Цель: привитие интереса учащихся к русскому языку и литературе, развитие мышления, творчества ребят; выявляющие наиболее способных учащихся дм дальнейшего развития таланта, воспитания чувства коллективизма, «здорового» соперничества Для проведения мероприятия необходимы 2 команды: команда - сборная классов с литерой «А» - «аз», а также сборная - классов под литерой «Б» - «буки» Эпиграф на плакате: «Аз и буки - начало всей науки» 1. « Вступление ». Разыгрывается сценка: Звонит звонок в класс (на сцену, где стоят несколько парт, а за ними сидят ученики) заходит учитель и начинает урок. Во время записи темы урока учитель видит, как ученик вырывает страницу из книги Учитель: - Как ты посмел? Как тебе не стыдно! Если бы сейчас вас увидел Федоров... Ученик: - А кто такой Федоров? Учитель: - Первый книгопечатник на Руси, благодаря которому мы пользуемся учебниками книгами Вдруг слышен стук в двери. Заходит Федоров (ученик, одетый в одежду, приближенную к той, что носили в 11-12 веке) Учитель: - Вы кто? Федоров: - Я и есть Иван Федоров. Ведь сама звала? (Федоров кратко рассказывает о себе, о своем изобретении) ■ Так пригодилось вам мое изобретение? Учитель: - Конечно! И мы сегодня покажем вам, чему мы научились благодаря книгам. Приглашаем вас на филологический калейдоскоп. 2. Представление команд жюри 3. Конкурсы 1. Командам представиться, назвав имя свое и предыдущего игрока. Затем команды получают задание расположиться в алфавитном порядке, 2. «Давайте говорить друг другу комплименты» Команде-сопернице - самые хвалебные, проникновенные озы. (оценка жюри,. Пауза - романс на стихи Б. Ахмадулиной «Снегурочка») 3. Разминка. : «Однажды на уроке русского языка учительница написана несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 100 лет назад. Нужно было знать толкование каждому из них. Вот некоторые ответы барышник - «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями» приказчик - «тот кто отдает приказы» лапотник - «медведь у которого болят лапы» Согласны ли вы с ними. Объясните значение. (команда обдумывают, а в это время на сцене рассказ о старых буквах - ять, фита и др.) Объяснение команд. 4. Задание с неполногласием. Подбери однокоренное слово (по очереди каждой команде): Здравие- Врага- Древо- Сребро- Кладезь- Благо- Крава- 5. Команды должны узнать, о какой части тела чует речь и назвать современное название длань – чело – перст – очи – ланиты – уста - (подведение итогов жюри, пауза, сценка «В королевстве Пунктуация») 6. Поэтический конкурс Составить стихотворение по опорным словам вздыхает восток слезы песок (подведение итогов) 7. Брейн-ринг, Вопросы задаются по очереди каждой команде. а) Первое, что попросила старуха в «Сказке о рыбаке» б) Кто указан путь Елисею, где находилась царевна? в) Как звали главного героя в рассказе « Муму»? г) Как звали Калашникова в поэме Лермонтова? ■ Как звали сыновей Тараса Бульбы? ■ С кем попал в плен Жилин? ■ Какой выкуп он заплатил? ■ Насекомое, в которое превращается царь Гвидон? ■ В какой сказке героиня проспала 300 лег? 8. Анаграммы. Подведение общего итога Пауза - инсценировка эпизода из комедии Гоголя «Ревизор» , Хлестаков и Мария Антоновна, Анна Андреевна. Награждение команд. Слово Федорова; «Мне очень понравились у вас и я рад, что мое дело вам пригодил
|