Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Лексика.
[ Скачать с сервера (227.1 Kb) ] 2013-07-12, 8:37 AM
Тема урока: Лексика.

Цели: повторение теории, совершенствование навыков употребления в устной и письменной речи синонимов, антонимов ,омонимов, слов в прямом и переносном значении, развитие речи и обогащение словаря учащихся новыми словами, воспитание чувства прекрасного.

Тип урока: Повторение и закрепление знаний.
Формы деятельности на уроке: групповая, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: слайды, интерактивная доска, репродукции картин, карточки.

1.Постановка цели. Какова тема и цель урока, вы узнаете, прочитав слова Козловского (слайд№1), которые являются эпиграфом к уроку.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
- Ответьте на вопрос: Как вы понимаете слова Козловского?

Сегодня мы остановимся в океане Знаний на чудном острове Лексика. Что означает это слово? Лексика - словарный состав языка, наука о словах, а точнее об их значениях.
(слайд№2 «Остров Лексика»).
Слова - это строительный материал языка, из которых создаются прекрасные речевые здания. Вы должны помнить, что самое главное здесь то, что каждое слово имеет своё значение. Им оно и отличается от других слов языка.
Сегодня наша задача - повторить все изученные сведения по теме «Лексика». А главной воспитательной целью урока станет умение любить и понимать красоту окружающей природы, ведь мы будем говорить о прекрасном времени года, которое очень любил великий русский поэт Пушкин.
Какое это время года? Это осень.

Сегодня мы с вами проведём необычный урок с помощью музыки, пейзажной живописи и поэзии.

Запись числа, темы урока в рабочих тетрадях.

2. Работа с компьютером.
Что такое лексическое и грамматическое значение слова?

Просмотр презентации. ( Слайд).

Лексика Грамматика

«НЕУЧ» - ЕМ-

- «Необразованный и невежественный человек»
-Мужской род, единственное число, творительный падеж.

5. Однозначные и многозначные слова.
Какие слова называются однозначными и многозначными?
Просмотр слайда, где показано, что глагол ИДТИ имеет 26 значений.
Вы на доску посмотрите, что заметили, скажите?

6. Прямое и переносное значение.
Прямое значение слова - это его основное лексическое значение.
Переносное значение-это лексическое значение, основанное на сходстве, близости или смежности между собой предметов, явлений. Например: выражение ВЫЗЫВАЕТ ВОСХИЩЕНИЕ употреблено в переносном значении.

Найти слова с переносным значением. (Слайд№7).
Говорят у мамы руки непростые,
Говорят, у мамы руки золотые!
Я гляжу внимательно, подношу поближе.
Трогаю и глажу - ничего не вижу.
Почему так говорят? Как говорят об очень хорошем человеке? – Золотой человек.

Определить средство выразительности, используемое в отрывке стихотворения С. Есенина. ( Слайд№8).
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.
(Олицетворение).
7. Омонимы.
Ученица читает слова, а ребята должны ответить, о чём предупреждает автор, о каких словах идёт речь?
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас слышат
Одинаково нас пишут.
Смысл « спрятан» в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Что такое омонимы? Приведите примеры омонимов. ЛУК. ЛИСТ. КЛЮЧ. МИР.

(Слайд№9)
Отличие омонимов от многозначных слов.
Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье,
Омонимы характеризуются в разных словарных статьях. (Омонимы- соль, бор ).

Когда речь идёт о многозначных словах, в них присутствует общий компонент значения, а в омонимах его нет.
8. Синонимы.
Какие слова называются синонимами? Что такое синонимический ряд?
Продолжите синонимический ряд.
Какие бывают деревья? (Устно.)
Шепчутся берёзы нежные, ласковые, …
Гудят сосны могучие, высокие, …
Синонимы позволяют выразить мысль наиболее… (продолжить мысль).

9. Работа с интерактивной доской.
На месте пропусков попытайтесь предельно точно употребить синонимы безмолвие, тишина, затишье.

Мы в лесу. Едва слышен шелест листьев. Изредка появляется невнятный звук. В лесу…. Сильный ветер шуршит в кронах деревьев, но вот он замирает на несколько минут. Наступило…. Ни единый звук не доходит до слуха. Всё замерло. В лесу царит ….
Записать слова в рабочую тетрадь.
10. Музыкальный тренинг.
На слайдах 10-11 картины осени. Одновременно звучит текст.
Осень.
Чарующе прекрасна золотая осень. Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе. Как неповторимы деревья в своей красе. Словно в сказочном хороводе стоят пламенно-красные осины, светло-жёлтые берёзки, могучие дубы. А рядом одинокое старое дерево вытянуло корявые ветви-руки вслед солнцу, словно хочет задержать его.
Листья, плавно кружась, медленно опускаются и покрывают землю волшебным ковром. Как прекрасна золотая осень!
Любите ли вы осень?
11. Антонимы.
Звучит стихотворение. Ребята должны продолжить антонимические пары.
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко, а ты
Ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь…
Скажу я слово потолок, а ты ответишь…пол.
Скажу я слово « потерял»,
И скажешь ты … нашёл.
Скажу я слово трус,
Ответишь ты… храбрец.
Теперь начало я скажу, Ну, отвечай… конец.

12. Паронимы.
Какие слова называются паронимами?
Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению.
Надеть (Что?) пальто, сапоги, платье .
Одеть (Кого?) малыша, брата, сестру.

13. Домашнее задание:
1 вариант - написать мини-сочинение об осени с использованием синонимов.
2 вариант - мини-сочинение с использованием антонимов.
3 вариант - записать 5 пословиц о доброте (используя омонимы, однозначные и многозначные слова).
14. Подведение итогов урока.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Толеу
Просмотров: 1049 | Загрузок: 181 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru