион, Лермонтов и здесь попадает в атмосферу культа героической Москвы 1812 года и восторженной поэтизации народа- героя.
Под влиянием всех преданий о 1812 годе у Лермонтова сложилось убеждение, что главной движущей силой с событиях 1812 года был народ. В московском пожаре он увидел «выражение народной воли», народной формы борьбы с врагом.
Любовь к Москве и русскому народу сливаются у поэта в едином патриотическом чувстве. «Бородино» явилось высшим поэтическим выражением лермонтовского патриотизма. Поэт воспел в нем истинное величие духа и подлинный героизм простого русского солдата.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: alina900044
Просмотров: 3024 | Загрузок: 270 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru