Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-05-23, 8:36 PM | |
«Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Цели урока: Образовательные: Дать понятие сентиментализма как литературного направления, его основных принципов изображения героя; проиллюстрировать их на примере повести. Развивающие: Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма. Воспитательные: Способствовать воспитанию развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения. Ход урока I. 1) Организационный момент Здравствуйте, ребята. Настройтесь на хорошую работу. Я приглашаю вас на открытый разговор. Запишите, пожалуйста, тему урока «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эпиграфом к уроку мы берем слова Е.Осетрова: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной душе». Чтобы определиться с целями урока, прочитайте еще раз тему и выделите ключевые слова (черты сентиментализма). Итак, ключевыми являются слова «черты сентиментализма», вы верно определили. Но чтобы выявить эти черты, что, по-вашему, для этого нужно? Во-первых, познакомиться с сентиментализмом как литературным направлением, назвать его черты. Во-вторых, проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма. 2) Прослушивание песни «Любовь – волшебная страна» из фильма «Жестокий романс» реж. Михалков. 3) Пока слушаете песню, выпишите, на ваш взгляд, главные, ключевые слова. - Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» мы начали с прослушивания этой песни? Как связаны между собой повесть Карамзина и песня? (речь идет о любви, о том, что волнуют сердца) - Какие слова вы записали себе, слушая песню? (ключевыми являются слова любовь, счастье, обман, волшебная страна и т.д.) 4) Беседа - Как часто вам приходилось читать произведения такого характера? Легко ли было читать? Почему? (не совсем, так как произведение необычное) - Таким образом на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь – дружба, с другой – любовь – страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно. II. 1) Пейзаж А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты. Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестности Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Последуем и мы вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.» - утверждает автор в начале повести. 1) Симонов монастырь. Зачитаем строки Карамзина: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря.Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей. Великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных куполах.Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящих под рулем грузных стругов, которые наделяют алчную Мосвку хлебом.» 2) Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные.» 3) Данилов монастырь. «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь»... 4) Воробьевы горы – «еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы». 5) Село Коломенское. «На левой стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Ученик: Эту экскурсию мы завершим высказыванием автора: «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается, трепещет. Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества – печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошили окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдова, от одного Бога ожидала помощи в любых бедствиях». III. Ответы на вопросы: 1) Какое настроение создает у вас пейзаж? Какова роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передает читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.) 2) Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? (Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.) 3) Повесть «Бедная Лиза» написана на классической сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои – дворянин Эраст и крестьянка Лиза – не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство» («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка») 4) Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понятно двояко: указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? Подберите синонимы. (Слово «бедная» передает читателю отношение к героине автора. Синоним – несчастная) IV. Учитель: Но перед тем, как окунемся в сюжет произведения, проверим, насколько вы внимательно читали текст. 1) Город, в котором происходит описываемые события? (Москва) 2) Главные герои повести? (Лиза, Эраст и мать Лизы) 3) Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши,5 копеек) 4) Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко) 5) О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту) 6) Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни) 7) Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе? (5) 8) Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход) 9) Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста) 10) Почему Эраст должен жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение) 11) Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел окупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти) 12) Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив) V. Инсценирование: (диалог Эраста с Лизой, отправление на войну) VI. Учитель: Только ли сословные барьеры разделяют героев? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим героев. Сопоставление героев: Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу (запись в тетрадь) Лиза Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная крестьянка. Эраст Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. .(героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры) Определяем по тексту повести, какие ценности значимы из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись: «Мир Лизы» Деревня Идиллия Природа Цветы Ландыши Старушка-мать Чувства Слезы Пастушок «Мир Эраста» Деньги Обман Город Рассудок Большой свет Алчность Москва грамода VII. Творческая работа Задание: Написать письмо к героям VIII. Подведение итогов. -В каких словах автора звучит оценка поступка героя? Осуждает ли он Эраста? (Автор: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу».) -Чем закончилось отношение героев? (Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.) -Почему герои не смогли быть счастливы, только социальные неравенство явилось препятствием их счастью? -Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст? (Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви) -Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду) IX. На дом: Написать небольшой рассказ «История любви Лизы и Эраста» | |
Просмотров: 3949 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|