Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

МИР ВЫСОКОЙ ДУХОВНОСТИ В ПОЭЗИИ А. ШАЯХМЕТОВА
2011-02-20, 3:56 PM
МИР ВЫСОКОЙ ДУХОВНОСТИ В ПОЭЗИИ А. ШАЯХМЕТОВА (рубрика «Наш земляк»)

Жуманова А.М.
преподаватель казахской и русской литературы высшей категории
ГККП «Житикаринский
политехнический колледж»

В душе одна ты, родина моя.
(А.Шаяхметов).

Каждый урок должен развивать чувства. Для меня важно не только то, что ученик знает, а и как он чувствует. На таких уроках и зарождается образность памяти, ассоциативность мышления, любовь к тому, что нелегко любить.
Именно через чувство подростку легче всего овладеть глубиной философского видения мира. И в этом помогает преображающая сила поэзии.
В одном из писем Б. Пастернака к Табидзе есть такие слова:
«... забирайте глубже земляным буравом, мой друг, и в себя! В себя! И только в себя! И если там не найдете народа, земли и неба, то и нечего больше искать...»
Как замечательно совпадает мысль поэта с творчеством нашего земляка Акылбека Шаяхметова. Жанр лирики позволяет как бы быстрым мазком кисти точно передать мимолетное переживание, душевное состояние поэта.
В повседневной практической работе ученики постигают поэтический мир А. Шаяхметова, нашего современника.
- Как вы думаете, почему поэт назвал эту лирическую миниатюру «Спи, моя степь...»? В процессе чтения, начатого учащимися, вполне уместно задание напрямую.
- Покажите богатство красок, используемых при описании степи. Начинаем наблюдения с метафоры: «Спи, моя степь, под чарующим взглядом луны.»
Спи, моя степь! На широких ладонях равнин
Белых лучей отраженье с небесных долин.
- Почему автор использует белый цвет?
- Чем напоминает о себе степь ночью? Что еще можно увидеть, услышать, ощутить в степи в любое время суток? Как автор, описав степь, выразил свое отношение к ней?
Звезды мерцают, застенчив их свет над тобой.
Ты отдыхаешь. И сном убаюкан твой сын.
Спит моя степь, но, едва лишь забрезжит заря,
Станут слышны величавые ритмы труда.
Размышляя над вопросами, отмечаем, что степь для автора символ чистоты, особый уют, ощущение родного гнезда.
Слышим и особенности природы родного района:
Словно восстает природа вся,
Напрягая нервов километры.
День и ночь истошно голося,
Снова в Костанае дуют ветры.
Ребята комментируют наблюдения поэта: «Рвется ветер, как верблюд-бура», «Я хочу, чтоб ты, сердитый ветер,
Вымел бы от нас своей метлой
Всех, кто продолжает жить на свете
С подлой и ничтожною душой».
С глубоким патриотическим чувством согрето данное стихотворение, где ребята открывают вместе с автором действительность окружающего мира.
Сокровенные мысли поэта раскрываются и в стихотворении «Земные языки».
Комментируем тонкие наблюдения:
Когда с природой,
Я наедине,
То различаю языки земные
Далее, не торопясь, вслед за чтением отмечаем перемену в настроении поэта.
Как тяжко на земле
без языка…
И слышим великое признание
И если вдруг исчезнет
Мой язык,
То и меня вы больше не найдете.
Приходим к выводу о том, что дает автору силу, отмечаем, что природа и язык – это опора творчества нашего земляка, залог будущего.
Вот почему, думается, так отзывчива на боль в людской судьбе, на трагическое напряжение духа во имя счастья лирика нашего земляка, со своей откровенными минутах в жизни человека, от которых несет дыханием жизни:
В сердце моем и радость людская,
В нем уместилось и горе без края.
Сколько его еще на планете!
Покуда живу –
Я за радость в ответе.
(«О жизни»).
Продолжив традицию исследования духовных истоков человека и его самоочищения перед временем, А.Шаяхметов, обогатил их чувствами и мыслями человека XXI века. Раскрывающийся во все более возрастающей сложности мир ставит перед автобиографическим героем, как и перед каждым человеком сегодня, главные вопросы о смысле, назначении жизни. Наполняя его ум знанием, жизненным опытом, от поисков ответа на новые вопросы:
С тобою, степь,
Как с мамой говорю.
----------------------------------------------
Я говорю тебе как на духу,
Пред человечеством всем сердцем преклоняюсь,
Понять непониманья не могу,
Непонимания людского опасаюсь.
(«Элегия»).
О нравственной сопряженности звучат в стихотворении «Лебеди и вороны», с нашим временем, с обращением его к самим себя:
Людскою окруженные заботой,
Теснились в этом каменном пруду.
С подрезанным крылом не до полета,
У всех ворон и взглядов на виду.
---------------------------------------
Соседство это было как уродство,
Смогли бы лебеди, - взлетели бы давно.
И в жизни нашей есть такое сходство,
Нам часто это чувствовать дано.
Стихи Акылбека Шаяхметова – о пробуждении «я», совести, все эти высшие человеческие начала жили в нашем народе. Жизнь народа – поистине ключ, который дает поэту вдохновение, наполняя его творчество упругой силой народности. Народное и национальное начало обрело, на мой взгляд, в стихотворении, посвященное Беимбету Майлину:
И мне пришлось расти в степи широкой
И с детства познавать ее уроки.
Не знал бы я величия степи,
Когда твои бы не читал я строки.
(«Би-Ага»).
Учащиеся отмечают, что открытое признание от автора требуют решительности и мужества. Этот поступок, в котором проявляется сущность его характера и который определяет дальнейшую дорогу жизни:
Моя судьба с судьбой народа слита.
Какие бы ни выпали пути,
Мне с трудной поэтической Орбиты,
Я это знаю точно, не сойти!
Таким образом, именно народный источник становится во главе авторской концепции. Он постигает народный тип образности, а через него воссоздает и передает свое представление о национальном характере, о духовном складе нации.
Языковед, анализирующий, особенно лексический состав языка на определенном синхронном срезе его развития, должен обращать внимание не только на реальные живые процессы, происходящие во всех сферах человеческой деятельности изучаемой языковой эпохи, на школу ценностей и на речевое поведение.
В своих строках поэт пишет: « Благодарен тебе, дорогая природа…» / «Иногда зимний день превращается в лето» / читаем стихотворение, слышим признание поэта: «Благодарю тебя, земля моя!» За все, что дала мне в жизни. Благодарю за данную мне способность видеть, слышать, понимать и изображать красоту земли, мой край, в словах, рисунках и в книгах.
Поэзия Акылбека Шаяхметова открывает двери, куда теперь может войти каждый из нас, где «душа выбирает то, что ей надо…».

ИСТОЧНИКИ:

1. «Кустанайское областное литературное объединение им. Б.Майлина», Кустанай, 1982г.
2. журнал «Нива» №7 2005г.
3. «Жер – Бесік» Астана, Фолиант, 2006г.
4. газета «Ленинский путь» 9.04.1981г.
5. газета «Авангард», июнь 1991г.
6. газета «Коммунизм таны», июнь 1991г.

ТҮЙІНДЕМЕ:
Туған жер, ана тілі – А. Шаяхметовке бұл шығармашылыққа енгізілетін қуаныш, айбынды симфония, ақыл – парасат.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: марго
Просмотров: 2388 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 3:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru