Основные компоненты научного исследования Тема исследования должна быть актуальной, четко и ясно сформулированной. Объект исследования – область поиска. Предмет исследования – определяет границы изучения объекта в конкретном исследовании. Проблема исследования – тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении. Цель исследования всегда должна быть направлена на решение определенной научной проблемы. Она формулируется предельно точно в смысловом отношении, выражает основное, что намерен сделать исследователь. Цель может быть только одна. Помните! Формулировка цели, тема и предмет исследования должны соответствовать друг другу. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задачи исследования – это более детальное рассмотрение вопросов, связанных с темой, они указывают пути и способы достижения цели. Задачи даются в форме перечисления с использованием глаголов: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т.п. Причем эти глаголы должны предполагать именно интеллектуальную деятельность. Методы исследования – 1) Методы сбора информации (наблюдение, анкетирование и т.п.) 2) Методы обработки данных – методы количественного и качественного анализа собранной на первом этапе информации. Результатом является создание таблиц, графиков, схем и т.п. 3) Интерпретационные методы – методы, с помощью которых создается авторская интерпретация собранных сведений. Результатом является создание авторского сочинения. Актуальность исследования – кратко и аргументировано объяснить, почему была взята эта тема, чем был обусловлен выбор. Значимость работы может быть доказана как собственной аргументацией, так и ссылками на признанные авторитеты в этой сфере. Гипотеза исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует. Новизна исследования – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов исследования. Относительно школьных работ можно говорить лишь об элементах новизны. Критерии новизны: использование новых, ещё не использованных источников; рассмотрение темы под новым углом зрения; исследование проводится впервые на оригинальную тему; проблема рассматривается в новых рамках (то есть изменяются границы темы). ...
|