Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Образ фауны в художественной литературе»
[ Скачать с сервера (492.9 Kb) ] 2011-01-22, 9:26 AM
________________________________________

«Образ фауны в художественной литературе»
(с использованием инновационных и традиционных методов и приемов)
Цели:
1. Образовательная: осознание и мотивация учебной деятельности, обучение видам самостоятельной деятельности методом «Проекта», умение пользоваться дополнительной, справочной литературой.
2. Развивающая: развить умение и навыки самостоятельной работы; добывать и перерабатывать полученную информацию о науке.
3. Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою школу, класс, привить интерес к знаниям.
Методы: Монологический, диалектический, исследовательский, поисковый, метод «Проекта», метод «Кластера», метод «Синквейна», индивидуальная, групповая творческая работа, игровая викторина.
Оборудование: ТСО: видеомагнитофон, телевизор, компьютер.
Наглядность: Энциклопедии, учебники, карточки, творческие проекты-плакаты, подборка художественной литературы о животных, клетка с живым попугаем.
План урока.
I Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем наших гостей (кивок
головой, хлопок в ладоши). Сели за парты. Откройте ваши рабочие тетради, запишем число.
- Сегодня мы продолжаем работать в нашей творческой Мастерской. Наша работа связана с технологией проектного обучения. Эта форма работы интересна тем, что 1) развивается ваша фантазия и творчество, 2)появляется возможность открыть для себя много нового и неизвестного, 3) ваша творческая работа выходит за рамки класса (т.е. домашняя работа), 4) вы занимаетесь проблемами, связанными с жизненными ситуациями, 5) и вообще, такая работа приносит радость общения и гордость за конечный результат.
Наша «Мастерская» дает возможность показать нашим гостям и себе оригинальность, смекалку, выдумку, умение находить наиболее интересное из большого количества информации и многие другие ваши качества. А самое главное, творчество во всех проявлениях.
- Сегодня перед нами стоят такие цели урока, как:
1. Обобщить ранее рассмотренный материал,
2. Провести презентацию ваших Проектов о фауне.
3. Систематизировать и закрепить новые занятия и умения.

4. Проследить взаимосвязь между такими учебными предметами, как: русская словесность и зоология.
5. Умение сплоченно работать в командах.
Эпиграфом сегодняшнего урока прозвучат такие слова римского философа Луция Сенеки.
Уча других, мы учимся сами.
Поэтому я приглашаю вас сегодня учиться самим и учить других.
II Побуждение к творческой деятельности.
1. Повторение «Оглянись на пройденное»
- Скажите, пожалуйста, какую тему на предыдущих уроках словесности
мы начали рассматривать? Правильно! «Образ фауны в художественной
литературе».
- А что же такое художественная литература? (письменная форма
искусства, изображающая действительность в образах, в поэзии, прозе).
- Что такое искусство? (умение, мастерство).
- Литература? (искусство слова).
- А какая учебная дисциплина (т.е. предмет) рассматривает и изучает животный мир? Конечно зоология!
- На сегодняшнем уроке мы попытаемся соединить два таких предмета, как Словесность и Зоологию. И рассмотреть их взаимосвязь, если таковая есть!
Итак, тема нашего урока «Образ фауны в художественной литературе».
2. Запись в тетрадь темы урока.
Мы знаем. Что такое литература, а что же такое фауна? (животный мир). Напоминаю, работа в классе идет в 5 командах. Командиры отмечают результаты в таблице оценок. За каждый правильный ответ + . В конце урока подсчитаем итоги и выставим оценки.
- Да, таинственный и разнообразный животный мир издавна притягивал
человека своей красотой, опасностями и экзотикой. Ведь человека, хотя
он и земное существо, всегда тянуло узнать тайны живых существ,
находящихся не только на земле, но и на небе, и в воде.
В мире литературы мы встречаемся с грустными, смешными, жизнеподобными и фантастическими историями, в которых действует разнообразные представления животного мира, т.е. фауны. 2. Составление опорного конспекта методом «Кластера» а) работа в тетрадях; б) озвучивание конспекта.
Дикие животные Рыбы Насекомые
Фауна
Домашние животные Пресмыкающиеся Птицы
6. А если хотите продолжить урок, давая свои знания другим, тихо присядьте на свои места.
г) Викторина «Самые».
Итак, проложим. Каждый класс, вид животных существ интересен по -своему. Сейчас я задам вопросы, а вы попытаетесь определить, к какому классу фауны относятся отгадки:
1. Самый хищный попугай - КЕА;
2. Самая крупная в мире птица - страус эму;
3. Самые красивые в мире птицы - райские (Новая Гвинея);
4. Самая маленькая среди птиц - колибри;
5. Сколько взмахов делает колибри в минуту - 200 раз;
6. Самые холодостойкие из птиц - пингвины.
- Приглашаем со своими Проектами команду
4. Птицы (Командиры оценивают участников команды).
Молодцы!
д) Викторина «Самые, самые, самые»
1. Самый крупный крокодил - нильский;
2. Самая крупная в мире лягушка - голиаф, живет в Камеруне;
3. Самый огромный червь на свете - гигантский дождевой, длина 2 метра, толщина 3 сантиметра;
4. Самая крупная лягушка Северной Америки - лягушка бык.
- О каком классе животных мы говорили, до пресмыкающихся? Прослушаем защиту проекта о пресмыкающихся.

5. Пресмыкающиеся
е) Дополнительная информация о змеях (видеокассета № 3).
- Дорогие, ребята! Спасибо за предоставленную информацию о животном
мире: домашних и диких животных, насекомых, птицах, пресмыкающихся.
Но мы ничего не сказали о классе рыб, какие названия рыб вам знакомы
(лещи, караси, окуни, скаты, сельдь, осетровые, карп, акулы)?
- Мне хотелось бы показать вам фрагмент об акулах, посмотрите,
пожалуйста, какие существуют акулы в морском пространстве.
ё) дополнительная информация об акулах (видеокассета №4)
ж) Физминутка. Отдохнем еще раз.
1. Если вы дети любознательные, поднимите руки.
2. Если вы твердо знаете чего хотите в жизни, покачайте головой +, если нет -.
3. Если вам было интересно быть вместе в команде, возьмитесь за руки.
4. Какую оценку вы бы хотели получить за работу на уроке, напишите в воздухе.
5. Теперь потихоньку присядьте на свои места, если хотите получить 4 и5
Спасибо! Продолжим работу нашей творческой Мастерской.

IV Закрепление новых знаний и умений.
- Скажите, пожалуйста, на первом уроке мы прослушали защиту ваших творческих проектов. А прослеживалась ли связь между Словесностью и Зоологией. Или каждая из этих дисциплин существует самостоятельно. (Есть взаимосвязь).
- Да, конечно литература не остается в стороне при изображении и описании животного мира.
- Я хочу, вам предоставить небольшую выставку художественной
литературы, в которой повествуется о разнообразных представителях фауны,
у таких авторов, как:
1. Мухтар Ауэзов «Северный Олень»;
2. Джеймс Хэрриот «И все они» (о домашних животных);
3. Арчи Бинз «Бастер, ко мне» (о тюлене);
4. Борис Бардин «Рысаки из легенды» (о лошадях);
5. Чарльз Роберте «Рыжий лис»;
6. Лидия Стишковская «О чем говорят животные»;
7. Сетон Томпсон «Рассказы о животных»;
8. Устное народное творчество «Сказки о животных»;
9. Научная литература: Энциклопедии, Красная Книга Казахстана.

1. Творческая групповая работа учащихся.
Слово учителя.
В Казахстане Красная книга учреждена Правительством Республики 16.01.1978 года. Первая часть увидела свет в 1979 году, третья в 1996 году, в неё было внесено 87 видов и подвидов животных.
- Скажите, а вам известны виды животного мира вашей творческой группы:
птицы, дикие животные, находящиеся в Красной книге. Итак, литература
тесно связана с животным миром. Давайте поговорим о животных в поэзии.
2. Конкурс «Определи рифму, размер стихотворения»
Задание: команды получают карточки, определяют размер стихотворения, рифму.
3. Работа с электронной энциклопедией. Выступление ученицы с
использованием компьютера. О повадках и жизни на воле разных видов обезьян.
4. Работа методом «Кластера» «Сосчитай».
Задание: просмотреть мультфильм (видеокассета №5) взять опорное слово животное, последить и записать, названия лшвотных, которые встретятся в мультфильме.
- Мультфильм называется «Лесной концерт», создан 1950 году и входит в золотой фонд мультипликации.
6. Школьный зоопарк. Работа методом «Синквейна».
Задание: ученикам предоставляется возможность рассмотреть, понаблюдать за живым попугаем, затем методом «Синквейна» сделать творческую работу.
а) 1. Тема: существительное Попугай
Описание: прилагательное яркий, прыгающий. Действие: глагол летает, играет, стучит. Отношение к теме Шалун, проказник.
2. Составление мини-сочинение о попугае.
3. Синоним: проказник.
б) Далее каждая группа озвучивает написанное.
V Викторина «Самый, самый»
1. Самая крупная человекообразная обезьяна - горилла;
2. Самое высокое в мире животное - жираф;
3. Самые примитивные звери на земле - утконос, ехидна;
4. Самые обычные звери - волк, лиса, олень;
5. Самая распространенная из диких кошек - рысь;
6. Самая крупная бабочка в мире - агрипина;
7. Самое медленное в мире животное - ленивец;
8. Самое крупное животное нашей планеты - синий кит.
VI Мы подходим к следующему этапу нашего урока «Рефлексии».
Задание: каждая группа отвечает на вопросы учителя.
1. Чем мы с вами занимались в творческой мастерской?
2. Что узнали нового? О чем говорили, услышали?
3. Что запомнилось больше всего?
4. Чье выступление понравилось больше?
5. Будем ли продолжать работать в нашей творческой мастерской?
6. Достигли ли мы поставленных целей в начале урока?
VII Домашнее задание: страницы 203-206. На следующем уроке поговорим о художественном времени.
VIII Оценивание учеников.
У каждого командира карточка ответов, которую он заполнял в течении урока. За каждый правильный ответ ставили «+». Количество «+» подсчитаем.
IX Слово учителя.
Дорогие ребята! Вот и подошел к концу наш нетрадиционный урок Творчества и Мастерства. Мне бы хотелось поблагодарить за самостоятельную поисковую работу. По этому случаю прочту слова Коменского «Считайте несчастным тот день или час, в который вы не усвоили ничего нового и ничего не прибавили к своему образованию». Поэтому, возвращаясь к эпиграфу нашего урока, хочу пожелать вам учить других, и самим, добывать знания и развивать себя во всех областях (поощрительный - сладкий приз классу).
Давайте поблагодарим наших гостей за то, что нашли время прийти к нам (кивок головой, хлопок).
Спасибо! Урок окончен. До свидания.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: ostrovka71
Просмотров: 6507 | Загрузок: 520 | Рейтинг: 3.2/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru