________________________________________ «Образ фауны в художественной литературе» (с использованием инновационных и традиционных методов и приемов) Цели: 1. Образовательная: осознание и мотивация учебной деятельности, обучение видам самостоятельной деятельности методом «Проекта», умение пользоваться дополнительной, справочной литературой. 2. Развивающая: развить умение и навыки самостоятельной работы; добывать и перерабатывать полученную информацию о науке. 3. Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою школу, класс, привить интерес к знаниям. Методы: Монологический, диалектический, исследовательский, поисковый, метод «Проекта», метод «Кластера», метод «Синквейна», индивидуальная, групповая творческая работа, игровая викторина. Оборудование: ТСО: видеомагнитофон, телевизор, компьютер. Наглядность: Энциклопедии, учебники, карточки, творческие проекты-плакаты, подборка художественной литературы о животных, клетка с живым попугаем. План урока. I Организационный момент. - Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем наших гостей (кивок головой, хлопок в ладоши). Сели за парты. Откройте ваши рабочие тетради, запишем число. - Сегодня мы продолжаем работать в нашей творческой Мастерской. Наша работа связана с технологией проектного обучения. Эта форма работы интересна тем, что 1) развивается ваша фантазия и творчество, 2)появляется возможность открыть для себя много нового и неизвестного, 3) ваша творческая работа выходит за рамки класса (т.е. домашняя работа), 4) вы занимаетесь проблемами, связанными с жизненными ситуациями, 5) и вообще, такая работа приносит радость общения и гордость за конечный результат. Наша «Мастерская» дает возможность показать нашим гостям и себе оригинальность, смекалку, выдумку, умение находить наиболее интересное из большого количества информации и многие другие ваши качества. А самое главное, творчество во всех проявлениях. - Сегодня перед нами стоят такие цели урока, как: 1. Обобщить ранее рассмотренный материал, 2. Провести презентацию ваших Проектов о фауне. 3. Систематизировать и закрепить новые занятия и умения. 4. Проследить взаимосвязь между такими учебными предметами, как: русская словесность и зоология. 5. Умение сплоченно работать в командах. Эпиграфом сегодняшнего урока прозвучат такие слова римского философа Луция Сенеки. Уча других, мы учимся сами. Поэтому я приглашаю вас сегодня учиться самим и учить других. II Побуждение к творческой деятельности. 1. Повторение «Оглянись на пройденное» - Скажите, пожалуйста, какую тему на предыдущих уроках словесности мы начали рассматривать? Правильно! «Образ фауны в художественной литературе». - А что же такое художественная литература? (письменная форма искусства, изображающая действительность в образах, в поэзии, прозе). - Что такое искусство? (умение, мастерство). - Литература? (искусство слова). - А какая учебная дисциплина (т.е. предмет) рассматривает и изучает животный мир? Конечно зоология! - На сегодняшнем уроке мы попытаемся соединить два таких предмета, как Словесность и Зоологию. И рассмотреть их взаимосвязь, если таковая есть! Итак, тема нашего урока «Образ фауны в художественной литературе». 2. Запись в тетрадь темы урока. Мы знаем. Что такое литература, а что же такое фауна? (животный мир). Напоминаю, работа в классе идет в 5 командах. Командиры отмечают результаты в таблице оценок. За каждый правильный ответ + . В конце урока подсчитаем итоги и выставим оценки. - Да, таинственный и разнообразный животный мир издавна притягивал человека своей красотой, опасностями и экзотикой. Ведь человека, хотя он и земное существо, всегда тянуло узнать тайны живых существ, находящихся не только на земле, но и на небе, и в воде. В мире литературы мы встречаемся с грустными, смешными, жизнеподобными и фантастическими историями, в которых действует разнообразные представления животного мира, т.е. фауны. 2. Составление опорного конспекта методом «Кластера» а) работа в тетрадях; б) озвучивание конспекта. Дикие животные Рыбы Насекомые Фауна Домашние животные Пресмыкающиеся Птицы 6. А если хотите продолжить урок, давая свои знания другим, тихо присядьте на свои места. г) Викторина «Самые». Итак, проложим. Каждый класс, вид животных существ интересен по -своему. Сейчас я задам вопросы, а вы попытаетесь определить, к какому классу фауны относятся отгадки: 1. Самый хищный попугай - КЕА; 2. Самая крупная в мире птица - страус эму; 3. Самые красивые в мире птицы - райские (Новая Гвинея); 4. Самая маленькая среди птиц - колибри; 5. Сколько взмахов делает колибри в минуту - 200 раз; 6. Самые холодостойкие из птиц - пингвины. - Приглашаем со своими Проектами команду 4. Птицы (Командиры оценивают участников команды). Молодцы! д) Викторина «Самые, самые, самые» 1. Самый крупный крокодил - нильский; 2. Самая крупная в мире лягушка - голиаф, живет в Камеруне; 3. Самый огромный червь на свете - гигантский дождевой, длина 2 метра, толщина 3 сантиметра; 4. Самая крупная лягушка Северной Америки - лягушка бык. - О каком классе животных мы говорили, до пресмыкающихся? Прослушаем защиту проекта о пресмыкающихся. 5. Пресмыкающиеся е) Дополнительная информация о змеях (видеокассета № 3). - Дорогие, ребята! Спасибо за предоставленную информацию о животном мире: домашних и диких животных, насекомых, птицах, пресмыкающихся. Но мы ничего не сказали о классе рыб, какие названия рыб вам знакомы (лещи, караси, окуни, скаты, сельдь, осетровые, карп, акулы)? - Мне хотелось бы показать вам фрагмент об акулах, посмотрите, пожалуйста, какие существуют акулы в морском пространстве. ё) дополнительная информация об акулах (видеокассета №4) ж) Физминутка. Отдохнем еще раз. 1. Если вы дети любознательные, поднимите руки. 2. Если вы твердо знаете чего хотите в жизни, покачайте головой +, если нет -. 3. Если вам было интересно быть вместе в команде, возьмитесь за руки. 4. Какую оценку вы бы хотели получить за работу на уроке, напишите в воздухе. 5. Теперь потихоньку присядьте на свои места, если хотите получить 4 и5 Спасибо! Продолжим работу нашей творческой Мастерской. IV Закрепление новых знаний и умений. - Скажите, пожалуйста, на первом уроке мы прослушали защиту ваших творческих проектов. А прослеживалась ли связь между Словесностью и Зоологией. Или каждая из этих дисциплин существует самостоятельно. (Есть взаимосвязь). - Да, конечно литература не остается в стороне при изображении и описании животного мира. - Я хочу, вам предоставить небольшую выставку художественной литературы, в которой повествуется о разнообразных представителях фауны, у таких авторов, как: 1. Мухтар Ауэзов «Северный Олень»; 2. Джеймс Хэрриот «И все они» (о домашних животных); 3. Арчи Бинз «Бастер, ко мне» (о тюлене); 4. Борис Бардин «Рысаки из легенды» (о лошадях); 5. Чарльз Роберте «Рыжий лис»; 6. Лидия Стишковская «О чем говорят животные»; 7. Сетон Томпсон «Рассказы о животных»; 8. Устное народное творчество «Сказки о животных»; 9. Научная литература: Энциклопедии, Красная Книга Казахстана. 1. Творческая групповая работа учащихся. Слово учителя. В Казахстане Красная книга учреждена Правительством Республики 16.01.1978 года. Первая часть увидела свет в 1979 году, третья в 1996 году, в неё было внесено 87 видов и подвидов животных. - Скажите, а вам известны виды животного мира вашей творческой группы: птицы, дикие животные, находящиеся в Красной книге. Итак, литература тесно связана с животным миром. Давайте поговорим о животных в поэзии. 2. Конкурс «Определи рифму, размер стихотворения» Задание: команды получают карточки, определяют размер стихотворения, рифму. 3. Работа с электронной энциклопедией. Выступление ученицы с использованием компьютера. О повадках и жизни на воле разных видов обезьян. 4. Работа методом «Кластера» «Сосчитай». Задание: просмотреть мультфильм (видеокассета №5) взять опорное слово животное, последить и записать, названия лшвотных, которые встретятся в мультфильме. - Мультфильм называется «Лесной концерт», создан 1950 году и входит в золотой фонд мультипликации. 6. Школьный зоопарк. Работа методом «Синквейна». Задание: ученикам предоставляется возможность рассмотреть, понаблюдать за живым попугаем, затем методом «Синквейна» сделать творческую работу. а) 1. Тема: существительное Попугай Описание: прилагательное яркий, прыгающий. Действие: глагол летает, играет, стучит. Отношение к теме Шалун, проказник. 2. Составление мини-сочинение о попугае. 3. Синоним: проказник. б) Далее каждая группа озвучивает написанное. V Викторина «Самый, самый» 1. Самая крупная человекообразная обезьяна - горилла; 2. Самое высокое в мире животное - жираф; 3. Самые примитивные звери на земле - утконос, ехидна; 4. Самые обычные звери - волк, лиса, олень; 5. Самая распространенная из диких кошек - рысь; 6. Самая крупная бабочка в мире - агрипина; 7. Самое медленное в мире животное - ленивец; 8. Самое крупное животное нашей планеты - синий кит. VI Мы подходим к следующему этапу нашего урока «Рефлексии». Задание: каждая группа отвечает на вопросы учителя. 1. Чем мы с вами занимались в творческой мастерской? 2. Что узнали нового? О чем говорили, услышали? 3. Что запомнилось больше всего? 4. Чье выступление понравилось больше? 5. Будем ли продолжать работать в нашей творческой мастерской? 6. Достигли ли мы поставленных целей в начале урока? VII Домашнее задание: страницы 203-206. На следующем уроке поговорим о художественном времени. VIII Оценивание учеников. У каждого командира карточка ответов, которую он заполнял в течении урока. За каждый правильный ответ ставили «+». Количество «+» подсчитаем. IX Слово учителя. Дорогие ребята! Вот и подошел к концу наш нетрадиционный урок Творчества и Мастерства. Мне бы хотелось поблагодарить за самостоятельную поисковую работу. По этому случаю прочту слова Коменского «Считайте несчастным тот день или час, в который вы не усвоили ничего нового и ничего не прибавили к своему образованию». Поэтому, возвращаясь к эпиграфу нашего урока, хочу пожелать вам учить других, и самим, добывать знания и развивать себя во всех областях (поощрительный - сладкий приз классу). Давайте поблагодарим наших гостей за то, что нашли время прийти к нам (кивок головой, хлопок). Спасибо! Урок окончен. До свидания.
|