Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (17.3 Kb) ] | 2015-03-01, 1:10 PM |
Тема : Мифологический образ Снегурочки в пьесе-сказке А.Н..Островского «Снегурочка» ТДЦ: Рассмотреть особенности изображения мифологического образа Снегурочки в пьесе А.Н. Островского и в русской народной сказке «Снегурочка». Разивать умения учащихся давать характеристики, составлять ОК, сравнивать, делать выводы, умения работать с текстом, анализировать. Воспитывать нравственые качества учащихся, интерес к предмету. Урок –исследование Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Музыка из оперы Римского -Корсакова «Снегурочка» «В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку», - писал Н.А.Римский-Корсаков, - и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского» [9, с.24]. Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. «Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства» [9, с.24]. (Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»). На фоне музыки учитель читает: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне» [9, с.24]. 3.Работа над анализом текста. -Какими же мы представляем себе героев пьесы А.Н.Островского? -Что же привлекает нас в «весенней сказке»? Конечно же, Снегурочка – наивное дитя природы, страдающее от желания быть ближе к людям. -«Снегурочка – воплощение хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби, весенней скорби о неминуемой гибели» -Реальное и фантастическое здесь тесно переплетено: сказочные существа общаются с реальными людьми. Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена» [16, с.129]. -Учитель: В сказке Снегурочка гибнет. Она погибает и в пьсесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка». Сегодня мы должны ответить на вопрос: Почему погибает Снегурочка? 1. Что мы узнали о героях на прошлом уроке? (Рассказы учащихся, домашнее задание) (Презентация) 2. Расскажите о берендеях. По каким законам они живут? Подтвердите примерами из текста. 3. Почему берендеи не приняли Снегурочку? 4. В чем суть конфликта? (Рисуем на доске) -– С какой целью Снегурочка идет к весне? (выборочное чтение) – Как меняется Снегурочка? – Какое наказание царь Берендей выносит Мизгирю? – Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её? – Почему гибнет Снегурочка? – Кто виноват в её смерти? – Почему? – Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок. . - Давайте вспомним истоки появления образа Снегурочки? - Выступление учащегося ( один из вариантов народной сказки «Снегурочка» по Афанасьеву) – Что изменил драматург? Почему? -Давайте дадим характеристику Снегурочки. (характеристика –ОК , ученик)-на «5» -Расскажите по рисункам о Снегурочке. -Раскройте лексическое значение слова «горячий» и объясните, какое отношение оно имеет к Снегурочке? -Какие глаголы использует автор при описании жизни Снегурочки? Сделайте вывод. -Сравним Снегурочку из народной сказки и пьесы Островского - ( ученик -сравнительная характеристика –ОК-презентация) -Могла ли Снегурочка избежать смерти? (мини-дискуссия?) -Сообщение учащегося с ОК-схемой «Могла ли Снегурочка избежать смерти ?» -Учитель : Смерть Снегурочки предопределена – жертва. -Почему берендеи обрекли ее на жертву? - Снегурочка осознанно приносит себя в жертву. Почему? Могла ли она поступить иначе.? Как это ее характеризует. -Докажите, что финал пьесы закономерен, используя текст -ОК. . Подведение итогов: -Ответьте на проблемный вопрос: Какова роль образа Снегурочки в пьесе? -Какие выводы для себя вы сделали? 5.Д/З. мини – сочинения –свой вариант концовки Учитель русского языка и литературы Ангибаева З.А. КГУ «Средигорненская средняя школа» | |
Просмотров: 3494 | Загрузок: 63 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|