Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (227.1 Kb) ] | 2013-07-12, 8:37 AM |
Тема урока: Лексика. Цели: повторение теории, совершенствование навыков употребления в устной и письменной речи синонимов, антонимов ,омонимов, слов в прямом и переносном значении, развитие речи и обогащение словаря учащихся новыми словами, воспитание чувства прекрасного. Тип урока: Повторение и закрепление знаний. Формы деятельности на уроке: групповая, индивидуальная, коллективная. Оборудование: слайды, интерактивная доска, репродукции картин, карточки. 1.Постановка цели. Какова тема и цель урока, вы узнаете, прочитав слова Козловского (слайд№1), которые являются эпиграфом к уроку. Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. - Ответьте на вопрос: Как вы понимаете слова Козловского? Сегодня мы остановимся в океане Знаний на чудном острове Лексика. Что означает это слово? Лексика - словарный состав языка, наука о словах, а точнее об их значениях. (слайд№2 «Остров Лексика»). Слова - это строительный материал языка, из которых создаются прекрасные речевые здания. Вы должны помнить, что самое главное здесь то, что каждое слово имеет своё значение. Им оно и отличается от других слов языка. Сегодня наша задача - повторить все изученные сведения по теме «Лексика». А главной воспитательной целью урока станет умение любить и понимать красоту окружающей природы, ведь мы будем говорить о прекрасном времени года, которое очень любил великий русский поэт Пушкин. Какое это время года? Это осень. Сегодня мы с вами проведём необычный урок с помощью музыки, пейзажной живописи и поэзии. Запись числа, темы урока в рабочих тетрадях. 2. Работа с компьютером. Что такое лексическое и грамматическое значение слова? Просмотр презентации. ( Слайд). Лексика Грамматика «НЕУЧ» - ЕМ- - «Необразованный и невежественный человек» -Мужской род, единственное число, творительный падеж. 5. Однозначные и многозначные слова. Какие слова называются однозначными и многозначными? Просмотр слайда, где показано, что глагол ИДТИ имеет 26 значений. Вы на доску посмотрите, что заметили, скажите? 6. Прямое и переносное значение. Прямое значение слова - это его основное лексическое значение. Переносное значение-это лексическое значение, основанное на сходстве, близости или смежности между собой предметов, явлений. Например: выражение ВЫЗЫВАЕТ ВОСХИЩЕНИЕ употреблено в переносном значении. Найти слова с переносным значением. (Слайд№7). Говорят у мамы руки непростые, Говорят, у мамы руки золотые! Я гляжу внимательно, подношу поближе. Трогаю и глажу - ничего не вижу. Почему так говорят? Как говорят об очень хорошем человеке? – Золотой человек. Определить средство выразительности, используемое в отрывке стихотворения С. Есенина. ( Слайд№8). Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки И горят серебряные росы. (Олицетворение). 7. Омонимы. Ученица читает слова, а ребята должны ответить, о чём предупреждает автор, о каких словах идёт речь? Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас слышат Одинаково нас пишут. Смысл « спрятан» в серединке, Сходным лицам вопреки Мы по смыслу далеки. Что такое омонимы? Приведите примеры омонимов. ЛУК. ЛИСТ. КЛЮЧ. МИР. (Слайд№9) Отличие омонимов от многозначных слов. Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, Омонимы характеризуются в разных словарных статьях. (Омонимы- соль, бор ). Когда речь идёт о многозначных словах, в них присутствует общий компонент значения, а в омонимах его нет. 8. Синонимы. Какие слова называются синонимами? Что такое синонимический ряд? Продолжите синонимический ряд. Какие бывают деревья? (Устно.) Шепчутся берёзы нежные, ласковые, … Гудят сосны могучие, высокие, … Синонимы позволяют выразить мысль наиболее… (продолжить мысль). 9. Работа с интерактивной доской. На месте пропусков попытайтесь предельно точно употребить синонимы безмолвие, тишина, затишье. Мы в лесу. Едва слышен шелест листьев. Изредка появляется невнятный звук. В лесу…. Сильный ветер шуршит в кронах деревьев, но вот он замирает на несколько минут. Наступило…. Ни единый звук не доходит до слуха. Всё замерло. В лесу царит …. Записать слова в рабочую тетрадь. 10. Музыкальный тренинг. На слайдах 10-11 картины осени. Одновременно звучит текст. Осень. Чарующе прекрасна золотая осень. Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе. Как неповторимы деревья в своей красе. Словно в сказочном хороводе стоят пламенно-красные осины, светло-жёлтые берёзки, могучие дубы. А рядом одинокое старое дерево вытянуло корявые ветви-руки вслед солнцу, словно хочет задержать его. Листья, плавно кружась, медленно опускаются и покрывают землю волшебным ковром. Как прекрасна золотая осень! Любите ли вы осень? 11. Антонимы. Звучит стихотворение. Ребята должны продолжить антонимические пары. Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, а ты Ответишь низко. Скажу я слово далеко, а ты ответишь… Скажу я слово потолок, а ты ответишь…пол. Скажу я слово « потерял», И скажешь ты … нашёл. Скажу я слово трус, Ответишь ты… храбрец. Теперь начало я скажу, Ну, отвечай… конец. 12. Паронимы. Какие слова называются паронимами? Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению. Надеть (Что?) пальто, сапоги, платье . Одеть (Кого?) малыша, брата, сестру. 13. Домашнее задание: 1 вариант - написать мини-сочинение об осени с использованием синонимов. 2 вариант - мини-сочинение с использованием антонимов. 3 вариант - записать 5 пословиц о доброте (используя омонимы, однозначные и многозначные слова). 14. Подведение итогов урока. | |
Просмотров: 1040 | Загрузок: 181 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|