Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2015-03-22, 4:59 PM | |
Внеклассное мероприятие по русской литературе «А он встает над волнами забвения…» Сценарий литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Подготовили учителя русского языка и литературы КГУ "СОШ № 40" г.Семей ВКО Гирева С.Ю., Дадебаева Г.М. Цель: прививать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова; проследить этапы творческого пути; выявить причины трагического мироощущения поэта; развивать творческие способности учащихся. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, столик и стулья для гостиной, костюмы персонажей. На интерактивной доске, расположенной на задней стене сцены, - название вечера. Под доской у стены стоит столик, крытый ковровой накидкой. На нем стоит подсвечник, чернильница с пером. Справа и слева стоят стулья, образуя два «салона». На сцену выходит ведущий. На интерактивной доске появляется иллюстрация - портрет М.Ю. Лермонтова. Ведущий. Итак, мы уже много знаем о жизни и деятельности М.Ю. Лермонтова. Давайте сегодня, проникая в творческую лабораторию поэта, попробуем проследить тот путь, по которому он шел (или был ведом) последовательно, шаг за шагом – к своей трагической гибели. На экране – гостиная 19 века. На сцену под звуки вальса А. Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» выходят шесть пар. Дамы в бальных туалетах, господа во фраках занимают места в своих салонах. В правый кружок стремительно входит первый чтец. 1 чтец. Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днем 1837 года, скончался раненный на дуэли Пушкин. Дамы вскочили с мест, кавалеры сдвинулись ближе. Все потрясены новостью. В группу слева входит второй чтец. Он приносит пачку листочков, которые передает разным персонажам этой группы. На интерактивной доске – иллюстрация Л. Непомнящего «Смерть поэта». 2 чтец. Вы обратили уже внимание на эти стихи? Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной зимней ночью. Дама (слева) читает. Погиб поэт! – невольник чести- Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! 2 дама (слева). Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Дама (справа). Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Господин (справа) Что ж? веселитесь…- он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Господин (слева). В петербургских гостиных эти строчки боятся даже произносить вслух. Да ведь это же – воззвание к революции! Все (слева) возмущенным шепотом. Воззвание к революции! Воззвание к революции! 1 чтец. Воззвание к революции! Они так назвали стихи «На смерть Пушкина». Господин (слева). Более того, с такой надписью положили рукопись на стол самому императору. Дама (слева). Вы знаете автора этих стихов, призывающих к бунту? Господин (слева). А как же! Это поручик лейб-гвардии Лермонтофф. Куда смотрит Государыня? Дама (справа). Вы слышали, новое злодеяние! Гроб с телом Пушкина кто-то выкрал из Конюшенной церкви. Господин (справа). Да я тоже слышал: его тайно везут хоронить в пределах Псковской губернии! Дама (слева). А как же поручик, автор возмутительных стихов? Звучат вступительные аккорды "Тройки" из сюиты Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». В центр сцены выходит "Лермонтов". Он меряет шагами узкое свободное пространство. Звуки музыки затихают. На доске появляется иллюстрация Л. Непомнящего «И скучно и грустно». Лермонтов. Раз-два, три-четыре… четыре шага в одну сторону. В другую – пять. Есть о чем подумать в тюрьме, если к тому же тебе 22 года. Моего гувернера звали Капе. Он был бывший гвардеец Наполеона. Мне было семь лет, когда он рассказал мне о взятии Бастилии. Навсегда запомнился девиз республики: Свобода, Равенство, Братство. Дама (справа). Свобода! Равенство! Братство!- какая музыка слов! Господин (слева). Свобода! Равенство! Братство! – это девиз цареубийц! Лермонтов. Был морозный вечер, когда в Тарханы – имение бабушки- примчала взмыленная тройка. И дедушка-сенатор привез известие о восстании на Сенатской площади в Петербурге. Мать свою я не помню. Я был ребенком трех лет, когда ее не стало. Но помнил песню, которую она пела мне. Я плачу от нее. Дама (слева) По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов: О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Дама (справа). Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием тайным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. Тихо звучит «Вальс» А.Хачатуряна к драме «Маскарад» Лермонтов. Звуки! Они словно сговорились. Звуки тесно окружают, вплотную обступают, не дают отдыха. Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам: И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам, И так я слишком долго видел В тебе надежду юных дней Й целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней. Музыка звучит громче. Пары одна за другой скользят в вальсе. Между танцующими пробираются два профессора. 1-й профессор. Каков наглец! Пререкаться с экзаменаторами! 2-й профессор. Не знать лекционного материала! Пытаться читать что-то сверх программы! 1-й профессор. Ему справедливо consilium abeundi! Лермонтов. Так я оказался исключенным из Московского университета. Пришлось уехать из Москвы. Меня ждал Петербург и Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Я сразу невзлюбил этот хмурый город. Но здесь услышала свой вальс моя Нина – здесь была написана драма «Маскарад». Под звуки вальса пары кружатся на сцене. На заднем плане – иллюстрация Л. Непомнящего «Как часто пестрою толпою окружен». Танцующие (не переставая вальсировать). Господин (справа). В Петербурге все было ложь! Из правого салона. Но это был чудо-город, украшенный громадами стройных дворцов. - Они оставались для него холодными и чужими. - Но здесь был собран цвет столицы. - «Везде встречаемые лица, необходимые глупцы!? - Но здесь жил Пушкин… - А что будет с ним, поручиком Лермонтовым? - Царь сказал, что поступит с ним по закону… (Уходят) В салоне слева. - Его сослали в Сибирь? - Неужели Соловки? - Нет, хуже: перевели на Кавказ, где идет война с горцами. На доске - репродукция картины А.А. Тона «Вид Кавказских Минеральных Вод». Лермонтов. Прощай, немытая Россия, Страна господ, страна рабов, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. На экране – видеоролик «Грузинский танец». Господин (справа). …бубен свой Берет невеста молодая. И вот она, одной рукой Кружа его над головой, То вдруг помчится, легче птицы, То остановится, глядит – И влажный взор ее блестит Из-под завистливой ресницы. Дама (справа). То черной бровью поведет, То вдруг наклонится немножко, И по ковру скользит, плывет Ее божественная ножка. Лермонтов. Полк, к которому я прикомандирован, - это Нижегородский драгунский полк. Мы все время в сражениях. Начинает тихо звучать мелодия «Казачьей колыбельной». На доске – иллюстрация Л. Непомнящего «Казачья колыбельная». Вчера в станице слышал, как молодая казачка баюкала ребенка и пела. Не заметил, как сам начал напевать какую-то мелодию. Конь остановился стал пить из ручья, осторожно подбирая воду губами. В журчанье ручья послышалась опять та же мелодия. И теперь уже все – и поскрипывание седла, и шелест ветвей, и рояль – все говорило со мной моей «Казачьей колыбельной». Звучит «Казачья колыбельная». Все слушают. По окончании песни на экране появляется гостиная. Лермонтов. Я был уже известным литератором. Вчера на водах одна дама спросила, не тот ли это Лермонтофф, что написал «Герой нашего времени». Я услышал. И как Печорин, решив ее позлить, обернулся и направил на нее свой лорнет. «Какая дерзость» - вскричала дама. И тотчас вокруг нее образовалась группа «доброжелателей». Не надо было этого делать. Она из «фешенеблей» - так теперь стали называть «сливки» общества. А они слишком хорошо знают мой стих, «облитый горечью и злостью». Но так устроен я, когда часто во имя сильнейшего чувства поступаю вопреки здравому смыслу. Звучит «Вальс». Пары вальсируют и рукоплещут Лермонтову. В салоне слева. - Царь увидел его на балу в Аничковом дворце и повелел немедленно выслать поэта – снова на Кавказ. - Он должен покинуть столицу в 48 часов. В ссылку – с бала! - Ай-ай-ай! Ведь он же поэт. И поэт признанный! - Тем хуже! Цари не любят поэтов! - Опасно, коль «полон ум желаний и страстей!» В салоне справа. - Последний свой петербургский вечер Лермонтов проведет у нас, среди своих друзей – у Карамзиных. - Сколько здесь бывало людей! - Здесь играл Глинка! - Здесь читал Пушкин! - Здесь блистательный Брюллов рассказывал о солнце и море Италии. На экране – облачное небо. Лермонтов. Стоя у окна гостиной Карамзиных и наблюдая холодные краски заката, я невольно следил за очертаниями облаков. Дама (слева) Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Звучит «Вальс». Пары кружатся в танце В салоне справа. - Он опять уехал на Кавказ. -Вновь впереди вставали голубые сказочные горы… - Здесь жили его герои… - Над ними витал дух его Демона. На экране – видеоролик. О. Меньшиков читает монолог Демона. Все слушают. На экране появляется репродукция картины А.А. Тона «Пятигорск». В салоне слева. - Да, там жили его герои. - Что ждало его впереди? Счастье или гибель? - Ему было только 27 лет. На экране слайд – портрет М. Лермонтова. Лермонтов. Я думал: «Жалкий человек! Чего он хочет!.. Небо ясно, Под небом места хватит всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?» Я как Демон, а может, как Печорин, предавался безумным мечтам о счастье, а встретил суетный мир «мундиров голубых» и «фешенеблей». Искал друзей, а были в лучшем случае спокойные равнодушные люди. На доске – иллюстрация Л. Непомнящего «Выхожу один я на дорогу». Тихо звучит мелодия одноименной песни. Господин (справа). Он не знал, что изящная дама, встреченная им перед отъездом в Петербурге, только что вернувшаяся из Италии, красавица и умница, певица Елизавета Шашина положит на музыку его последние исповедальные стихи, чтобы они стали незабываемой песней. Под музыку звучит стихотворение «Выхожу один я на дорогу» в исполнении О. Даля. Все слушают. Лермонтов уходит со сцены. На экране – потрет М.Ю. Лермонтова. Звучат аккорды «Вальса» А. Хачатуряна. Пары покидают зал. Остается один чтец. Чтец исполняет стихотворение Л. Мартынова Он пал. Россией смерть его оплакана. Давно друзья ушли по одному И новым плугом та земля распахана, Что там, в скитаньях, грезилась ему. Ни песни старой, ни былого облика – Все давность увела и забрала. Лишь самолет, ныряющий сквозь облако, Порой напомнит горного орла. А он, с теченьем управляясь яростным, Одолевая времени предел, Опять , опять плывет под белым парусом Над океаном наших чувств и дел. А он встает над волнами забвения. И в новый век, где скорость щеки жжет, Его дыханье и сердцебиение Доходит к нам и нас переживет. И не в приливе святопоклонения – Как своего - по чувству и уму, Его другие встретят поколения И руку дружбы подадут ему. ![]() | |
Просмотров: 757 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|