Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Лирические бытовые песни
2013-11-29, 5:07 PM
Лирические бытовые песни
Форма урока: межпредметный интегрированный урок русской словесности и музыки. Урок творчества.
Цель: познакомить с классификацией лирических бытовых песен по характеру, исполнению, содержанию и герою.
Задачи:
1. дать знания учащимся о лирической бытовой песне, ее классификации по характеру исполнения, композиции; познакомить с приемами создания композиции протяжной песни; повторить изученное о художественных средствах в поэзии.
2. развивать интерес к учению с помощью использования ТСО, творчества; развивать чувство прекрасного через общение с музыкой, поэзией; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать песенный текст, обеспечить развитие умений сравнивать, классифицировать поэтические тексты.
3. воспитание интереса к русской литературе (фольклору). Воспитание организованности, дисциплинированности.

Структура урока:
организация начала урока
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий
первичное введение материала с использованием слайдов, выступлений учащихся, прослушивание песен
указание на то, что учащиеся должны запомнить
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти
актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка)
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов
контроль результатов первичного запоминания

Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.
2. Проверка домашнего задания
- Повторение о родах литературы: эпос, лирика, драма
- Какие песни мы называем историческими (определение)
- Когда появились первые исторические песни (13-14вв)
- Чем они отличаются от былин? (образ богатыря обобщен, гиперболизирован, историческая песня о конкретных людях)
- Кому из исторических личностей посвящены целые циклы песен? (Иван Грозный, Степан Разин, Александр Суворов, Емельян Пугачев)
3. Знакомство с новой темой
Лирические бытовые песни
Слово учителя
- Что отражено в лирике (чувства и переживания)
- Что такое быт (все, что связано с повседневной жизнью)
Лирические бытовые песни передают чувства и переживания человека, но эти чувства имеют коллективный характер. Основной источник – песни, перешедшие из обрядовой поэзии. В целом жанр необрядовой лирической песни сложился в позднее средневековье.
Знакомство с новым материалом по слайдам и примерам песен.
По характеру исполнения песни бывают: частые (скорые, быстрые), продольные (проголосные, протяжные)
Частые. Поются быстро, текст шутливый, жизнерадостный. Делятся на несколько групп.
- Шуточные. Их назначение рассмешить, развеселить. Основной прием алогизм (отсутствие логики). Исполнение песни «Жили-были» (русская народная. Исполняет учитель музыки)
- Плясовые. Отличаются плясовым ритмом. «Ах вы, сени, мои сени» (исполняет группа детей)
- Сатирические. Высмеивают все то, что противоречит крестьянской морали: лентяев, дураков. «Неделька» (исполняет учитель музыки)
Протяжные. Мелодия печальная, певучая. По содержанию и герою выделяются следующие группы:
- Любовные. О несчастной любви, разлуке с милым. «Во деревне то было Ольховке» (исполняет группа детей)
- Семейно-бытовые. О замужней жизни молодой женщины. Чтение текста «Ах кабы на цветы да не морозы…» (стр.75 учебника)
- Ямщицкие. Смерть ямщика в далекой стороне. «Степь да степь кругом…» (прослушивание через компьютер)
- Солдатские и рекрутские. Бытовая жизнь солдат. Чтение текста «Ах, пал туман на сине море…» (стр75 учебника). Прослушивание песни «У солдата выходной»
- Удалые или разбойничьи. Герои – «разбойнички», «люди вольные». Их деяния – форма социального протеста.

4. Композиции протяжной лирической песни:
Монолог – выражение чувств и мыслей. «Не уходи, побудь со мною…»
Диалог – разговор матери и дочери, мужа и жены, влюбленных. «Миленький ты мой…» (в исполнении детей)
Описание. Содержание выражается символическими образами. «Что стоишь качаясь…»
Повествование о каком-нибудь событии. «Темно-вишневая шаль»
Описательно-повествовательные. Песня начинается описанием, затем следует монолог или диалог. «Огонек»

5. Приемы создания композиции.
Психологический параллелизм.
Цвели, цвели цветики, да поблекли
Любил меня милый дружок да покинул
Символы.
Радость – солнце, виноград, хмель
Грусть – полынь, осина, рябина, туман
Юноша – соловей, селезень, голубь, дуб
Девушка – белая лебедушка, голубка, серая утушка, сладкая вишня
Символы одиночества – луна; печали - звезда
Прием ступенчатого сужения.
В чистом поле при долине
Луговинка зелена,
Что на этой луговинке
Зелен садочек стоит,
Что во этом во садочке
Рябинушка выросла;
И на этой ли на рябинке
Соловьюшко поет.
Долина

луг



садочек

рябина

соловей

6. Смысловая группировка. Систематизация материала (таблица). Указание на
то, что нужно запомнить. Дети получают конспект урока систематизированный в
таблицы.

7. Первичное закрепление. Исполнение песни «Каде- Русель». Определение
песни по характеру исполнения, определение приемов создания композиции.

8. Контроль результатов первичного закрепления.
Дети работают по двое. Учитель раздает тексты песен для анализа и план разбора песен. (Слайд)
Проверка полученных результатов
Блиц-опрос

9. Рефлексия. Оценки за урок.
Д/з. Подобрать и исполнить лирические бытовые песни, выполнить анализ по плану.

Приложение 1.
Лирические бытовые песни
(классификация песен)

Частые
Протяжные
1. Шуточные. Назначение: рассмешить, развеселить. Основной прием: алогизм (отсутствие логики)
2. Плясовые – отличаются плясовым ритмом
3. Сатирические. Высмеивают все то, что противоречит крестьянской морали: лентяев, дураков
1. Любовные. Отношения между юношей и девушкой, их мысли и чувства. Часто о несчастной любви, запрете родителей любить.
2. Семейно-бытовые. О замужней жизни молодой женщины.
3. Ямщицкие. Смерть ямщика в далекой стороне.
4. Солдатские. Бытовая жизнь солдат, их настроение, думы о родной стороне.
5. Удалые или разбойничьи. Герои – разбойники.

Композиции протяжной лирической песни:

Монолог – прямое выражение чувств и мыслей.
Диалог – разговор матери и дочери, мужа и жены, влюбленных.
Описание. Содержание выражается символическими образами.
Повествование о каком-нибудь событии.
Описательно-повествовательные. Песня открывается кратким описанием и повествованием, а затем следует монолог или диалог.

Приемы создания композиции.

Психологический или образный параллелизм. В начале дается картина из жизни, а затем картина из жизни человека.
Символы – иносказание или условное обозначение чувств:
Радость – солнце, виноград, хмель
Грусть – полынь, осина, рябина, туман
Юноша – соловей, селезень, голубь, дуб
Девушка – белая лебедушка, голубка, серая утушка, сладкая вишня
Символы одиночества – луна; печали - звезда
Прием ступенчатого сужения. От образа с наиболее широким объемом содержания к образу с более узким объемом содержания.

План анализа песни.

1. Лирическая или историческая
2. Лирическая частая или протяжная
3. а) Частые. Шуточная, плясовая или сатирическая
б) Протяжная. Любовная, семейно-бытовая, ямщицкая, солдатская
4. Если протяжная, то какова композиция: монолог, диалог, повествование, описание и повествование
5. Приемы создания композиции
Категория: Русский язык и литература | Добавил: суперанна
Просмотров: 5029 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-02, 6:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru