Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Не» с существительными. (Урок – взаимообучения)
[ Скачать с сервера (347.1 Kb) ] 2011-01-22, 9:32 AM
«Не» с существительными.
(Урок – взаимообучения)

Цель: знать условия выбора слитного и раздельного написания
НЕ с существительными; умение различать, НЕ - приставку,
частицу, часть слова; умение сплочённо работать в группе.
Методы: индивидуальная работа, работа в группах,
поисковая, творческая работа, сравнительная работа:
монологический, диалогический, исследовательский,
алгоритмический методы.
Оборудование: ТСО, опорная схема, сигнальные карточки,
учебники, карточки, словари, опорные слова, эпиграф.
План урока
I. Организационный момент (1 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей (хлопок в ладоши). Сели за парты, открыли тетради, запишем число.
- Сегодня эпиграфом нашего урока прозвучат слова Лапласа: "То, что мы знаем, - ограничено,
а то, чего мы не знаем, - бесконечно".
- Я предлагаю вам заглянуть в бесконечность и узнать много
нового на сегодняшнем уроке. Сегодня перед нами стоят такие
цели, как:
1) Повторить ранее изученный материал;
2) Рассмотреть, систематизировать и закрепить новую тему;
3) Уметь сплочённо работать в группе. Итак, начнем.
II. Повторение. Работа над орфограммами "Оглянись на пройденное".
- Скажите, пожалуйста, какой раздел науки о языке мы сейчас рассматривали на наших уроках?
- Правильно, морфологию. А что изучает морфология? (ч. р.)
- Над какой частью речи, мы работаем на последних уроках? (Имя существительное)
- Так давайте повторим орфограммы, относящиеся к имени существительному.
1. Работа групп "Вопрос - ответ". Участники вытягивают карточку, обсуждают тему, дают ответ.
Напоминаю, что командиры в течение всего урока подсчитывают правильные ответы членов своей группы (+).
Карточки: № 1. Имя существительного?
№ 2. Разносклоняемые существительные?
№ 3. Несклоняемые существительные?
№ 4. Определение рода несклоняемых существи-тельных?
№ 5. Способы образования существительного?
№ 6. Общего рода?
№ 7. Правописание корня пол в сложных существительных?

2. Покажите сколько значений имеет слово вообще? (2)
- Какие? Определите, используя толковый словарь в
учебнике стр. 258 лексическое и грамматическое значения слова
Неряха.
Неряха - 1) неаккуратный, неряшливый человек;
2) нарицательное существительное общего рода,
ед. ч., им. п., 1 скл. - Правильно! Молодцы!
3. Индивидуальная работа по карточкам.
III. Систематизация знаний. Новая тема. Слово учителя.
- Скажите, пожалуйста, почему слово Неряха пишется слитно с не?
- Можете ли сразу ответить на этот вопрос?
- Сейчас мы с вами перейдем к рассмотрению новой темы "НЕ с существительными" (запись в тетради темы)
- Давайте займемся поисковой работой "Составим опорный конспект".

1. Работа по учебнику стр. 101 § 42
НЕ с существительными

Если

Слитно Раздельно
1. без НЕ не употребляются: 1. Если есть противопоставление
невежа, неряха с союзом а.
можно заменить близким неученье, а тьма;
по значению словом: не добро, а зло
неприятель (враг)
несчастье (беда)

2. Проверка опорного конспекта по схеме учителя (на доске схема)
Вопрос классу: что является условием слитного написания НЕ с существительными? а раздельно?
IV. Закрепление знаний. Поиграем устно в игру "Отгадай".
1. По лексическому значению определить слово.
Каждой команде задается по одному заданию.
а) Человек, которому не сидится на месте (непоседа)
б) Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка)
в) Грубый, невоспитанный человек (невежа)
г) Неуклюжий, неловкий человек (недотёпа)
д) Обидчивый, не терпящий шуток человек (недотрога)
- Что объединяет эти существительные? (Все характе-ризуют человека, все общего рода.)
- Почему все эти слова пишутся с не слитно? {без НЕ -не употребляются)
2. Творческая работа "Исправь неточность".
- Прослушайте стихотворения о таких словах. Обратите
внимание, что в стихотворении допущена одна неточность.
Постарайтесь её найти.
Прослушивание аудиозаписи со стихотворением. После учитель раздает текст с заданием. Ученики исправляют неточность, (карточки)
3. Запись слов, исправленных учащимися, только
существительных: недоуменьем, неразбериха, незабудки,
неряха, недотепа, невежа, несмеяна.
- Давайте прочтём исправленный текст стихотворения, определим, чем является НЕ, только ли частицей?
( НЕ м. б. и приставкой и частью корня.)
- Среди исправленных слов в стихотворении есть кроме существительных и прилагательные.
- Написание НЕ с прилагательными подчиняется одному правилу, что и существительные.
4. Тренировочное упражнение - Работа с сигнальными
карточками ( ---┐ , ∩ ). На доске записаны слова. Учитель
показывает слово и задает вопрос «Чем является НЕ в
слове?" Ученики поднимают соответственно карточку.
Ученики хором читают слова: Неправда, нелепость, непогода, невежа, неряха, неволя, недруг.
5. Работа над развитием речи "Мини-сочинение".
Составьте сочинение, используя данные слова, Капитаны
выбирают лучшее.
- Что значит мини-сочинения? (3 и более предложения,
связанные интонационно и грамматически между собой)
6. Тестирование по теме "НЕ с существительными",
"Проверь себя".
1. НЕ с существительными пишется раздельно, если:
а) м. б. заменено синонимом без НЕ;
б) в предложениях есть противопоставление с союзом а;
в) слово без НЕ не употребляется.
2. Выберите правильный вариант написания слова неправда
(ложь).
а) слитно;
б) раздельно.
3. Выберите правильный вариант написания слова неакку-ратность:
а) раздельно;
б) слитно.
4. Как запишите НЕ в предложении, чем является НЕ?
Он говорил не правду, а ложь.
а) частью корня;
б) приставкой;
в) частицей.
5. Выберите правильный вариант написания слова невезение
(неудача)
а) слитно;
б) раздельно.
7. Ответы теста передаются друг другу для проверки правильных ответов. Ответы вывешиваются на доске. Оценки
1 - б "5" - 0
2 - а "4" - 1
3 - б "3" - 2
4 - в "2"-3
5-а
После проверки ученики ставят оценки. Учитель спрашивает у кого "5", "4", "3".
V. Физминутка
1. Смогли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой? (покачайте головой + или -)
2. Вы могли бы совершить прыжок с парашютом? (поднимите руки вверх)
3. Если вы оцениваете людей по личным качествам, а не по (разведите руки в стороны) национальной принадлежности.
4. Если у вас есть близкий друг-подруга (скрестите руки на груди)
5. Если вам понравилась работа на уроке в вашей группе (возьмитесь за руки)
6. Узнали ли вы друг о друге что-то новое (если да, хлопните в ладоши)
7. Если хотите узнать оценку, которую получили на уроке (тихо присядьте на свои места)
VI. Контроль и диагностика (Оценивание ответов
учащихся) Командиры подсчитывают + ответы, ставят
оценку. Озвучивание оценок учителем.
5 + - "5"
4 + - "4"
3 + - "3"
VII. Домашнее задание: §45 упр. 289
VIII. Рефлексия - Чем мы с вами занимались на уроке
- Скажите, какую тему мы рассматривали?
- Что узнали нового? Довольны ли вы собой? Если да, (то хлопните 3 раза в ладоши)
Я благодарна всем, кто сегодня хорошо работал!
- Дорогие ребята! Давайте поблагодарим наших гостей,
которые были с нами, хлопнув в ладоши
Спасибо! До новых встреч!
Приложение
________________________________________
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ._ Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха. А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
(По Б. Заходеру)

Категория: Русский язык и литература | Добавил: ostrovka71
Просмотров: 4055 | Загрузок: 325 | Рейтинг: 2.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru