Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (790.9 Kb) ] | 2015-01-22, 6:55 PM |
Конспект урока русской словесности по развитию речи в 6-м классе. «Подготовка к сочинению-описанию по повести А. С. Пушкина «Метель». Цели: -опираясь на художественный текст, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания; познакомить с понятием «цитата»; -работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение-плану; развивать монологическую речь; развивать творческое мышление(через использование учащимися в собственной речи выразительных средств языка);приучать к работе со словарями; -воспитывать интерес к писательскому слову, стремление ярко и образно выражать собственные мысли в сочинении. Оборудование: портрет А.С.Пушкина, аудиозапись, презентация, раздаточный материал(распечатанные тексты). Оформление доски. Портрет Пушкина. Число Подготовка к сочинению- описанию «Метель». Средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитеты, метафора. Ход урока. 1.Сообщение цели урока. Введение в тему. -Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию природы, опираясь на художественный текст, с использованием выразительных средств языка; познакомиться с новым понятием «цитата», повторить ряд орфографических и пунктуационных правил. -Сначала давайте вспомним, какой тип речи называется описанием? -Что может быть предметом описания? -Что будет предметом нашего описания сегодня, попытайтесь догадаться, прослушав музыкальный фрагмент симфонии великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Звучит фрагмент симфонии «Зимние грезы». -Какое явление природы вам представилось? -Какие картины возникли в воображении? -Вы угадали. Звучание музыки напомнило нам вихри метели, которую мы и будем описывать. -Вспомните, в каких художественных произведениях А. С. Пушкина нам встречались описания метели? ( Стихотворение «Зимнее утро», повесть «Метель».) -Пушкинские тексты его повести «Метель» будут для нас образцами при подготовке к описанию метели. Многие профессиональные писатели учились сочинять, подражая Пушкину, и мы пойдем по этому пути. Мы знаем, что описание метели в повести не является главной задачей, которую ставит Пушкин, но для нашего сочинения сегодня оно будет образцом. Тема урока записывается в тетрадях. Подготовка к сочинению-описанию «Метель». Работа с текстами. -Обратимся к первым двум пушкинским текстам.(Раздаточный материал на каждой парте.) -Прочитайте выразительно. Что объединяет эти фрагменты? (Читают 2 ученика.) 1 текст Стихотворение «Зимнее утро» Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела… 2 текст Повесть «Метель» « Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею». -Итак, описание метели, поэтическое и прозаическое, созвучны, перекликаются. Докажите это. (Пушкин рисует сильную метель.) -Какие выразительные средства использует поэт, рисуя вьюгу? (Ребята называют.) Олицетворение: вьюга злилась, мгла носилась; Сравнение: луна, как бледное пятно; Эпитеты: бледное пятно, мрачные тучи, мутная и желтоватая мгла. Метафора: белые хлопья. Вывод: использование этих средств художественной выразительности наиболее уместно в сочинении- описании, поэтому постарайтесь использовать их в своих сочинениях. Давайте запишем, какие средства художественной выразительности нужно использовать в своих сочинениях. Они записаны на доске. Запись в тетрадь: Средства художественной выразительности: Олицетворение, сравнение, эпитеты, метафора. Словарная работа. -В нашем тексте 2 есть слова , лексическое значение которых требуют объяснения. (Запись на интерактивной доске) Учитель читает и объясняет. Мгла -непрозрачный воздух (от тумана, пыли , сумерек). Околица – изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него. Во втором отрывке обращают на себя внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ(метель), ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ. В начале 19 века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ (ПОДНЯЛАСЬ) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ(-СЯ после гласной не употребляется). Введение нового понятия. Знакомство с цитатой. -Какое предложение из пушкинского текста его повести вы бы хотели взять полностью для своего сочинения? -Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ. Цитата - точная, буквальная выдержка из какого –нибудь текста. (Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.) -Мы будем в этом случае ЦИТИРОВАТЬ- приводить цитату из повести А. С. Пушкина «Метель». -Способов цитирования несколько. Один из них- оформление цитаты как предложения с прямой речью. -Вспомните правило, как оформляются предложения с прямой речью? Запись на доске. Дети объясняют. А: «П». -Приведу пример, как будет выглядеть предложение с цитатой. Запись на доске. Когда начинается метель, невольно вспоминаются пушкинские строки: «В одну минуту дорогу занесло». -Итак, сегодня вы должны уяснить, что такое цитата, как она оформляется на письме. А в сочинении обязательно используйте хотя бы одну цитату из пушкинского произведения. Я буду обращать внимание на это при проверке ваших работ. Завершая разговор по фрагментам пушкинских текстов, скажу , что на уроках литературы в 8 классе мы еще раз встретимся с пушкинским описанием метели в его повести «Капитанская дочка». Работа над составлением плана. - Чтобы написать сочинение, нам нужен план. Я предлагаю вам примерный план. Запись на доске. 1. Начало метели. 2. В вихре метели: а) что видится; б) что слышится. 3. Мои мысли и чувства во время метели. - Какой я использовала план: простой или сложный? -А почему для нашего сочинения нам больше подойдет сложный план? (Потому что в вихре метели не только видится, но и слышится.) -Какие замечания у вас есть по записанному плану?( Повторяется слово МЕТЕЛЬ.) -Давайте обратимся к « Словарю синонимов». Запись на доске. Метель, метелица, буран, вьюга, пурга. Запись в тетрадь. -Теперь можно записать план, используя синонимы. План записывается в тетрадях. 1.Начало метели. 2. В вихре вьюги: а) что видится; б) что слышится. 3. Мои мысли и чувства во время пурги. В своих сочинениях вы также должны использовать эти синонимы! Собирание материалов к сочинению. -Обговорим содержание сочинения в соответствии с пунктами плана. -Цель нашего сочинения – описание метели , опирающееся на пушкинский текст повести. Но это не значит, что мы должны полностью подражать Пушкину. -В первой части нужно нарисовать начало метели. (Ребята предлагают свои варианты.) -Я предлагаю вам обратиться к народным приметам. Чтение текста. 3 текст По народным приметам, метели могут предшествовать большие снеговые облака или красная вечерняя заря, кольцо вокруг луны ночью или нечеткие звезды в Млечном пути. Для нас, современных людей, не всегда обращающих внимание на народные приметы, метель часто является полной неожиданностью. Поэтому начало может быть и таким: «Огромные снеговые облака закрыли небо, вдруг поднялась метель». -Давайте запишем выражения из этого писания, которые рисуют нам начало метели. Запись в тетради. БОЛШИЕ СНЕГОВЫЕ ОБЛАКА, КРАСНАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ, КОЛЬЦО ВОГРУГ ЛУНЫ НОЧЬЮ, НЕЧЕТКИЕ ЗВЕЗДЫ. Обговорим содержание 2-ой части. -Что же происходит вокруг нас во время метели? Что видится? Каковы ваши впечатления? (Ребята высказываются.) -А что видится Пушкину во время метели? Давайте обратимся к его выражениям в повести. (Дети находят) «Мгла носится», «окрестность исчезает», «мутная и желтая мгла», «белые хлопья снега», «небо сливается с землей. Поэтому здесь можно вести цитату. Запись в тетрадь. Что видится: мгла носится, окрестность исчезает , желтая и мутная мгла, белые хлопья. Здесь можно ввести цитату. -Запишите предложение из текста №2 его повести, которое понравилось вам боле всего. Запись в тетрадь. -А что слышится во время метели? Какие звуки? -Обратимся опять к пушкинскому описанию из повести. 3 текст. Повесть «Метель». На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали… Метель не утихала; ветер дул навстречу… -Чем интересно это описание метели? -Здесь одно слово требует пояснения! Обратимся к словарю. Запись на доске. СТАВНИ- -Звуки метели? Ветер выл, ветер дул. Запись в тетрадь.Что слышится: Ветер выл, ветер дул. -Случайно ли здесь употребляются однородные члены? (Предложения с однородными членами ярче рисуют происходящее.) -И вам стоит использовать подобные конструкции в сочинении! -А сейчас давайте послушаем природные звуки метели. -Какие звуки услышали вы? Запись в тетрадь. Стон, вой , плач, свист... 3 часть -Что же чувствует человек во время метели? ( Высказывания ребят.) -Итак, мы определили содержание будущего сочинения. Вам остается его написать. Итог урока. -Что из всего сказанного и прочитанного особенно запомнилось? Может быть, что-то удивило? (Высказывания ребят.) -Что нового вы узнали сегодня? -Что нужно использовать в сочинении –описании природы? -Надеюсь, что проделанная нами работа поможет вам легко справиться с задачей-написать сочинение на тему «Метель». | |
Просмотров: 3495 | Загрузок: 117 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|