Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2013-11-29, 5:07 PM | |
Лирические бытовые песни Форма урока: межпредметный интегрированный урок русской словесности и музыки. Урок творчества. Цель: познакомить с классификацией лирических бытовых песен по характеру, исполнению, содержанию и герою. Задачи: 1. дать знания учащимся о лирической бытовой песне, ее классификации по характеру исполнения, композиции; познакомить с приемами создания композиции протяжной песни; повторить изученное о художественных средствах в поэзии. 2. развивать интерес к учению с помощью использования ТСО, творчества; развивать чувство прекрасного через общение с музыкой, поэзией; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать песенный текст, обеспечить развитие умений сравнивать, классифицировать поэтические тексты. 3. воспитание интереса к русской литературе (фольклору). Воспитание организованности, дисциплинированности. Структура урока: организация начала урока постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий первичное введение материала с использованием слайдов, выступлений учащихся, прослушивание песен указание на то, что учащиеся должны запомнить мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка) первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов контроль результатов первичного запоминания Ход урока: 1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. 2. Проверка домашнего задания - Повторение о родах литературы: эпос, лирика, драма - Какие песни мы называем историческими (определение) - Когда появились первые исторические песни (13-14вв) - Чем они отличаются от былин? (образ богатыря обобщен, гиперболизирован, историческая песня о конкретных людях) - Кому из исторических личностей посвящены целые циклы песен? (Иван Грозный, Степан Разин, Александр Суворов, Емельян Пугачев) 3. Знакомство с новой темой Лирические бытовые песни Слово учителя - Что отражено в лирике (чувства и переживания) - Что такое быт (все, что связано с повседневной жизнью) Лирические бытовые песни передают чувства и переживания человека, но эти чувства имеют коллективный характер. Основной источник – песни, перешедшие из обрядовой поэзии. В целом жанр необрядовой лирической песни сложился в позднее средневековье. Знакомство с новым материалом по слайдам и примерам песен. По характеру исполнения песни бывают: частые (скорые, быстрые), продольные (проголосные, протяжные) Частые. Поются быстро, текст шутливый, жизнерадостный. Делятся на несколько групп. - Шуточные. Их назначение рассмешить, развеселить. Основной прием алогизм (отсутствие логики). Исполнение песни «Жили-были» (русская народная. Исполняет учитель музыки) - Плясовые. Отличаются плясовым ритмом. «Ах вы, сени, мои сени» (исполняет группа детей) - Сатирические. Высмеивают все то, что противоречит крестьянской морали: лентяев, дураков. «Неделька» (исполняет учитель музыки) Протяжные. Мелодия печальная, певучая. По содержанию и герою выделяются следующие группы: - Любовные. О несчастной любви, разлуке с милым. «Во деревне то было Ольховке» (исполняет группа детей) - Семейно-бытовые. О замужней жизни молодой женщины. Чтение текста «Ах кабы на цветы да не морозы…» (стр.75 учебника) - Ямщицкие. Смерть ямщика в далекой стороне. «Степь да степь кругом…» (прослушивание через компьютер) - Солдатские и рекрутские. Бытовая жизнь солдат. Чтение текста «Ах, пал туман на сине море…» (стр75 учебника). Прослушивание песни «У солдата выходной» - Удалые или разбойничьи. Герои – «разбойнички», «люди вольные». Их деяния – форма социального протеста. 4. Композиции протяжной лирической песни: Монолог – выражение чувств и мыслей. «Не уходи, побудь со мною…» Диалог – разговор матери и дочери, мужа и жены, влюбленных. «Миленький ты мой…» (в исполнении детей) Описание. Содержание выражается символическими образами. «Что стоишь качаясь…» Повествование о каком-нибудь событии. «Темно-вишневая шаль» Описательно-повествовательные. Песня начинается описанием, затем следует монолог или диалог. «Огонек» 5. Приемы создания композиции. Психологический параллелизм. Цвели, цвели цветики, да поблекли Любил меня милый дружок да покинул Символы. Радость – солнце, виноград, хмель Грусть – полынь, осина, рябина, туман Юноша – соловей, селезень, голубь, дуб Девушка – белая лебедушка, голубка, серая утушка, сладкая вишня Символы одиночества – луна; печали - звезда Прием ступенчатого сужения. В чистом поле при долине Луговинка зелена, Что на этой луговинке Зелен садочек стоит, Что во этом во садочке Рябинушка выросла; И на этой ли на рябинке Соловьюшко поет. Долина луг садочек рябина соловей 6. Смысловая группировка. Систематизация материала (таблица). Указание на то, что нужно запомнить. Дети получают конспект урока систематизированный в таблицы. 7. Первичное закрепление. Исполнение песни «Каде- Русель». Определение песни по характеру исполнения, определение приемов создания композиции. 8. Контроль результатов первичного закрепления. Дети работают по двое. Учитель раздает тексты песен для анализа и план разбора песен. (Слайд) Проверка полученных результатов Блиц-опрос 9. Рефлексия. Оценки за урок. Д/з. Подобрать и исполнить лирические бытовые песни, выполнить анализ по плану. Приложение 1. Лирические бытовые песни (классификация песен) Частые Протяжные 1. Шуточные. Назначение: рассмешить, развеселить. Основной прием: алогизм (отсутствие логики) 2. Плясовые – отличаются плясовым ритмом 3. Сатирические. Высмеивают все то, что противоречит крестьянской морали: лентяев, дураков 1. Любовные. Отношения между юношей и девушкой, их мысли и чувства. Часто о несчастной любви, запрете родителей любить. 2. Семейно-бытовые. О замужней жизни молодой женщины. 3. Ямщицкие. Смерть ямщика в далекой стороне. 4. Солдатские. Бытовая жизнь солдат, их настроение, думы о родной стороне. 5. Удалые или разбойничьи. Герои – разбойники. Композиции протяжной лирической песни: Монолог – прямое выражение чувств и мыслей. Диалог – разговор матери и дочери, мужа и жены, влюбленных. Описание. Содержание выражается символическими образами. Повествование о каком-нибудь событии. Описательно-повествовательные. Песня открывается кратким описанием и повествованием, а затем следует монолог или диалог. Приемы создания композиции. Психологический или образный параллелизм. В начале дается картина из жизни, а затем картина из жизни человека. Символы – иносказание или условное обозначение чувств: Радость – солнце, виноград, хмель Грусть – полынь, осина, рябина, туман Юноша – соловей, селезень, голубь, дуб Девушка – белая лебедушка, голубка, серая утушка, сладкая вишня Символы одиночества – луна; печали - звезда Прием ступенчатого сужения. От образа с наиболее широким объемом содержания к образу с более узким объемом содержания. План анализа песни. 1. Лирическая или историческая 2. Лирическая частая или протяжная 3. а) Частые. Шуточная, плясовая или сатирическая б) Протяжная. Любовная, семейно-бытовая, ямщицкая, солдатская 4. Если протяжная, то какова композиция: монолог, диалог, повествование, описание и повествование 5. Приемы создания композиции | |
Просмотров: 5029 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|