Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2015-11-09, 7:01 PM | |
Рефлексивный отчет о состоянии школы до внесения изменений в практику преподавания и обучения, включающий доказательства, до и во время этапа « Практика в школе» Сегодня воспитание детей приобретает характер стратегической проблемы государственного значения. От уровня образования и воспитания подрастающего поколения зависит будущее каждого государства. В настоящее время в сфере образования общепризнана равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке. [1, стр. 104]. На первой неделе практики, мы с коллегой, слушатели курсов первого уровня, ознакомили администрацию школы и учителей с Программой курсов нового формата, стараясь раскрыть основные цели обучения и идеи семи модулей, и тем самым мотивировать их на совместное обучение. Школой руководит директор, придерживающий строгое соблюдение всех инструкций и положений и с которым по приезду я встретилась, с целью ознакомления с задачами предстоящей практики. [Приложение №1] Одновременно произошла встреча с администрацией школы, из беседы с которой было выяснено, что преобразования в школе уже начаты профессиональным сообществом, в состав которого входят 18 учителей-лидеров, окончивших уровневые курсы, что составляет 37 % от общего количества учителей. Из них четыре учителя 1 уровня, четыре учителя 2 уровня и 10 учителей 3 уровня). [Приложение № 2] Анализ данных о кадровом составе учителей позволил мне выявить стабильность педагогического коллектива. Текучесть кадров незначительная и связана в основном с переездом. Профессиональный уровень педагогических кадров высокий: 45 учителей имеют высшее образование.[Приложение №3]; 28 учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию, со второй - 16; 12 педагогов работают в нашей школе менее 10 лет.[Приложение № 4]. Стаж педагогической работы более 20 лет имеют 21 педагог. Обновление педагогических кадров осуществляется за счёт притока молодых специалистов (в среднем в год 1 человек). Если говорить о коллективе, то в нем присутствует дух партнерства, взаимопомощи, атмосферы сотрудничества - об этом я могу утверждать с уверенностью, так как работаю в данной школе со дня ее основания. Следующим шагом в рамках определения стартовых возможностей моей школы стал анализ плана УВР на 2014-2015 учебный год, в котором меня интересовали перспективы развития учебного заведения. В качестве основных задач в плане работы школы на 2014-2015 учебный год выдвинуты: -создание условий для свободного полного самовыражения каждого педагога; - внедрение в практику учителей современных технологий, направленных на развитие творчества, самостоятельности, активности детей; - совершенствование таких активных форм работы как групповая работа и обучение в сотрудничестве с целью развития критического мышления учащихся. Источниками следующего анализа и изучения стали: план работы ШМО и творческих групп, материалы по внутришкольному контролю, документация, , анализ посещенных уроков, мониторинг срезов знаний. Эти данные помогли мне понять, на каком уровне находится практика преподавания и обучения школы, которая на протяжении последних 23-х лет является единственным образовательным учреждением с государственным языком обучения. Школа является одной из лучших опорных школ по созданию единой образовательной среды, обеспечивающей индивидуальное развитие и творческий рост учащихся и педагогов школ района. Продуктом деятельности являются все материалы, расположенные на сайте школы, сборник разработок мастер-классов наших учителей, открытых уроков с использованием дистанционных форм обучения и Интернет ресурсов. Администрация оказывает всестороннюю поддержку проведению областных, районных семинаров и конференций, поддерживая и поощряя участие учителей - предметников в различных конкурсах и олимпиадах районного, областного уровней. В школе обучается 32 класс-комплекта. На начало учебного года количество учащихся - 579, которые осваивают учебные программы типового учебного плана, составленного на основе ГОСО. Базовый компонент сохранен полностью, часы вариативного школьного и ученического компонента распределены в соответствии с желаниями детей. Отдельным блоком в плане работы школы представлена работа с талантливыми и одарёнными детьми, результаты которой по участию в олимпиадах, конкурсах, научных проектах ежегодно количественно и качественно повышаются. Это является показателем эффективного преподавания. В школе функционирует профессиональное сообщество «Когам», которым руководит учитель 1 уровня З.А., действуют творческие объединения учителей - «Іскерлік», которую возглавляет учитель физики Оте Р.К. (отличник образования); «Ізденіс» под руководством учителя химии А.К. ( 3 уровень); вдохновителем группы «Тестилеу» является учитель биологии Г,Т. ( 1 уровень); учитель казахского языка и литературы А.К. ведет группу «Шығармашылық». Учителя-предметники объединены едиными целями и задачами, взаимодействуя в школьных методических объединениях, а их всего четыре. «Школу молодого учителя» координирует учитель истории Б.С. (2 уровень). [Приложение № 5]. Эти данные еще раз подтверждают о высоком потенциале педагогического коллектива. Статистические данные по школе в динамике показывают состояние и качество знаний за последние три года. А они таковы: за 2012-2013 и 2013-2014 учебные годы составило 61% и 59 % соответственно, а вот за 1 полугодие текущего года- 50%, что заставляет задуматься: почему идет такое снижение качества знаний? [Приложение № 6] Но в то же время анализ результататов ЕНТ за последние три года указывают на стабильный рост качества знаний наших выпускников: 2011-2012 уч. год - 64,5 %, 2012-2013 уч.год -69,6%, 2013- 2014 уч.год.- 80,9 %[Приложение № 7], что позволяет судить о высокой компетентности и профессионализме учителей – предметников школы, ориентированных на повышение качества знаний и компетентность учащихся, и , как уже мной упоминалось выше, что в школе успешно внедряются идеи семи модулей Программы. Красной нитью прослеживается тот факт, что большая часть коллектива успешно идет в ногу со временем в плане преобразования практики преподавания и обучения. В школе функционирует 22 учебных кабинета, в их числе мультимедийный с 14-ю компьютерами, что, на мой взгляд, недостаточно для школы с таким количеством учащихся, так как в свете современных требований ученик должен обладать «прочными навыками эффективного использования цифровых ресурсов в процессе преподавания, а также автоматизированной системой управления процессом обучения» [1.стр.104 ]. Школа укомплектована кабинетами химии, биологии, физики; кабинеты математики, русского и казахского языков оснащены интерактивными досками. В школе сложилась благоприятная, способствующая обучению обстановка: уютные кабинеты, хотя не все отвечают требованиям ГОСО. В школе присутствует позитивная социальная среда, благодаря хорошо поставленной работе психолога. Следующим шагом оценивания состояния школы, с целью разработки и внедрения изменений, соответствующих специфике нашей школы, было социологическое исследование путем анкетирования учителей, учеников и родителей.[4.стр.88,136, 145,156,]. В анкетировании приняли участие 67 учащихся 8-х классов. Данные анкетирования показали, что в большинстве своем это принимающие ученики, которые доверяют школе, удовлетворены учителями и доброжелательно встречают их (71%), прилежно и с удовольствием посещают школу (73%), но также было выявлено, что ребята считают: многие учителя неинтересно и однообразно преподают, предлагают мало заданий на сообразительность, на уроках больше говорят учителя и не дают возможности отстаивать собственное мнение, не всем легко дается обучение. Некоторые ребята указали, что могут учиться легко, но учатся неважно ( 34%),что хотели бы больше самостоятельности и видеть в своих учителях современных, ответственных и открытых к диалогу харизматичных личностей (73%). Они также желали быть более вовлеченными в процесс обучения. Мнение учащихся указывает на ряд проблем, на которые нужно обратить пристальное внимание.[ Приложение № 8] Ответы учеников на вопросы анкет говорят об их готовности к переменам, что они готовы обучаться в атмосфере сотрудничества, работая в группах; они с удовольствием ходят в школу, у них есть любимые предметы и учителя и что они любят учиться. Мое внимание привлек тот факт, что ученикам нравится то, что многое на уроке дает сам учитель. На вопрос: Тебе нравится, когда многое на уроке дает сам учитель? 64% учащихся ответили , что легче им познать новый материал, когда они получают готовые знания, тогда как «знания, получаемые в рамках «традиционной», основанной на трансляции готовых знаний, методики преподавания не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействия с уже имеющимися знаниями.» [1. стр.107]. У меня сложилось мнение, что в большинстве своем так оно и есть: учителя продолжают подавать новый материал в готовом виде, «по-старинке», хотя во многих звеньях старших и средних классов трудятся учителя-лидеры. Это натолкнуло меня на мысль, что не все так гладко в отношении тех начатых преобразований, о которых в нашей беседе упомянул директор школы. Посещение уроков моих коллег подтвердило мои догадки: не во всех кабинетах имеется возможность проводить групповую работу, т.к. они не соответствуют требованиям ГОСО и Сан.Пина. Учителя - предметники не вовлекают учащихся к выработке целей урока и критериев успеха, учащиеся не систематически принимают участие в само- и взаимооценивании своих товарищей. «На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития. И только при условии, что все учителя будут придерживаться единых принципов при проведении оценивания, возможно добиться положительного результата». [3.стр.10 ] Учащиеся во время урока не имеют возможности передвигаться по кабинету и практически не имеют доступа к интернету (отсутствует вай-фай), а интерактивные доски в большинстве своем находятся в тех кабинетах, где нет никакой возможности создания коллаборативной среды. За свой 30- летний педагогический стаж, я сталкивалась со многими проблемами школы. Хочется остановиться на одной из самых серьезных – это отношение родителей к школе. В первую очередь это касается посещаемости родителей школьных собраний. В начальных классах они принимают активное участие в школьной жизни своих детей, интересуются их учебой. Но чем старше становится ребенок, тем больше родители отдаляются от школы. Они не интересуются, чем заняты дети в школе, какова их успеваемость. Эта позиция родителей непонятна для меня. Проводя анкетирование, мне хотелось выяснить причины такого равнодушного отношения к обучению своих детей. Во время практики, мы провели встречу с родителями, постарались донести цели и задачи исследования, рассказали о необходимости преобразований в системе образования, объяснили сущность семи модулей Программы, которые будут внедряться в структуру урока для дальнейшего повышения качества обучения.[см.Приложение № 9]. Анализ анкет показал: 89% родителей удовлетворены уровнем преподавания в школе, 6 % затруднились ответить на вопрос. Это говорит о том, что у родителей сложилось индифферентное отношение к школе и проблемам своего ребёнка или отвечали неискренне на предложенные вопросы. Из беседы с родителями выявилось, что негативные суждения возникли у родителей, чьи дети имеют проблемы с дисциплиной и создают конфликтные ситуации. Они высказали ряд претензий к отдельным педагогам, отметили, на каких уроках их детям неинтересно, усвоение каких предметов вызывает затруднения. Не удовлетворены учебным процессом 5 % родителей. Этот факт является информацией к размышлению о том, что и как необходимо изменить в школьной практике преподавания, которые полностью удовлетворяли бы образовательные потребности родителей и учащихся. В целом, большинство родителей (82%) уверены и спокойны за то, что школа по-настоящему готовит ребенка к самостоятельной жизни, учителя учитывают индивидуальные особенности детей (84%) и дают прочные и глубокие знания, проводят мероприятия, которые интересны и полезны детям. Они также согласны с тем, что администрация школы и учителя создают все условия для выявления и развития способностей учащихся (88%). Мое глубокое убеждение, как учителя со стажем и опытом, в том, что такая поддержка со стороны родителей недостаточна для проведения преобразований. Следует обратить особое внимание на работу классных руководителей по активизации и привлечению родительских комитетов к готовящимся преобразованиям школьной практики. Конечно, у родителей это вызвало определенный интерес, они обещали оказать нам помощь и содействие, тем самым выражая свою готовность в оказании поддержки нам. Для выяснения мнения коллег было организовано проведение анкетирование коллектива на методсовете по следующим вопросам: «Что будет способствовать повышению качества знаний учеников? Как улучшить учебную мотивацию? Что бы Вы изменили в практике преподавания и обучения? и т.д.». В анкетировании - на выявление способностей учителя к саморазвитию, приняли участие 36 учителей, так как для успешного проведения исследования в действии желательно было узнать, насколько учителя умеют анализировать свою деятельность, управлять своим профессиональным развитием и их открытость. Анализ анкет показал, что 32 учителя имеют активное развитие; 24 коллеги выразили желание принимать целесообразные решения и брать на себя ответственность; принять участие в освоении и внедрении новых педагогических технологий выразили 24 коллеги. Это неплохой результат, значит, педагоги желают и могут измениться. Опираясь на результаты сбора данных, можно сделать следующие выводы: учителя профессионально развиваются, подвергая переосмыслению собственную практику (29/80%), но есть учителя с высоким уровнем индивидуальной автономии: не все готовы делиться собственной практикой и ревностно охраняют свои достижения, ресурсы, ограничивая профессиональную деятельность рамками своего класса (9/25%). Также было выявлено, что большая часть респондентов из числа педагогов, работающих в классах, где более высокий процент качества знаний, обучались на трехуровневых курсах и внедряют в свою практику идеи семи модулей Программы. А в классах, где преподают учителя, не обучавшиеся на вышеназванных курсах,наблюдается низкий процент качества знаний. В процессе беседы учителя признали, что не систематически используют новые технологии в повседневной практике, объясняя это отсутствием навыков работы с ИКТ, недостаточным умением организовать групповую работу так, чтобы она способствовала развитию у обучающихся умению обучаться. Педагоги озвучили проблему неумения создавать условия по активному вовлечению учащихся в работу и в этом видят причину низкой мотивации у учащихся в преподаваемых классах. «Невысокий уровень учебной мотивации детей в классе на конкретных уроках характеризует не столько проблему ученика, сколько недостатки в работе учителя».[2.стр.5]. Отрадно, что коллеги самокритично относятся к собственной практике преподавания, что позволяет мне судить о том, что тем самым они демонстрируют готовность соответствовать современным требованиям времени и стремятся быть компетентными профессионалами своего дела. Вот и сложился последовательный ряд предложений большинства учителей, согласно выявленным проблемам в преподавании: изменить методику преподавания, отслеживать результат, самосовершенствоваться. Как показало исследование, в ряде классов имеет место быть низкая мотивация учащихся. А вот посредством чего усилить учебную мотивацию, мы обсудили с инициативной группой. Определяя проблему развития мотивации у школьников как ключевую для образования и для общества в целом, А. В. Леонтович отмечает, что потребности определяются как личностными особенностями каждого конкретного ребенка ( уровень способностей, предрасположенность к той или иной деятельности, темперамент и др.), так и социальными факторами (традиции семьи, направленность внутренней среды школы, и др.) [2. стр. 2] Требовалось составление четко разработанного плана развития школы, нацеленного изменить сложившееся положение школы, выйти на новые подходы в преподавании. Для этого необходимо проведение ряда мероприятий: мастер-классов, коучингов, менторинга. Тем более предпосылки мы уже получили, готовность коллектива присутствует, в школе успешно интергрируют идеи семи модулей Программы учителя-лидеры. Теперь только собственное желание меняться в команде единомышленников и поддержка руководства школы будут способствовать продвижению идеи преобразования школьной практики. Использованная литература: 1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. 2. «Учебно - познавательная мотивация ученика как системообразующий внутренний ресурс учебного успеха». Автор Н. Галеева. 3. Методическое руководство «Оценивание учебных достижений учащихся». 4. Сборник по диагностике.[ стр.88,136, 145,156,]. | |
Просмотров: 1162 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|