Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2015-03-22, 9:09 AM | |
Урок № 91 Дата________ Тема: Глагол. Цель: систематизировать изученное; закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка. Задачи: 1.Образовательные: формирование представления о глаголе; понятия об обозначении глаголом действия предмета; способности ставить вопросы к словам. 2. Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, рассуждение, классификация. 3. Воспитывающие: воспитание аккуратности, любознательности. Демонстрационный материал: электронная презентация, дерево, три корзины, яблоки. Раздаточный материал: карточки с заданиями. Ход урока: I. Организационный момент. - Встали ровно. Вышли из-за парт. Присаживайтесь! II. Психологический настрой. На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают И всё…(слышат). Голова хорошо … (думает). Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи. III. Актуализация опорных знаний. 1. Посмотрите, что я сегодня утром обнаружила на своем столе! Вы знаете, что это такое? (Волшебный клубок.) - Куда он нас приглашает, не догадались? (В сказку.) - Сегодня мы отправимся на прогулку в сказки. - Давайте посмотрим, с какой сказки начнется наш маршрут? («Вовка в тридевятом царстве».) - Но ведь это не Вовка будет сейчас путешествовать, а 2 «Г» класс, значит, … (2Г в тридевятом царстве».) 2. Чистописание. - Посмотрите на доску! Вот какие петли оставил волшебный клубок. Запишите их красиво! На доске записаны элементы чистописания. - К кому эти петли нас вывели? (Двое из ларца.) 3. Словарная работа. - Двое из ларца предлагают нам прокомментировать и записать слова. - Дети достают слова из сундука. С.р.ка, в.р.бей, к.р.ва, в.с.елье, кр.сивый. - После разбора каждое слово записывают под комментирование в тетради, выделяют орфограммы. (Сорока – безударные гласные о непроверяемые;) (воробей – первая безударная гласная о непроверяемая, вторая безударная гласная о – воробушек;) (корова - безударная гласная о непроверяемая) (веселье – гласные е – проверяемые безударные гласные) - Двое из ларца просят вас найти лишнее слово. (В слове «веселье» нет непроверяемой безударной гласной, слово «красивый» часть речи прилагательное) 4. Проверка домашнего задания - Что мы изучали на предыдущих уроках? - Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? - Прежде чем узнать новое, что мы должны сделать? - Бежим дальше за нашим клубочком! - В какую сказку клубок нас привел? «Гуси – лебеди». - Яблонька просит снять с нее яблочки и разложить в разные корзины. Если я называю имя существительное, снимаем с яблоньки красное яблоко и опускаем в первую корзину, а если я называю имя прилагательное, снимаем с яблоньки зеленое яблоко и кладем во вторую корзину. Учитель называет слова: «Звон, звонкий, дорожный, дорога, весельчак, веселый, письменная, письмо, пишет». Звон – красный цвет, звонкий – зеленый цвет, дорожный - зеленый, дорога -красный, весельчак - красный, веселый - зеленый, письменная - зеленый, письмо - красный, пишет - отсутствие сигнала. Обучающиеся пытаются определить, какой цвет яблока взять. IV. Подведение к теме урока. - Как вы думаете к какой части речи относится слово? - Я вижу, что у нас получились разные варианты … Кто же из вас прав? - В чем же наше затруднение? (Не знаем правило, которое определяет, к какой части речи, относится слово «пишет».) - В чём ваше затруднение? (Не знаем других частей речи, кроме существительного и прилагательного.) V. Постановка целей и задач урока. - Чем займемся сегодня на уроке? - На какие вопросы должны ответить на уроке? - Какую же поставим цель? (Узнать, какой частью речи является слово «пишет», определить отличительные признаки этой части речи.) - Какая тема урока? (Пока не знаем, но это будет название новой части речи.) VI. Изучение новой темы Посмотрите печка из сказки «Гуси – лебеди» хочет помочь нам. Появляется строчка «Подумайте, что слово обозначает». - Что обозначают слова «пишет»? (Действия предметов.) Появляется строчка «Задайте к слову вопрос». Первый обучающийся: «Что делает?» (Пишет) Физминутка. - Слушайте стихотворение Олега Воскобойникова и имитируйте действия героя. Я пришел из школы, Я учу глаголы… Мне их выучить пустяк! У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: «Стучать» - стучу, «Топать» - топчу, «Бежать» - бегу, «Прыгать» - прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел!.. - Тот, кто внимательно слушал, тот узнал, как называются слова новой части речи. Кто услышал? (Глаголы.) - Теперь мы можем ответить на вопрос, какой частью речи является слово «пишет», которое вызвало у нас затруднение? (Глагол.) - Почему? (Слово «пишет» обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает?) - Послушайте такое стихотворение. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растет. - В какую корзину положим яблочко для этого слова? (В третью, отдельную для глаголов.) - Сформулируйте правило. (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает?) - Чтение правила в учебнике: Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? На доске появляется эталон: ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ Что делать? Что сделать? Что делает? - Теперь, когда мы выполнили просьбу яблоньки из сказки «Гуси – лебеди», с чистой совестью можем дальше отправляться за клубочком. VII. Закрепление изученного. - Для тренировки я предлагаю вам отправиться за клубком в другую сказку. - В какую сказку мы попали? («Мойдодыр».) - Прочитайте отрывок из этой сказки: Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. - Прочитайте выделенные слова. (Убежало, улетела, ускакала) - Определите, к какой части речи они относятся. (Слово «убежало» – это глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделало?) («улетела» – это глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделала?) («ускакала» - это глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделала?) - Запись в тетради, задаем вопросы к глаголам - Колобок катится дальше и останавливается в сказке «Белоснежка и семь гномов» - Послушайте сказку о глаголах - Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут. - Глагол обозначает действие предмета и всегда говорит о том что делает предмет. Если глагол рассказывает о существительном, значит от какой части речи к глаголу задается вопрос? Давайте проверим выполнив задание: - Вставьте слова подходящие к рифме. Очень – очень вкусный пирог Я захотел устроить бал Я ждал, пока хватало сил, И я гостей к себе __________ Потом кусочек _________ Купил муку, купил творог, Потом подвинул стул и сел, Испёк рассыпчатый пирог И весь пирог в минуту ____ Пирог, ножи и вилки тут – Когда же гости подошли, Но что –то гости не ________ То даже крошек не _______ Д.Хармс Слова : откусил, позвал, съел, нашли, идут. - Задайте вопросы к глаголом от имен существительных. VIII. Гимнастика для глаз. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг Глазкам видеть всё дано Где окно, а где кино Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг IХ. Проверка усвоения знаний. - Можете ли вы сказать, что овладели новым знанием? (Пока не проверим, не можем с уверенностью сказать.) - Готовы отправиться за клубком в новую сказку? (Да. Отправляемся в путь!) - В какой сказке очутились? («Царевна лягушка».) - У меня про лягушку есть стихотворение Михаила Яснова. Ёрш – ершится, Петух – петушится, Лайка – лает, Что же получается: Лягушка – лягается? - Предлагаю вам составить словосочетание про животных. I вариант со словами «кот, мышка», II вариант – со словами «лягушка, щенок». - Обучающиеся выполняют работу в тетрадях. «I вариант: Кот мяукает. Мышка пищит. II вариант: Лягушка квакает. Щенок скулит». - И сейчас вас ждёт маленькое испытание. Я хочу проверить полученные вами знания по теме. Эта работа поможет вам найти ответ на вопрос: для чего нужны глаголы в речи. - Подобрать слова, подходящие по смыслу со значением действия. Подчеркнуть глаголы двумя чертами. …морозная зима. … холодный ветер. …пушистые снежинки. ….яркое солнце. - Для чего же нужны глаголы в предложении? Значение глагола многозначно: - трудовую творческую деятельность («ковать» , «рыбачить») ; - движение или перемещение («плыть» , «сидеть») ; - умственную деятельность («сказать» , «сравнить») ; - физическое и прочие состояния человека («спать» , «выздоравливать») ; - эмоциональную деятельность («радоваться» , «тосковать») ; - состояние/изменение природы («вечереет» , «подмораживает») . X. Рефлексия. - У кого были затруднения? Отчего они возникли? (Невнимательно прочитали все слова второго столбика.) - У кого не было затруднений? - Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать, какой частью речи являются слова, отвечающие на вопрос что делает?) - Достигли мы цели? (Да, мы узнали, что такое глагол.) - Клубок покатился дальше и остановился у сказки «Золотая рыбка» - Мы отправляемся на рыбалке и чтобы словить побольше рыбы, постараемся дополнить предложения. Сегодня на уроке: 1.Я научился… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4.Могу похвалить себя за то, что… ХI. Итог урока. - Что такое глагол? (Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает?) - Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность, выбрать верное для вас высказывание и нарисовать в тетради на полях соответствующий высказыванию волшебный предмет. 1) (ключик) Я отлично работал, всё понял, могу объяснить другому. 2) (стрела) Я хорошо работал и всё понял. 3) (клубок) У меня остались вопросы. Используя данные на слайде утверждения, каждый ребёнок выбирает волшебный предмет и рисует его у себя в тетради. ХII. Домашнее задание. Стр. 162 учить, упр.437, придумать сказку «Глаголия». - Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. - За отличную работу на уроке вы все заслужили свою золотую рыбку, если вы старательно выполните домашнее задание, эта рыбка исполнит ваше самое заветное желание. - Спасибо за урок. | |
Просмотров: 785 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|